Глава 1. история управленческой и организационной мысли 1 страница
История ничему не учит, а только наказывает
за незнание уроков.
В.О.Ключевский
- Развитие управленческой и организационной мысли
- Классическое направление менеджмента
- Гуманитарное направление менеджмента
- Современные направления менеджмента
- Развитие управленческой мысли в России
1.1. Развитие управленческой и организационной мысли
Исторические предпосылки возникновения управленческой мысли. Современный термин "менеджмент" происходит от английского слова management - управление, руководство, администрирование, лидерство. По мнению ряда ученых, этимологию слова "менеджмент" трудно установить с предельной точностью, его подлинное значение можно попытаться определить, лишь выявляя его исторические корни.
Так, например, по мнению некоторых ученых, в основе термина "менеджмент" может лежать латинское слово mancepts, означавшее "предприниматель", "подрядчик". Изначально в Древнем Риме так назывался откупщик государственных доходов, а слово mancipium обозначало право собственности и само имущество, находящееся в чьей-либо собственности.
Согласно другим исследованиям слово "менеджмент" происходит от латинского корня manus - рука (manus age - делать руками). Первоначально оно обозначало искусство управления лошадьми (современное итальянское слово maneggiare означает умение управлять лошадью), позже - управление колесницей и умение владеть оружием.
По мнению американского социолога Энтони Джея, автора книги "Менеджмент и Макиавелли", менеджером называли того, кого назначали выполнять какие-либо управленческие функции и осуществлять надзор за производственными процессами в отсутствие собственника предприятия.
В наши дни слово "менеджмент" употребляется для обозначения особой профессиональной деятельности - высокоэффективного управления организациями. Ключевым словом в определении понятия "менеджмент" является именно управление, а под организацией в самом общем случае понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. При этом менеджментом принято называть такое профессиональное управление организацией, которое обеспечивает высокую результативность и эффективность ее работы в ближайшей и долгосрочной перспективе, а также целенаправленное и устойчивое развитие.
Управление как сфера человеческой деятельности появилось давно. Во все времена совместная работа больших или малых групп людей так или иначе требовала управления, а именно: планирования, распределения обязанностей между работниками, объяснения каждому исполнителю его выгоды или необходимости участия в общем деле, контроля за работой со стороны старших и т.п.
Если задуматься и подключить воображение, то можно увидеть основные признаки управленческой деятельности, например в охоте племени древних людей на мамонта. Действительно, прежде чем приступать непосредственно к охоте, следовало решить, кто, когда и с каким оружием пойдет на охоту, т.е. составить план. Кому-то, например вождю племени, нужно было распределить между охотниками конкретные обязанности: несколько человек копают ловчую яму, другие ищут и загоняют мамонта и т.п. При этом требовалось достаточно точно согласовать последовательность всех действий и обеспечить взаимодействие групп охотников, т.е. организовать и скоординировать их работу.
Почему охотники были готовы участвовать в таком трудном и опасном мероприятии? Да потому, что, отказавшись от него, они, скорее всего, не получили бы своей доли мяса. Кроме того, молодые охотники, возможно, стремились продемонстрировать свою силу, смелость и готовность к самостоятельной жизни. Разве нельзя назвать это признаками мотивации? И наконец, при подготовке и в ходе самой охоты, а также в процессе дележа добычи кому-то приходилось контролировать все происходящее и делать выводы. Вряд ли свою долю получал охотник, решивший отсидеться в безопасном месте, пока другие добывали пропитание для своего племени. Налицо функция контроля.
Изречения древнекитайского философа Конфуция (ок. 551 - 479 гг. до н. э.) и сегодня могут использоваться в качестве рекомендаций руководителям:
- "Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь".
- "Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?"
- "Когда какой-нибудь правитель пригласит меня на службу, то у него уже в течение года станет лучше, а через три он обретет успех".
Вспомним теперь Древнюю Грецию. Уже тогда в греческом языке существовало слово demagogia, обозначавшее искусство управления людьми, народом, страной (demos - народ, ago - веду). Расцвет древнегреческой демократии требовал специфической формы управления - умения с помощью слова повести за собой массы людей. Большие массы людей, имевших статус свободных граждан, принудить силой к чему-либо было практически невозможно.
Считается, что именно древнегреческий мыслитель Сократ (ок. 469 г. до н. э. - 399 г. до н. э.) первым высказал мнение о том, что искусству управления необходимо обучать. Он считал ошибочной распространенную в его время идею, что величайшее из знаний - искусство управления государством - дается человеку само собой. Кроме того, он утверждал, что особенно нуждаются в обучении искусству управления люди одаренные, имеющие способности к управлению, потому что именно им чаще всего присущи неукротимость и необузданность, и без знаний эти люди могут причинить государству вред. Если же их обучить искусству управления, они принесут государству неоценимую пользу.
