Занятие 14 (практикум). 'Ъ,, Изучение внимания
Внимание - это психическая функция, которая страдает при всех вариантах ЗПР. Занятие закомит студентов с методиками, изучающими внимание детей с ЗПР. Они используются при определении уровня актуального развития, в дифференциальной диагностике, при прослеживании динамики функции внимания под влиянием медикаментозной терапии, обучения и психокоррекции.
Название методики:«Корректурная проба».
Автор:Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева.
Источник:Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб., 2006.
Возраст обследуемых:дошкольный (с 4 лет).
Цель:оценка умственной работоспособности, избирательности и концентрации внимания.
Стимульный материал.Используется специальный вариант корректурной пробы для дошкольников - лист со 104 трудно вербализуемыми фигурами 10 видов, чередующимися в случайном порядке (рис. 5). Количество фигурок каждого вида различно.
Процедура проведения.Психолог зачеркивает фигурку типа четырехконечной звездочки и предлагает ребенку: «Мы с тобой поиграем в разведчиков. Разведчики всегда очень внимательны. Я сейчас засеку время и посмотрю, сколько ты найдешь точно таких же фигурок, пока я не скажу «Стоп»». Фиксируется:
1. количество найденных за 1 минуту правильных фигурок;
2. количество и тип ошибок. Выделяют два типа ошибок: А.
Смешение перцептивно близких (похожих) фигурок (например, раз
личные звездочки). В. Смешение перцептивно далеких фигурок (на
пример, звездочка - сердечко).
3. наличие значительных отвлечений от выполнения задания
(паузы более 10 секунд);
• ,i >■• ,> ts»
»' >- ■ «v - .,
T
;t)H NTT,,, ■;■;■; ,TRO,r „,.,., „/.... _,., ■ ,.,....
4. уровень критичности выполнения задания. Возможны несколько вариантов: 1) ребенок проявляет отчетливую заинтересованность в результатах обследования и в оценках взрослого, адекватно относится к сделанным ошибкам, переживает их, старается исправить самостоятельно (самокорригируемые ошибки); 2) ребенок старается исправить все допущенные ошибки только после указания на них экспериментатором; 3) ребенок пытается исправить некоторые допущенные ошибки после указания на них обследующим, но прилагает недостаточно усилий к этому; 4) ребенок полностью безразличен к результатам обследования и выявленным ошибкам.
Оценка и интерпретация результатов. Проводится балловая оценка результатов по специальной шкале от 0 до 3 баллов. Она построена как система штрафов, то есть балл тем выше, чем хуже выполняется методика. Высокие баллы говорят о низкой умственной работоспособности и концентрации внимания по сравнению с нормативными данными, которые найдены для разных возрастных групп (табл. 5).
Таблица 5. Балловые оценки выполнения корректурной пробы
Таким образом, большинство нормально развивающихся детей в 4 года могут найти за минуту от 6 до 10 фигур, соответствующих образцу, допуская при этом 1-4 ошибки типа А - зачеркивают перцептивно близкую фигуру. К 5-летнему возрасту ребенок может найти от 9 до 12 фигур, допустив при этом 1-2 ошибки типа А. В 6
лет избирательность внимания и активация деятельности возрастают: ошибки практически исчезают, а результат деятельности увеличивается до 11 - 12 правильно опознанных фигур за 1 минуту.
Дошкольники с ЗПР в эти нормы не попадают, показывая низкий уровень работоспособности, избирательности и концентрации внимания. Они находят меньшее количество фигурок за 1 минуту, допуская при этом большее количество ошибок двух типов. Они чаще, чем здоровые дети не замечают своих ошибок, им необходима помощь психолога, который указывает на них. Значительная часть детей проявляет мало желания и усилий для исправления ошибок даже по просьбе психолога.
Название методики:«Совмещение признаков» (методика
В. М. Когана).
Автор:В. М. Коган.
