Критика о романе И. А. Гончарова
Н. А. Добролюбов
Ему (Гончарову)нет дела до читателя и до выводов, какие вы сделаете из романа: это уж ваше дело. Ошибетесь — пеняйте на свою близорукость, а никак не автора. Он представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определять степень достоинства изображенных предметов: он к этому совершенно равнодушен...
История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману Гончарова гораздо более общественного значения, нежели сколько имеют его все наши обличительные повести. В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели
просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени...
В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении,
отчасти же в образе его умственного и нравственного развития...
Ясно, что Обломов не тупая, апатичная натура, без стремлений и чувства, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от
собственных умственных усилий, а от других, — развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством Обломова, так они взаимно
проникают друг в друга и одно другим обусловливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между ними какую-нибудь границу. Это нравственное рабство Обломова составляет едва ли не самую любопытную сторону его личности и всей его истории.
Давно уже замечено, что все герои замечательнейших русских повестей и романов страдают оттого, что не видят цели в жизни и не находят себе приличной деятельности. Вследствие того они чувствуют скуку и отвращение от всякого дела, в чем представляют разительное сходство с Обломовым. В самом деле — раскройте, например, «Онегина», «Героя нашего времени», «Кто виноват?», «Рудина», или «Лишнего человека», — в каждом из них вы найдете черты, почти буквально сходные с чертами Обломова...
Гончаров, умевший понять и показать нам нашу обломовщину, не мог, однако, не заплатить дань общему заблуждению, до сих пор столь сильному в нашем обществе: он решился похоронить обломовщину, сказать
ей похвальное надгробное слово. «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век», — говорит он устами Штольца, и говорит неправду. Вся Россия, которая прочитала или прочтет «Обломова», не согласится с этим.
Нет, Обломовка есть наша прямая родина, ее владельцы — наши воспитатели, ее триста Захаров всегда готовы к услугам...
Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову — Штольца. Но по поводу этого лица мы должны еще раз повторить наше постоянное мнение, — что литература не может забегать слишком далеко вперед жизни. Штольцев, людей с цельным,
деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества...
Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни. Оттого она, необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли, поражает
нас до того, что мы готовы усомниться в ее даже поэтической правде и сказать: «Таких девушек не бывает». Но, следя за нею во все продолжение романа, мы находим, что она постоянно верна себе и своему развитию,
что она представляет не сентенцию автора, а живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали. В ней-то более, нежели в Штольце, можно увидеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слово, которое сожжет и развеет обломовщину… (Из статьи «Что такое обломовщина?», 1859г. )
А. В. Дружинин
Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, — есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целости того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией...
Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне сознанных, являющихся нам как будто в тумане...
Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви — это факт, и против него спорить невозможно. Сам его творец беспредельно предан Обломову, и в этом вся причина глубины его создания...
Во всех первых главах романа, до самого «Сна», г. Гончаров откровенно выводит перед нами того героя, который ему сказывался прежде, того Илью Ильича, который представлялся ему как уродливое явление уродливой русской жизни...
«Сон Обломова»! — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной...
Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, — «Сон» его разъясняет все наши недоразумения и, не давая нам ни одного голого толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова...
Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Ильи Ильича так, как мы его теперь знаем, без Ольгиного взгляда на героя мы до сих пор не глядели бы на него надлежащим образом. В сближении этих двух основных лиц произведения все в высшей степени естественно, каждая подробность удовлетворяет взыскательнейшим требованиям искусства — и между тем сколько психологической глубины и мудро-
сти через него развивается перед нами!..
Мы уже сказали, что нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через любовь — и может ли быть иначе с чистою, детски ласковой русской душою, от которой даже ее леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказывался вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми сокровищами, что перед ней открылись. Вот факты внешние, а от них лишь один шаг до
самой существенной истины романа. Ольга поняла Обломова ближе, чем понял его Штольц, ближе, чем все лица, ему преданные...