По мнению Сократа, хороший правитель - это мудрый правитель, обладающий знанием добра и зла и опирающийся в своей деятельности на это знание. Высшей добродетелью является добродетель политическая, к которой относится искусство управления государством. Основа благополучия государства состоит в нерушимости законов, в повиновении граждан и правителей этим законам. Сократ сформулировал идею об универсальном характере управления: чтобы управлять домом и управлять государством, необходимо одно и то же знание о единой добродетели. По его словам, не умея строить один дом, как можно взяться за строительство десяти тысяч? При наличии же соответствующего знания предмета и умения управлять людьми человек сможет одинаково успешно руководить как домом, так и войском, так и государством. Сократ указывал, что при всей своей специфике эти знания и умения - части единой добродетели и их не следует смешивать с занятиями ремесленника, сапожника, медика, музыканта, поскольку навыки и мастерство последних вообще не относятся к сфере добродетели. Таким образом, Сократ первым поставил вопрос о разделении управленческого и исполнительского труда.
Дальнейшее развитие управленческие идеи Сократа получили в трудах Платона (ок. 427 г. до н. э. - ок. 348 г. до н. э.) и Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.). Платон, ученик Сократа, первым высказал идеи о необходимости горизонтального разделения труда: "Человек не может работать одновременно и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть нет возможности. Каждый должен делать то, что умеет лучше всего. В государстве люди зависят друг от друга, и каждый выполняет свою работу на благо других людей".
Аристотель - греческий философ, ученик Платона - не соглашался со своим учителем по многим вопросам, в том числе и в принципах идеального государственного устройства. Аристотель считал, что основой государства должна быть частная собственность, поскольку она коренится в природе человека. Философ был против обобществления имущества в государстве. Свои воззрения на государственное устройство отразил в работе "Афинская полития".
Таким образом, управление совместной деятельностью людей существовало практически с момента появления человеческого общества. Можно утверждать, что на протяжении всей истории человечества развивались также и знания об управлении, формировались принципы, способы, методы управления людьми, предприятиями и целыми странами.
Знания об управлении формировались в основном эволюционным путем (постепенно). Однако во все времена на развитие этой науки сильное влияние оказывали различные исторические изменения: в политике, экономике, в системе социально-экономических отношений. Поэтому можно условно выделить события и периоды, которые послужили наиболее заметными толчковыми моментами для развития управленческой мысли. Их часто называют "управленческими революциями" (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Управленческие революции <1>
N п/п | Наименование (по характеру) | Хронологический период | Связь с историческими лицами или событиями | Особенности качественных изменений в менеджменте |
Религиозно-коммерческая революция | V тыс. до н. э. | Зарождение письменности в древнем Шумере, которое привело к возникновению особой прослойки общества-жрецов, занимающихся коммерческой деятельностью | Выделился новый религиозный слой, который занимался торговыми операциями | |
Светско-административная революция | 1792 - 1750 гг. до н. э. | Царь Хаммурапи создал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами | Произошло отделение функции управления государством от церковной власти | |
Производственно-строительная революция | 605 - 562 гг. до н. э. | Правление Навуходоносора (автора проекта Вавилонской башни и висячих садов). Навуходоносор создал систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах | Выделилась группа людей, профессионально занимающихся управлением в области производства и строительства | |
Зарождение профессионального управления | XVIII - XIX вв. | Период зарождения капитализма и индустриального прогресса европейской цивилизации. Внедряются прикладные разработки и эксперименты, помогающие определить нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда | Отделение управления от собственности. Появление профессиональных наемных управляющих | |
Бюрократическая революция | Конец XIX - начало XX вв. | Концепция "рациональной бюрократии" М. Вебера. Формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров | Выделение специализированных групп управленцев, за которыми закрепляются функции |
--------------------------------
<1> Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. 5-е изд. М.: Академический Проект: Трикста, 2005.
Однако, как вы помните, менеджментом мы называем не любую управленческую деятельность, а профессиональное управление хозяйственными организациями, обеспечивающее их эффективное функционирование и развитие. При этом в наши дни менеджмент представляет собой сложную, многогранную и очень интересную науку. Поэтому в этой главе речь пойдет не об истории управления как сферы человеческой деятельности вообще и даже не об истории развития знаний об управлении, а об основных этапах становления научного менеджмента, заложившего теоретические основы профессионального управления. Другими словами, вы познакомитесь с развитием теории и становлением научных школ менеджмента.