Источник:Чупров Л. Ф. Психодиагностический набор для исследования интеллектуальной недостаточности у детей младшего школьного возраста (краткое практическое пособие для психологов по использованию диагностической батареи). - М., OIM.RU, 2003. Возраст обследуемых,с 7лет.
Цель:оценка основных характеристик произвольного внимания (концентрации, переключаемости, распределения, устойчивости) и его дефицита, особенностей умственной работоспособности.
Стимульный материал.Основной вариант методики В. М. Когана представляет собой 49 разноцветных карточек (7 форм, 7 цветов) и таблицу совмещения форм. Карточки - это квадраты размером 4 на 4 см, в середине которых располагается одна из семи фигур (шестиугольник, треугольник, круг, ромб, квадрат, овал, равнобедренная трапеция). Каждая из фигур одинаковой конфигурации, изображенная на карточке, имеет свой цвет. Чаще используют цвета: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, коричневый, фиолетовый. Таблица совмещения форм - расчерченный на 49 секторов (квадратов размером 4 на 4 см) лист для раскладывания карточек при процессе совмещения. По левому краю листа обо-, j значены семь цветов в виде полиморфных мазков, а по верхнему -контуры семи фигур (рис. 6).
Процедура проведения.Выполнение методики предполагает ,вр прохождение исследуемым четырех этапов задания. Перед каждым из этапов карточки тщательно перетасовываются экспериментатором. Желательно, чтобы психолог, объяснив цель исследования, сделал показ на нескольких первых карточках, дал возможность попробовать ребенку выполнить эту процедуру и лишь после этого предложил самостоятельное выполнение задания. Перед каждым
этапом работы (II, III, IV) карточки обязательно перемешиваются заново.
На I этапе ребенку предлагают произвести простой пересчет карточек вслух. Дается инструкция: «Пересчитай вслух эти карточки, откладывая их по одной на стол». На этом этапе определяется показатель В|, который свидетельствует об индивидуальном темпе работы испытуемого. Ошибки в пересчете на этом этапе могут указывать на плохой навык пересчета.
На II этапе предлагают произвести пересчет карточек с одновременной их сортировкой по цвету: «Теперь ты должен также вслух пересчитать эти карточки и одновременно раскладывать их на группы по цвету». Временной показатель, полученный по окончанию процедуры, записывают как В,,. Ошибки на II этапе интерпретируются как нарушение концентрации произвольного внимания.
На III этапе происходит операция отвлечения от иррелевант-ного признака (цвета). Цвет, по И. П. Павлову, является сильным признаком. Дается инструкция: «Эти же карточки пересчитывай вслух и при этом сортируй их уже не по цвету, а по форме». Ребенок должен, пересчитывая карточки вслух, располагать их по соответствующим стопкам в зависимости от формы фигур, изображенных на них. Показатель Вт отражает способность к переключению внимания.
На IV этапе перед ребенком кладут таблицу совмещения форм (рис. 6). Ему предлагают раскладывать карточки в соответствии с их местоположением на таблице
Примечание: при подготовке таблицы совмещения форм необходимо заменить названия цветов цветными мазками.
Предполагаемое место карточки находится на пересечении формы и цвета. При этом ребенок должен сопровождать это пересчетом карточек вслух. Дается инструкция: «Ты должен найти место для каждой карточки на этой таблице, учитывая одновременно цвет и форму. При этом по-прежнему веди счет - пересчет карточек». Временные показатели (B|V), наличие ошибок в присчитывании и совмещении отражают особенности такого свойства внимания у исследуемого субъекта как распределение. Известно, что у умственно отсталых детей не вырабатывается навык раскладки карточек с учетом цвета и формы, практически счет за них ведет экспериментатор.
Оценка результатов.Данные фиксируются в протоколе.