Сознание Ольги так полно — и задача, ею выполненная в романе, выполнена так богато, что дальнейшее пояснение типа Обломова через другие персонажи становится роскошью, иногда ненужною. Одним из
представителей этой излишней роскоши является нам Штольц, которым, как кажется, недовольны многие из почитателей г. Гончарова. Для нас совершенно ясно, что это лицо было задумано и обдумано прежде Ольги, что
на его долю, в прежней идее автора, падал великий труд
уяснения Обломова и обломовщины путем всем понятного противопоставления двух героев...
...Окиньте весь роман внимательным взглядом, и вы увидите, как много в нем лиц, преданных Илье Ильичу и даже обожающих его, этого кроткого голубя, по выражению Ольги. И Захар, и Анисья, и Штольц, и Ольга, и
вялый Алексеев — все привлечены прелестью этой чистой и цельной натуры, перед которою один только Тарантьев может стоять, не улыбаясь и не чувствуя на душе теплоты, не подшучивая над ней и не желая ее
приголубить. Зато Тарантьев - мерзавец, мазурик; ком грязи, скверный булыжник сидит у него в груди вместо сердца, и Тарантьева мы ненавидим, так что, явись он живой перед нами, мы бы почли за наслаждение побить
его собственноручно...
Но ничье обожание (даже считая тут чувства Ольги в лучшую пору ее увлечения) не трогает нас так, как любовь Агафьи Матвеевны к Обломову, той самой Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая с первого своего
появления показалась нам злым ангелом Ильи Ильича, — и увы! действительно сделалась его злым ангелом. Агафья Матвеевна, тихая, преданная, всякую минуту готовая умереть за нашего друга, действительно
загубила его вконец, навалила гробовой камень над всеми его стремлениями, ввергнула его в зияющую пучину на миг оставленной обломовщины, но этой женщине все будет прощено за то, что она много любила...
...Заспанный Обломов, уроженец заспанной, но все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственных болезней, какими страдает не один из практических людей, кидающих в него камнями. Он не имеет ничего
общего с бесчисленной массой грешников нашего времени, самонадеянно берущихся за дела, к которым не имеют призвания. Он не заражен житейским развратом и на всякую вещь смотрит прямо, не считая нужным стесняться перед кем-нибудь или перед чем-нибудь в жизни. Он сам не способен ни к какой деятельности, усилия Андрея и Ольги к пробуждению этой апатии остались без успеха, но из этого еще далеко не
следует, чтоб другие люди при других условиях не могли подвинуть Обломова на мысль и благое дело. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту
ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества, которые сами по себе, посреди величайшей практической запутанности, часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих...
Обломов, как живое лицо, достаточно полон для того, чтоб мы могли судить о нем в разных положениях, даже не замеченных его автором. По практичности, по силе воли, по знанию жизни он далеко ниже своей Ольги и Штольца, людей хороших и современных; по инстинкту правды и теплоте своей натуры он их несомненно выше...
Не за комические стороны, не за жалостную жизнь, не за проявление общих всем нам слабостей любим мы Илью Ильича Обломова. Он дорог нам как человек своего края и своего времени, как незлобный и нежный ребенок, способный, при иных обстоятельствах жизни и ином развитии, на дела истинной любви и милосердия...
И наконец, он любезен нам как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды мирно окончил свой век, не обидевши ни одного человека, не обманувши ни одного человека и не научивши ни одного человека чему-нибудь скверному. (Из статьи «Обломов». Роман И. А. Гончарова», 1859 г.)
Д. И. Писарев
Огромная идея автора во всем величии своей простоты улеглась в соответствующую ей рамку. По этой идее построен весь план романа, построен так обдуманно, что в нем нет ни одной случайности, ни одного вводного лица, ни одной лишней подробности; через все отдельные сцены проходит основная идея, и между тем во имя этой идеи автор не делает ни одного уклонения от действительности, не жертвует ни одной частностию
во внешней отделке лиц, характеров и положений. Все строго естественно и между тем вполне осмысленно, проникнуто идеею...
