Экономическая составляющая эффективности рекламы
Иногда этот вид эффективности называют еще сбытовой, торговой или коммерческой. Для рекламодателя самым основным вопросом всегда является вопрос увеличения прибыли, получаемой в результате проведения рекламных кампаний. Это основной определяющий момент в оценке проведенной кампании. То есть делается попытка проанализировать и сопоставить рекламные расходы и изменение объемов продаж (об этом см. гл. 11).
При рассмотрении данного вопроса определенную пользу приносят такие вспомогательные показатели реальной торговли, как:
• отношение прироста объема продаж товара к сумме затрат на его рекламу;
• отношение прироста прибыли, полученной после рекламной кампании, к сумме рекламных затрат;
• динамика уровня рекламных затрат в общем объеме продаж;
• расходы на рекламу на тысячу потребителей, подвергшихся воздействию всех видов рекламы;
• расходы на рекламу на тысячу потребителей, подвергшихся воздействию конкретного вида рекламы;
• количество покупок товара, спровоцированных рекламой;
• прирост объема сбыта за период, прошедший после рекламной кампании (следует всегда иметь в виду, что зачастую прибыль проявляется не сразу после проведения рекламной кампании).
Достаточно просто можно математически выразить эффект, который дает рекламная кампания.
В самом общем (идеальном) виде формула такой экономической эффективности рекламы выражается следующим образом:
Эр = П - Зр . 100%,
П
где Эр — эффективность рекламы, выраженная в процентах; П — прибыль; Зр — затраты на рекламу.
Однако существуют и более сложные вычисления, а потому и более реальные вычисления зависимости объема продаж от расходов на рекламу, что в итоге характеризует эффективность рекламной акции. Например, формула Ламбена:
Q, =2,024 * Q t-10,565 St0-190,
где Qt — объем продаж за период t; St — расходы на рекламу за период t.
Рис. 12.1 дает графическое представление о составных частях эффективности рекламы (так называемый пирог эффективности).
Еще раз повторим, что абсолютно не верно изменения в объемах продаж, произошедшие в определенный период, относить только на счет рекламы, на счет рекламной кампании.