Образец протокола исследования по методике «Совмещение признаков»
Показатели В|, Вм, ВИ| и B|V являются самостоятельными диагностическими критериями. Кроме них учитываются показатели «Д» и «К». Показатель «Д» введен В.М.Коганом. Это - дефицит внимания или разница между временем, затраченным на IV этапе и суммой временных затрат на II и III этапах. Он определяется по формуле: Д = B|V - (Bii + Вт). Показатель «Д» указывает на способность или неспособность к совмещению признаков, дефицит произвольного внимания и, в частности, свидетельствует о трудностях его распределения. Этот показатель высок при астенических состояниях и при нарушениях психики по сосудистому типу. Показатель «К», введенный Т. Д. Молодецких и А. Я. Ивановой (1982), назван ими как «коэффициент врабатываемости». Определяется формулой: К = (Д/Biv). Чем меньше величина этого коэффициента, тем выше вра-батываемость исследуемого, тем лучше он усваивает принцип работы. В норме показатель «К» не превышает 0,1 - 0,2. Запись в протоколе количества секунд, потраченных на пересчет десяти карточек, позволит проследить, как нарастают нарушения работоспособности у ребенка в ходе выполнения задания. ;,;,.,.
Полученные у ребенка показатели следует сравнить с нормативными данными. Нормативные данные по методике «Совмещение , признаков» были получены Т. В. Молодецких и А. Я. Ивановой (табл. 6).
Таблица 6.
Показатели выполнения заданий методики «Совмещение признаков» нормально развивающимися детьми (по Т. В. Молодецких, А. Я. Ивановой, 1982)
В таблице 7 приведены данные-, полученные на выборках детей в норме и при задержке психического развития Л. Ф. Чупровым (2003).
Таблица 7.
Показатели выполнения заданий методики «Совмещение признаков» учащимися 1 - 2-ых классов в норме и при ЗПР
Необходимо провести анализ кривых распределения ошибок. Он также был предложен Т. Д. Молодецких и А. Я. Ивановой (1982) -это уже качественный критерий. Авторы выделили четыре типа таких кривых.
«Нормальный»тип - кривая с малым количеством ошибок на II, III и IV этапах (не более 1 - 2), характерна для детей с нормальным развитием. При соответствующих временных показателях она действительно свидетельствует о нормальном уровне умственной
работоспособности. ~ - ^
«Истощающийся»тип - кривые распределения ошибок носят характер неуклонно нарастающей вверх линии от минимального числа ошибок на II этапе и до максимального на IV этапе. Это свидетельствует об истощаемое™, утомляемости и плохой способности сохранять устойчивое внимание.
«Ригидно-возбудимый»тип - кривая, обращенная вверх, свидетельствует о значительном колебании внимания, о трудностях переключения: работоспособность снижается на II этапе, а число ошибок нарастает на III этапе, затем к концу задания (IV этап) работоспособность вновь повышается, но не достигает первоначального уровня.
«Заторможенный»тип - количество ошибок, максимальное на II этапе выполнения методики, достигает минимума в конце, что говорит о значительном затруднении в организации целенаправленного внимания.
Л. Ф. Чупров (2003) в ходе изучения особенностей произвольного внимания у детей с ЗПР получил еще один тип кривой - «лабильный».При этом типе кривой большое количество ошибок дети допускают на II и наибольшее на IV этапах, в то время как на III этапе количество ошибок резко снижается. Этот тип кривой может указывать на затруднения врабатываемости и истощаемость внимания.
В исследовании Л. Ф. Чупрова (2003) у 86% детей с ЗПР были обнаружены кривые, редко встречающиеся в норме: «истощающийся» тип кривой - в 39%; «ригидно-возбудимый» тип в 30%; «заторможенный» тип в 7%. У 10% учащихся с ЗПР отмечается «лабильный» тип кривой, который может указывать на затруднение врабатываемости и истощаемость внимания. Дети с таким типом кривой распределения ошибок допускали максимальное их количество на II, III и IV этапах. Среднее количество ошибок при выполнении II, III и IV этапов было - 3; 1; 10.
14% детей с ЗПР показали «нормальный» тип кривой, но у по
ловины из них были более высокие, по сравнению с нормой, вре
менные показатели. ,. }
Задание для самостоятельной работы
! Подготовка стимульного материала.
*'* i
I
-л. Занятие 15 (практикум).