В романе г. Гончарова внутренняя жизнь действующих лиц открыта перед глазами читателя; нет путаницы внешних событий, нет придуманных и рассчитанных эффектов, и потому анализ автора ни на минуту не
теряет своей отчетливости и спокойной проницательности. Идея не дробится в сплетении разнообразных происшествий; она стройно и просто развивается сама из себя, проводится до конца и до конца поддерживает собою весь интерес, без помощи посторонних, побочных, вводных обстоятельств. Эта идея так широка, она охватывает собою так много сторон нашей жизни, что, воплощая одну эту идею, не уклоняясь от нее ни на шаг,
автор мог, без малейшей натяжки, коснуться чуть ли не всех вопросов, занимающих в настоящее время общество...
Главною идеею автора, насколько можно судить по названию и по ходу действия, было изобразить состояние спокойной и покорной апатии... между тем после прочтения у читателя может возникнуть вопрос: что
хотел сделать автор? Какая главная цель руководила им? Не хотел ли он проследить развитие чувства любви, анализировать до мельчайших подробностей те видоизменения, которые испытывает душа женщины, взволнованной сильным и глубоким чувством?..
В «Обломове» мы видим две картины, одинаково законченные, поставленные рядом, проникающие и дополняющие одна другую. Главная идея автора выдержана до конца; но во время процесса творчества представилась новая психологическая задача, которая не мешает
развитию первой мысли, сама разрешается до такой степени полно, как не разрешалась, может быть, никогда. Редкий роман обнаруживал в своем авторе такую силу анализа, такое полное и тонкое знание человеческой при-
роды вообще и женской в особенности; редкий роман когда-либо совмещал в себе две до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного и, по-
видимому, несложного целого... (Из статьи «Обломов», 1859 г.)
Д. С. Мережковский
Для Гончарова на земле — все, вся его любовь, вся его жизнь. Он не рвется от земли, он крепко привязан к ней, и, подобно античным поэтам, видит в ней свою родину; прекрасный, уютный человеческий мир он не со-
гласится отдать за звездные пространства неба, за чужие тайны природы...
Степень оптимизма писателя лучше всего определяется его отношением к смерти... Обломов умер мгновенно, от апоплексического удара; никто и не видел, как он незаметно перешел в другой мир...
Вот спокойный взгляд на смерть, каким он был в древности, у простых и здоровых людей. Смерть — только вечер жизни, когда легкие тени Элизиума слетают на очи и смежают их для вечного сна...
Трагизм пошлости, спокойный, будничный трагизм — основная тема «Обломова»... Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами — вот для Гончарова основной трагизм жизни.
Гомер в своих описаниях подолгу останавливался с особенною любовью на прозаических подробностях жизни... Такая же античная любовь к будничной стороне жизни, такая же способность одним прикосновением
преображать прозу действительности в поэзию и красоту, составляет характерную черту Пушкина и Гончарова. Перечтите «Сон Обломова». Еда, чаепитие, заказывание кушаний, болтовня, забавы старосветских помещиков принимают здесь гомеровские идеальные очертания...
Кажется, что творец «Обломова» покидает здесь перо
и берется за древнюю лиру; он уже не описывает — он
воспевает нравы обломовцев, которых недаром приравнивает к «олимпийским богам»...
Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно — влияние среды на характер.
Он следит, как мягкие степные очертания холмов, как жаркое «румяное» солнце Обломовки отразилось на мечтательном ленивом и кротком характере Ильи Ильича...
Один из основных мотивов Гончарова — сопоставление с праздными, нерешительными характерами личностей деятельных, резких, с твердой до жестокости волей...
