Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского
Вся научная деятельность Л. С. Выготского была направлена на то, чтобы психология смогла перейти «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности».
Л. С. Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики в процессе освоения индивидом ценностей человеческой цивилизации. Психические функции, данные природой (“натуральные”), преобразуются в функции высшего уровня развития (“культурные”), например, механическая память становится логической, импульсивное действие – произвольным, ассоциативные представления – целенаправленным мышлением, творческим воображением. Этот процесс – следствие процесса интериоризации, т. е. формирования внутренней структуры психики человека посредством усвоения структур внешней социальной деятельности. Это становление подлинно человеческой формы психики благодаря освоению индивидом человеческих ценностей.
Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность, осуществляемая с помощью орудий.
Согласно Л. С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общественной жизни человека возникли, сложились и развились его новые потребности, а сами природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества. Превращение природного материала в историческую форму есть всегда процесс сложного изменения самого типа развития, а отнюдь не простого органического созревания.
Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как “фактора”, а как “источника” развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления.
Анализ кризиса.
Во-первых, кризис начинается и завершается незаметно, его границы не имеют четких очертаний. Резкое обострение наблюдается в середине кризиса, в это время кризис достигает максимальной силы и становится заметным со стороны;
во-вторых, кризис - это всегда изменение. Его причина - возникающие эмоции - чаще негативные; наблюдается асоциальность, которая проявляется в строптивости, падении работоспособности, возрастает количество конфликтов с окружающими; внутренняя жизнь человека в это время связана с мучительными переживаниями;
в-третьих, из любого кризиса есть выход - конструктивный или деструктивный - зависит от человека;
в-четвертых, человек, прошедший кризис, переходит на качественно новую ступень своего развития.
Раскрыть психологическую сущность кризиса - значит, понять внутреннюю динамику развития в этот период. И то, что наибольшее внимание уделяют кризисам детского возраста - понятно, потому что за время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется практически весь, в основных чертах личности. Это революционные, бурные перемены как по скорости, так и по смыслу совершающихся перемен. Но кризисы бывают и у взрослых, которые протекают менее бурно, но это не значит, что они менее важные и безболезненные