Основной силой, поднявшей научный интерес к управлению, была промышленная революция. Пожалуй, практики оказали не меньшее влияние на судьбу только еще рождающейся молодой науки, чем теоретики. Непосредственным источником "научного менеджмента" и тейлоризма XX в. надо считать деятельность так называемых основоположников "научного менеджмента" XVIII - XIX вв. - периода интенсивного технического перевооружения производства, возможности для которого открылись благодаря промышленному перевороту.
Интенсивные систематические исследования в сфере управления, проводимые с применением научных методов, начались в США в конце XIX в. под руководством американского инженера и ученого Фредерика Уинслоу Тейлора. Первым серьезным вкладом в развитие менеджмента как науки принято считать публикацию в 1911 г. его книги "Принципы научного менеджмента" ("The Principles of Scientific Management").
Примечание. Научная школа менеджмента - это совокупность схожих идей, концепций и методов в сфере управления, а также коллектив ученых, разрабатывающих под руководством главы (основателя, лидера) школы выдвинутую им программу исследований.
Начиная с этого периода и по настоящее время ведутся разнообразные исследования в области менеджмента, появляются новые научные направления, теории и концепции, публикуются научные труды, учебники и руководства для практикующих менеджеров.
В наши дни существует несколько подходов к классификации исторически сформировавшихся научных школ (теорий) менеджмента. Для правильного понимания идей и направлений развития научных школ менеджмента мы воспользуемся следующей классификацией:
1. Классическое направление менеджмента:
- школа научного менеджмента;
- административная школа;
- бюрократическая школа.
2. Гуманитарное направление менеджмента:
- школа человеческих отношений;
- школа наук о поведении.
3. Современные направления менеджмента:
- школа количественных методов;
- системный подход к менеджменту;
- процессный подход к менеджменту;
- ситуационный подход к менеджменту.
В следующих параграфах вы узнаете имена основоположников и познакомитесь с основными положениями этих научных направлений и школ менеджмента.
1.2. Классическое направление менеджмента
Школа научного менеджмента. Основателем научной школы, получившей впоследствии название школы научного менеджмента, был американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915). В наши дни его часто называют отцом научного менеджмента. Именно Ф. Тейлор впервые предложил использовать разнообразные научные методы для изучения процессов труда и управления им, а также для повышения его эффективности и результативности. Соратниками, единомышленниками и последователями Тейлора были: Фрэнк Гилбрет, Лилиан Гилбрет, Генри Лоуренс Гантт, Гаррингтон Эмерсон, Генри Форд и др.
Фредерик Уинслоу Тейлор (Frederick Winslow Taylor, 1856 - 1915) родился 20 марта 1856 г. в американском г. Джермантаун (Germantown), Филадельфия, в семье юриста. Стремясь дать сыну разностороннее образование, родители отправили его обучаться в Европу. Влияние образованных родителей, путешествие по Европе, обучение в привилегированной школе позволили Тейлору получить глубокие и разносторонние знания. Собираясь пойти по стопам отца и стать юристом, Тейлор в 1872 г. поступил в Академию Филиппа Экстера в Нью-Гемпшире, однако из-за проблем со зрением от учебы и карьеры юриста пришлось отказаться.
В 1875 г. Тейлор устроился на должность механика в небольшую гидравлическую мастерскую в Филадельфии. Тремя годами позже он поступил на работу в Мидвельскую сталелитейную компанию (Midvale Steel Corporation), где быстро продвинулся с должности механика до главного инженера. Тейлор увлекался спортом - легкой атлетикой, бейсболом, крикетом, футболом, туризмом, коньками и гимнастикой. В 1881 г. он стал чемпионом США в парных соревнованиях по теннису. Обучаясь заочно, в 1883 г. Тейлор получил диплом инженера-механика Стивенсовского технологического института, где прошел фундаментальную подготовку по инженерным и математическим наукам. В 1884 г. став главным инженером Мидвельской сталелитейной компании, Тейлор впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда.
Фредерик Тейлор был выдающимся изобретателем в области организации производства и металловедения, получив за свою жизнь более 100 патентов. Работая в Мидвельской сталелитейной компании, он начал внедрять методы, впоследствии вошедшие в его систему "научного менеджмента". По мнению Тейлора, "научное управление - не что иное, как средство, экономящее труд".