Все замечали, да и сам автор сознается, что немец Штольц — неудачная, выдуманная фигура. Чувствуешь утомление от длинных и холодных разговоров его с Ольгой. Он тем более теряет в наших глазах, что стоит рядом с Обломовым, как автомат с живым человеком...
(Из статьи «Вечные спутники. Гончаров», 1890 г.)
Н. О. Лосский
Страстность и могучую силу воли можно считать принадлежащими к числу основных свойств русского народа. Но в русском народе встречается и обломовщина, та леность и пассивность, которая превосходно изображена в романе Гончарова «Обломов»...
Человек, стремящийся к идеалу абсолютно совершенного бытия, живущий им в мечтах и зорко подмечающий несовершенства нашей жизни вообще и недостатки собственной деятельности, разочаровывается на каждом шагу и в других людях, и в их предприятиях, и в своих собственных попытках творчества. Он берется то за одно, то за другое дело, ничего не доводит до конца и наконец перестает бороться за жизнь, погружается в лень
и апатию. Таков именно Обломов.
В юности Обломов мечтал о «доблести, деятельности»; «ему были доступны наслаждения высоких помыслов», он воображал себя полководцем, мыслителем, великим художником... И это не пустые мечты: он в самом деле
талантлив и умен...
Если бы к этому таланту присоединить упорный труд обработки деталей, то он мог бы стать поэтом, дающим законченные художественные произведения. Для достижения этой цели нужно выработать привычку к систематическому труду. Но первые шаги самостоятельной жизни Обломова не содействовали выработке такой привычки...
Окончательно опустившись, Обломов «иногда плачет холодными слезами безнадежности по светлому, навсегда утраченному идеалу жизни»... Но Штольц и в это время говорит, что «в душе его всегда будет чисто, светло, честно», и после смерти Обломова Штольц вместе с Ольгой вспоминают «чистую, как хрусталь, душу покойного»...
Что же такое «обломовщина»? Добролюбов объяснил ее влиянием крепостного права и крайне презрительно оценивает характер Обломова; привлекательные черты его души он отрицает и думает, что внесение их
в роман есть неправильное изображение действительности...
Конечно, крепостное право способствовало распространению обломовщины среди людей, пользующихся плодами крепостного труда, и среди придавленных ими крестьян, однако лишь как второстепенное условие. Гончаров, будучи великим художником, дал образ Обломова
в такой полноте, которая открывает глубинные условия, ведущие к уклонению от систематического, полного скучных мелочей труда и порождающие в конце концов леность...
Обломовщина есть во многих случаях оборотная сторона высоких свойств русского человека — стремления к полному совершенству и чуткости к недостаткам нашей действительности...
Частичная обломовщина выражается у русских людей в небрежности, неточности, неряшливости, опаздывании на собрания, в театр, на условленные встречи. Богато одаренные русские люди нередко ограничиваются только оригинальным замыслом, только планом какой-нибудь работы, не доводя ее до осуществления...
(Из статьи «Характер русского народа», 1957 г.)
В. К. Кантор
«Обломов» — из тех русских романов, к которым постоянно обращается мысль: не только для литературоведческих штудий, но прежде всего для того, чтобы понять принципы и особенности развития отечествен-
ной культуры...
Роман Гончарова каждый раз трактовался по-новому, причем менялась не характеристика образа, — все сходилось, что в Обломове изображен сонный ленивец, — менялась оценка, менялось отношение к герою...
Герой романа Илья Обломов далеко не одномерен: он представляется трагическим героем, изображенным иронически, хотя с горькой иронией, возможно, даже с любовью...
С позиции человека живого, пытавшегося преодолеть засыпание-умирание своей культуры, рисовал Гончаров (как Гоголь, как Чаадаев) окружавшую его действительность...
Для того чтобы совершить богатырское деяние, будущему герою надо было бы прежде всего выдержать бой с Обломовкой, укоренившейся в его душе...
