Психологические
1. Математический аппарат применяется только для статистической обработки данных.
2. Нет единой всеми принимаемой теории.
3. Рассматривает детерминанты реальных людей, с учетом менталитета и т.д., как экономические факторы, так и психологические.
Области исследования.Ученые предпочитают работать с общепринятыми эталонными моделями, и экономические психологи не исключение. В 1981 году Ф. Ван Раай (Раджн) предложил концептуальную схему выработки и таксономии исследовательских проблем экономической психологии. Согласно этой схеме, он приводит примеры возможных исследований.
Рис. 2. Общая модель экономической психологии (Ван Райджн).
На схеме представлена эталонная модель экономической психологии, предложенная Ван Райджном в 1981 году (прямоугольники). Стрелки между прямоугольниками – это определенные взаимоотношения, требующие изучения. Взаимодействиями между различными субъектами, вписанными в прямоугольники, являются исследования в экономической психологии:
A) восприятие различных сторон и факторов экономической реальности;
B) особенности восприятия, предпочтений, установок и мнений, связанных с поведением;
C) удовлетворение и претензии потребителя;
D) спрос и предложение товаров и услуг;
E) дизайн и разработка продуктов, услуг и программ, основанных на удовлетворении требований и опыта участников;
F) насколько оправданные и неоправданные ожидания потребителя изменяют его восприятие рынков и продукции;
G) соотношение общих экономических условий и личных финансовых возможностей семей;
H) влияние типа личности, когнитивного стиля и стиля жизни на восприятие и категоризацию экономической реальности;
I) влияние ситуационных воздействий на экономическое поведение;
J) соотношение удовлетворенность браком, работой и жизнью в целом, с одной стороны, и потреблением и экономической удовлетворенностью, с другой.
Предложенная схема дает широкие возможности для расширения потенциального поля исследования.
Сегодня в западноевропейской и американской науке можно выделить три наиболее разрабатываемых направления исследований, рожденных тремя типами экономической реальности, а именно:
· потребительский рынок, где в центре внимания оказываются психология поведения потребителя и психология ведения домашнего хозяйства;
· сфера бизнеса, где исследуется психологические особенности предпринимателя и его поведение, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.;
· сфера отношений «гражданин-общество», где рассматриваются проблемы реакции граждан на экономическую и налоговую политику государства, социальные блага и льготы, инфляцию, безработицу и пр.
В настоящее время в отечественной экономической психологии сформировались следующие направления исследований и подходы к решению теоретических и практических задач:
· экономико-психологическая методология;
· история экономической психологии;
· психология экономической культуры;
· психология хозяйственных организаций;
· психология трудовых отношений;
· психология занятости;
· психология домашнего хозяйства;
· психолого-профессиональная и экономическая стратификация;
· психология истории хозяйства;
· психология экономического знания.
- психология денег;
- психология потребителя;
- психология спроса;
- психология накопления;
- психология экономического поведения;
- макроэкономическая психология;
- психология предпринимательской деятельности;
- психология рекламы;
- психология принятия решений в хозяйственной деятельности.
Некоторые из данных направлений являются содержанием учебного курса «Экономическая психология» и рассмотрены в данном пособии.