С 1890 г. Тейлор работал главным управляющим компании, производившей бумажное волокно, а с 1893 г. - инженером-консультантом по менеджменту сразу на нескольких предприятиях. В 1895 г. он опубликовал свою первую статью по менеджменту. В 1898 - 1901 гг. Тейлор работал в Бетлехемской <1> сталелитейной корпорации (Bethlehem Steel Corporation), где активно внедрял свои нововведения по рационализации труда и повышению его производительности. В 1903 г. вышла его книга "Цеховой менеджмент", а в 1911 г. - "Принципы научного менеджмента". В 1906 г. Тейлор был избран президентом Американского общества инженеров-механиков.
--------------------------------
<1> Другой вариант кириллической транслитерации - "Вифлеемской".
Имеются исторические свидетельства о том, что в течение длительного времени идеи Тейлора подвергались нападкам со стороны лидеров американских профсоюзов. Причиной "кампании всеобщего презрения" было то, что согласно Тейлору любой труд, как квалифицированный, так и неквалифицированный, должен быть проанализирован, систематизирован и передан в процессе обучения любому человеку (впоследствии из этих идей выросла современная система профессионально-технического обучения). Однако американские профсоюзы конца XIX - начала XX вв. ревностно охраняли "секреты мастерства" своих работников, препятствуя систематизации знаний и их письменному описанию. Идеи Тейлора настолько задевали их интересы, что профсоюзные лидеры добились от Конгресса США принятия закона, запрещающего "исследования рабочих операций" на государственных оружейных заводах и судоверфях. Эти запреты действовали вплоть до окончания Второй мировой войны.
Собственники предприятий критиковали Тейлора за его мнение, что значительная часть доходов, получаемых в результате внедрения "научных методов управления", должна доставаться рабочим. В первой главе своей книги "Принципы научного менеджмента" Тейлор писал: "Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника". И далее: "Большинство этих людей полагает, что основные интересы предпринимателей и рабочих по необходимости противоположны. Научная организация управления, напротив, исходит... из твердого убеждения в том, что истинные интересы тех и других вполне совпадают; что благосостояние для предпринимателя не может иметь места в течение долгого ряда лет, если оно не сопровождается благосостоянием для занятых в его предприятии рабочих..."
Начав профессиональный путь простым рабочим, Фредерик Тейлор вырос сначала до мастера, затем до главного инженера и пайщика нескольких крупных компаний. А под конец жизни стал миллионером, известным всему миру публицистом и консультантом, преподавателем лучших американских университетов и школ бизнеса.
Для любознательных... Фрэнк Банкер Гилбрет (Frank Bunker Gilbreth, 1868 - 1924) родился 7 июля 1868 г. в Фэйрфилде, штат Мэн, США. Учился в академии Филипса в Эндовере, затем в бостонской школе грамматики Райса. По окончании школы работал учеником каменщика, изучил строительное дело, начал разрабатывать методы сокращения потерь рабочего времени. В апреле 1895 г. открыл в Бостоне собственную строительную фирму. С 1907 по 1913 г. сотрудничал с Ф. Тейлором и Г. Ганттом в разработке "научных методов управления", его вклад заключался в создании "науки о движении". Гилбрет разработал специальные технологические карты, в которых отражалась последовательность всех совершаемых операций. В 1912 г. открыл собственную консультационную фирму, чтобы сконцентрировать внимание на "технике управления". В 1917 г. применял свою науку движений, находясь на службе в американской армии в звании майора.
Лилиан Эвелин Моллер Гилбрет (Lillian Evelyn Moller Gilbreth, 1878 - 1972) родилась 24 мая 1878 г. в Окленде, штат Калифорния, США. После домашнего обучения и занятий в городской школе Окленда поступила в Калифорнийский университет, где в 1900 г. получила степень бакалавра, а позднее - степень магистра по английской литературе. Готовясь к защите докторской диссертации "Психология менеджмента", в 1903 г. она совершила путешествие по Европе. Позже получила должность профессора менеджмента. В октябре 1904 г. вышла замуж за Фрэнка Гилбрета.
Лилиан Гилбрет - преподаватель и специалист по промышленной психологии, оценившая необходимость хороших человеческих отношений на рабочем месте. После смерти мужа участвовала вместо него в I Международном конгрессе по проблемам управления в Праге, продолжала управлять фирмой, писать научные работы, преподавать в университете Пардье, помогать общественным организациям. Получила свыше двадцати почетных званий и специальных благодарностей. Лилиан Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется управлением кадрами. Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка персонала.
Генри Лоуренс Гантт (Henry Laurence Gantt, 1861 - 1919) - американский инженер. Интересовался не отдельными операциями, а производственными процессами в целом. Согласно Гантту "основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования распределения задач, а также способах распределения поощрений за их выполнение". Гантт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Он разработал целую систему плановых графиков (графики Гантта), позволяющих осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее.