Гончаров слегка иронизирует, но вместе с тем ясно сообщает, что няня «влагала в детскую душу память и воображение Илиаду русской жизни», иными словами, у нас есть основание для параллели: Илья Муромец —
Илья Обломов.
Укажем хотя бы на имя — Илья, достаточно редкое для литературного героя. Оба сидят сиднем до тридцати трех лет, когда с ними начинают происходить некие события. К Илье Муромцу являются калики «перехожие-переброжие», исцеляют его, наделяя силой, и он, явившись ко двору великого князя Владимира, затем отправляется странствовать, совершая подвиги. К Илье Обломову, уже обалдевшему от своего лежания на по-
стели (будто на печи), является старый друг Андрей
Штольц, тоже путешествующий по всему миру, ставит
Илью на ноги, везет ко двору (не великого князя, разумеется) Ольги Ильинской, где, наподобие тут уж скорее не богатыря, а рыцаря, Илья Ильич совершает «подвиги» в честь дамы: не лежит после обеда, ездит с Ольгой
в театр, читает книги и пересказывает их ей...
Не Обломов виноват в общественной спячке, он просто никак не может преодолеть ее, вырваться из сковывающих пут сна. Но, в отличие от представителей остальных слоев общества, именно у дворянина Обломова
есть эта возможность, возможность выбора. И его трагическая вина, по Гончарову, в том и состоит, что он этой возможностью, подаренной ему историческим развитием, не пользуется. Дело в том, что русское дворянство, выросшее на субстрате крепостного рабства, как и свободное население античных полисов, использовавших рабский труд, имело все предпосылки для высокого досуга — основного условия творческой деятельности.
Через деятельность Пушкина, Чаадаева, декабристов, Льва Толстого шла духовная подготовка всеобщего освобождения. В общество вносилась идея свободы...
Способен ли реализовать себя Илья Ильич, преодолев архетип «обломовщины»? Это и была проблема, решавшаяся Гончаровым. Ведь сила у героя есть; не случайно его сопоставление с Ильей Муромцем. Но любое
развитие означает выход за пределы себя, преодоление
неподвижности, стабильности, что предполагает усилие, ибо человеком никто не рождается...
Герой гибнет в борьбе с косным и враждебным окружением, желающим погубить его свободно-деятельную личность. Напротив, близкие пытаются поддерживать деятельное начало в герое, ибо оно в нем есть...
Прежде физической смерти наступает духовная погибель...
Представителем активного цивилизующего начала в романе Гончарова выступает Андрей Штольц, которому так не повезло в русской критике...
Отчего так не любят Штольца? На нем, пожалуй, самый страшный грех: он, как русский капиталист, взятый с его идеальной стороны. Слово же «капиталист» звучит для нас почти ругательством...
А буржуазный пафос Штольца был в этот момент много прогрессивнее для России, чем крепостнический застой...
В Штольце Гончарова интересовало слияние, синтез двух культур...
Гончаров утверждает, что такое двукультурие наиболее перспективно для развития человеческой личности, а стало быть, и ее деятельности на благо людей, наиболее продуктивно для духовного обогащения той страны, той культуры, где эта личность существует...
(Из статьи «Долгий навык к сну», 1989 г.)
П. Вайль, А. Генис
Ежегодный круговорот природы, мерное и своевременное чередование сезонов составляет внутреннюю основу, скелет прославленного романа. Идеальная Обломовка, в которой «правильно и невозмутимо совершается годовой круг», — прообраз всей конструкции «Обломова».
Сюжет послушно следует временам года, находя в смирении перед вечным порядком оправдания своего существования...
С историко-литературной точки зрения «Обломов» —
связующее звено между первой и второй половинами
XIX века. Гончаров, взяв лишнего человека у Пушкина
и Лермонтова, придал ему подчеркнуто национальные черты, поселив его в гоголевской вселенной, где Обломов тоскует по толстовскому идеалу универсальной «семейственности »...
