Определение мышления. Виды и процессы мышления. Основные подходы к изучению мышления. Мышление и интеллект
Определения мышления. Немов Р.С. считает, что мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
Леонтьев А.Н. полагает, что под мышлением можно понимать высшую ступень познания.
С.Л. Рубинштейн считает, что мышление – это опосредованное и обобщенное познание объективной реальности
Наиболее традиционным является следующее определение мышления - это процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях, неразрывно связанный с речью и действием.
Классификации мышления
Основание | Классификация |
Мышление, основанное на имеющихся знаниях без привлечения практического опыта | 1.Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. 2. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы; |
Мышление, основанное на имеющихся знаниях с «привлечением окружающей действительности» | 1. Наглядно–образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления. Образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). 2. Наглядно–действенное – процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. |
Мышление, основанное на имеющихся знаниях без привлечения практического опыта | 1.Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. 2. Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы; |
Мышление, основанное на имеющихся знаниях с «привлечением окружающей действительности» | 1. Наглядно–образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности, и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления. Образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). 2. Наглядно–действенное – процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. |
Учеными выделяются также и процессы мышления, среди которых:
1) Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль;
2) Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание;
3) Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки;
4) Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.
Основными операциями мышленияявляются:
- Сравнение - вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.
- Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением;
- Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей;
- Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче;
- Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
- Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.