К числу организационных изобретений Гантта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты труда работников резко повышала их заинтересованность в выполнении и перевыполнении высокой нормы (при невыполнении запланированной нормы работа оплачивалась по часовой ставке). Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте.
Гаррингтон Эмерсон (Garrington Emerson, 1853 - 1931) родился 2 августа 1853 г. в американском г. Трентоне, штат Нью-Джерси. Получив превосходное образование в Европе, Эмерсон в возрасте 23 лет возглавил отделение лингвистики университета штата Небраска. Но уже через шесть лет оставил научную карьеру и занялся банковскими операциями и торговлей недвижимостью. В течение шести лет, с 1885 по 1891 г., проводил экономические и инженерные исследования в интересах железнодорожного транспорта.
В ходе исследований Эмерсон обосновывает ключевое понятие своей научной концепции - "производительность труда". В 1900 г. вышла его книга "Производительность как основание для управления и оплаты труда", а в 1912 - главный труд его жизни "Двенадцать принципов производительности".
Двенадцать принципов производительности по Г. Эмерсону:
1. Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления.
2. Здравый смысл, т.е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей.
3. Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным.
4. Дисциплина - подчинение всех членов коллектива установленным правилами распорядку.
5. Справедливое отношение к персоналу.
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями.
7. Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива.
8. Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери.
9. Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты.
10. Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции.
11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.
12. Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.
Несмотря на то что Г. Эмерсон поддерживал отношения с Ф. Тейлором и его учениками, формально он никогда не принадлежал к их группе. С 1907 по 1923 г. он возглавлял "Эмерсоновскую компанию инженеров по эффективности".
Генри Форд (Henry Ford, 1863 - 1947) - американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей, впоследствии расположенных по всему миру. В начале эпохи автомобилестроения завод Форда выпускал самые дешевые автомобили под лозунгом "Автомобиль для всех". Компания Ford Motor Company существует и в наши дни.
Генри Форд известен также тем, что, основываясь на идеях Ф. Тейлора, впервые стал использовать промышленный конвейер. Вопреки распространенному заблуждению, конвейер внедряли и до этого, однако Генри Форд создал первую коммерчески успешную линию. Книга Форда "Моя жизнь, мои достижения" является классическим произведением по научной организации труда.
Основные идеи и методы школы научного менеджмента сформировались в период с 1885 по 1920-е гг. Впервые было сформировано представление о менеджменте как необходимом элементе производства. Стала очевидной возможность применения научных методов в управлении предприятиями.
Примечание. Основоположники школы научного менеджмента полагали, что, проводя наблюдения, замеры и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда и добиться повышения его эффективности.
Поэтому на первом этапе развития школы проводился анализ содержания различных видов работ и определения их основных компонентов. С помощью хронометров и кинокамер наблюдались и замерялись движения рабочих при выполнении ими типовых операций, время их выполнения, величины грузов и т.п. Количественной оценке подвергалось все, вплоть до размеров лопат и объемов перебрасываемой руды.
Предполагалось, что на основе результатов замеров и анализа удастся сформировать идеальный технологический процесс ручного труда без лишних движений и потерь времени. Кроме того, широко использовался аппарат формальной логики.
В своей книге "Принципы научного менеджмента" Фредерик Тейлор изложил пять принципов повышения производительности труда:
- первый принцип: надо изучить задачу и проанализировать движения, которые требуются для ее выполнения;
- второй принцип сводится к описанию каждого движения, составляющих его усилий и измерению времени, затраченного на каждое из них;
- третий принцип призывает устранить все лишние движения;
- четвертый принцип: оставшиеся движения последовательно соединяются так, чтобы работник тратил на них минимум физических и умственных усилий и, естественно, времени;
- пятый принцип: необходимо изменить конструкцию инструментов, используемых работником для выполнения задачи.
Научный менеджмент не пренебрегал изучением человеческого фактора:
- систематически использовалось стимулирование работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда;
- формировались новые нормы и формы оплаты;
- предусматривались перерывы в работе;
- признавалась важность правильного подбора и обучения людей.
Для любознательных... Из книги Ф.Тейлора "Принципы научного управления"...
...У Вифлеемской Стальной Компании было пять чугуноплавильных печей, продукт которых переносила специальная артель рабочих бессменно уже в течение многих лет. Эта артель к рассматриваемому моменту состояла из 75 человек. Мы высчитали, что эта партия нагружала вагоны со средней производительностью около 12,5 т на одного рабочего в день. Мы были очень удивлены, когда в результате теоретического изучения вопроса пришли к выводу, что первоклассный носильщик чугуна должен был бы в течение дня перенести от 47 до 48 т вместо 12,5 т.