В «Обломове» все слова не принадлежат героям, следует читать не напрямую, как предварительную критику романа, а как художественно изображенное слово. Только тогда обнаружится двойственность Обломова, героя, далеко выступающего за пределы сюжета...
Трагический финал любви Обломова объясняется как раз тем, что он видел их союз скульптурной группой, объединением двух статуй, замерших в вечности.
Но Ольга — не статуя. Для нее, для Штольца, да и для всех остальных персонажей Гончаров находит другую аналогию — машина.
Конфликт романа — это столкновение статуи с машиной. Первая — прекрасна, вторая — функциональна. Одна стоит, другая движется. Переход из статичного в динамичное состояние — любовь Обломова к Ольге — ставит и главного героя в положение машины.
Любовь — заводной ключ, который приводит в действие роман. Завод кончается, и Обломов замирает — и умирает — у себя, на Выборгской стороне...
При этом Обломов единственный настоящий человек в романе, единственный, чье существование не исчерпывается принятой на себя ролью...
Какой бы вид деятельности ни предлагал окружающий мир Обломову, тот всегда находит способ увидеть в нем пустую суету, разменивающую душу на пустяки. Ведь мир требует от человека быть не цельной
личностью, а только ее частью — мужем, чиновником,
героем. И тут уж Штольцу нечего возразить Обломову...
Утопия Обломова — это мир, вышедший из истории,
мир настолько прекрасный, что его нельзя улучшить. А значит — мир, лишенный цели...
Обломовка — это смерть. Так Гончаров приводит своего героя к трагическому парадоксу. Несовместимость Обломова с миром «других» происходит оттого, что он мертвый среди живых. Его завершенность, законченность, одинокая самодостаточность — это совершенство трупа, мумии. Или — прекрасной, но неподвижной статуи...
(Из статьи «Обломов и «другие», 1995 г.)
Ю. М. Лощиц
Проблема Обломова... Феномен Обломова... Мы теперь все отчетливее видим, что это не пустые слова, что за ними стоят некие громады животрепещущего материала, что нам тут всем есть над чем «думу отвести».
Скажем так: существует как данность сложнейший художественный образ. Но каковы его реальные жизненные подоплеки?..
Казалось бы, подоплека известна — современная писателю помещичья, крепостническая Россия с ее обломовщиной...
В образе Обломова мы имеем необыкновенно высокую степень приращения к личности писателя, вдохнувшего в этот образ жизнь...
Обломов не автопортрет писателя, тем более не автошарж. Но в Обломове творчески преломилось очень много от личности и жизненной судьбы Гончарова — факт, от которого нам не уйти...
Сказочно-мифологическая подоплека романного действия в «Обломове» настолько значительна, идеологически весома, что реалистический метод Гончарова так и хочется назвать здесь как-то по-особому: определить его — пусть начерно, условно, в рабочем порядке —
как некий мифологический реализм...
Итак, «Обломов» — «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-
художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...
«Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как
известно, одно из архаических значений слова «обло» — круг, окружность (отсюда «облако», «область»)...
Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, и его, на наш взгляд, и имел в первую очередь в виду автор. Это значение обломка. В самом деле, что такое обломовское существование, как
не обломок некогда полноценной и всеохватывающей
жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема?..
Основной фольклорный прообраз Обломова в романе — не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный дурак Емеля...
В ярком сказочном подсвете перед нами — не просто лентяй и дурак. Это мудрый дурак. Он — тот самый лежачий камень, под который вопреки естественно-научному пословичному наблюдению вода в конце
концов все-таки течет...
«Сонное царство» рушится не оттого, что слишком ленив Илья Ильич, а потому, что поразительно деятелен его приятель. По воле Штольца «сонное царство» должно превратиться в... станцию железной дороги, а обломовские мужички пойдут «работать насыпь».
Вот и столкнулись на полном разгоне неповоротливая Емелина печь и жаркий паровоз, сказка и явь, древний миф и трезвая действительность середины XIX века...
Гончаровский Штольц... Если уж искать для него у Гёте соответствующий прообраз, то таким прообразом будет скорее Мефистофель...
Как известно, гётевский Мефистофель поступил вовсе не оригинально, подсунув Фаусту в качестве возлюбленной и любовницы невинную Гретхен...
Со времен наущения Евы нечистый всегда успешней всего действует через женщину...
Штольц... ведь тоже — не постесняемся этого резкого слова — буквально подсовывает Обломову Ольгу. Причем делает это, предварительно сговорившись с нею об условии «розыгрыша»...
Отношения Обломова и Ольги развиваются в двух планах: прекрасная поэма зарождающейся и расцветающей любви оказывается одновременно и тривиальной историей «соблазна», орудием которого суждено быть
возлюбленной Ильи Ильича...
Влюбленность Ольги носит явно экспериментальный характер. Это идеологическая, головная, заданная влюбленность...
Но поскольку эксперимент с Обломовым, как мы знаем, не удался, приходится Штольцу как-то иначе пристраивать Ольгу, какое-то иное времяпрепровождение ей подбирать. Остается ему влюбить в себя Ольгу...
От семейного счастья Андрея и Ольги, пространно
описанного на страницах романа, веет такой безбытийной скукой, такой приторностью и фальшью, что это их розовое счастье глядится каким-то справедливым возмездием им обоим за вольный или невольный розыгрыш
Обломова...
Если Штольц — антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени — антипод Ольги...
К сожалению, русская критическая мысль как-то проглядела Пшеницыну, а скорей всего поддалась гипнозу мнения Штольца, с точки зрения которого Пшеницына есть чудовище, погубившее Обломова...
Любовь Агафьи Матвеевны, почти безмолвная, неловкая, не умеющая выразиться в красивых, нежных словах и впечатляющих жестах, любовь, как-то вечно присыпанная сдобной мукой, но когда надо, то жертвенная, цели-
ком устремленная на свой объект, а не на саму себя, —
эта любовь незаметно преображает простую, заурядную
женщину, становится содержанием всей ее жизни...
Уже современники писателя обратили внимание на то, что в тексте «Обломова» глубинная перекличка с образами и проблемами «Дон-Кихота». В этом творении Сервантеса, как известно, предельно обнажено одно
из корневых противоречий человеческого сознания —
противоречия между идеальным и реальным, воображаемым и действительным. Фанатичная вера Дон-Кихота в непреложную реальность своих грез катастрофически противопоставлена практицизму его человеческого окружения...
При всем том обломовское «донкихотство», конечно, чисто русского свойства, в нем нет воинственной исступленности...
Если аналогии с героями и проблемами произведений Гёте и Сервантеса носят в «Обломове» по преимуществу подспудный характер, то противопоставление Ильи Ильича с Гамлетом дано, так сказать, открытым
текстом. В пятой главе второй части романа читаем: «Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского». И немного ниже — еще: «Быть или не быть?»...
Гамлет ушел из жизни, не разрешив своего сомнения. Не так с Обломовым... Илья Ильич окончательно решает вопрос в одну из двух возможных сторон. Пусть робко, с опасением, с оглядкой, но он все же собирается с духом, чтобы сказать себе, Ольге, Штольцу, всему миру:
я не хочу делать...
Философию Обломова вполне можно назвать утопической, преобладает не рассмотрение бытия, имеющегося в наличии, а — через отталкивание от действительности — мечта об ином бытии...
Бытовое непротивленчество Обломова причудливо, но вполне узнаваемо отразится в русской действительности второй половины прошлого века — мы имеем в виду прежде всего толстовскую теорию и практику непротивления злу насилием...
Обломов умирает, но «проблема Обломова» удивительно живуча. Обломовская мечта о «полном», «целом» человеке ранит, тревожит, требует ответа...
«Проблема Обломова» остросовременна. Неполнота и несовершенство человека в этой проблеме обескураживающе наглядны...
(Из статьи «Несовершенный человек», 1996 г.)
Вопросы и задания
1. Как отразилась в романе «Обломов» общественная ситуация России в 60-х гг. XIX в.?
2. Какова, на ваш взгляд, авторская позиция и как она отразилась в романе?
3. Как отразились в романе слова Гончарова, «что тип слагается из долгих и многих повторений или наслоений явлений и лиц, где подобия застывают и делаются знакомыми наблюдателю»?
4. Почему первая часть романа посвящена лишь одному дню Обломова?
5. Какова основная функция портрета Обломова?
6. Какие художественные детали использует автор при создании портретной характеристики Ильи Ильича?
7. Что говорит о характере и образе жизни героя обстановка в его квартире?
8. Опишите образ жизни Обломова?
9. С какими известными вам литературными персонажами можно сравнить Обломова при первом с ним знакомстве?
10. Опишите посетители Обломова. Каковы цель визитов каждого из них?
11. Дайте коллективную характеристику знакомых Обломова, пришедших к нему в дом. Какие социальные слои они воплощают?
12. Какие «два несчастья» занимают Обломова? Какие трудности он видит в решении этих проблем?
13. Почему рассказ о прошлой жизни героя Гончаров начинает не с его детских лет?
14. Расскажите о службе Ильи Ильича в канцелярии.
15. Как проводил свободное время Обломов? Какова
его роль в обществе?
16. Как проходили годы ученичества Ильи Ильича? Что дало ему ученье?
17. Какую черту Обломова хотел подчеркнуть Гончаров словами «поэты задели его за живое»?
18. Какова функция портрета Захара?
19. Расскажите о взаимоотношениях Захара и Ильи Ильича. Почему Захар распускал сплетни про своего барина?
20. Почему слова Захара о «других» людях вызывают ужас у Обломова? Как вы понимаете противопоставление: Обломов и «другие»?
21. Какова композиционная и тематическая роль главы «Сон Обломова» в романе?
22. Как композиционно построен «Сон Обломова»?
Из каких частей он состоит?
23. Почему описание детства Обломова дается в романе глазами самого Обломова?
24. Расскажите об Обломовке и ее жителях.
25. Какие фольклорные традиции использует автор в описании сна Ильи Ильича?
26. Можно ли охарактеризовать внутренний мир Обломова на материале первой части?
27. Расскажите о родителях Андрея Штольца. Какими принципами они руководствовались в воспитании сына?
28. Каков образ жизни Штольца? Каковы его нравственные принципы?
29. Как такой человек, как Штольц, мог «быть близок Обломову...»? Как на этот вопрос отвечает Гончаров? Как бы ответили вы?
30. Как относится Обломов к нововведениям в деревне, о которых рассказывает Андрей?
31. Какую оценку своей прежней жизни дает Илья в своей беседе со Штольцем?
32. Когда и при каких обстоятельствах в романе появляется слово «обломовщина»?
33. Как произошло знакомство Обломова с Ольгой?
34. Портрет Ольги, его значение в раскрытии образа.
35. Какую роль играют сцены пения Ольги в развитии взаимоотношений Обломова и Ильинской? Как проявляется характер Ильи Ильича в этих эпизодах?
36. Расскажите о том, как складывались взаимоотношения Ильи Ильича и Ольги.
37. Почему, на ваш взгляд, отношения Ольги и Обломова лишены будущего?
38. Какое место занимает Тарантьев в системе образов романа? Какова его роль в жизни Обломова?
39. Когда впервые в романе появляется Агафья Матвеевна? Какова ее портретная характеристика?
40. Какова роль Обломова в жизни Пшеницыной?
41. Сравните отношение к Илье Ильичу Ольги и Агафьи Матвеевны.
42. Проведите сравнительный анализ жизни Обломова на Гороховой, в доме Пшеницыной, и воспоминаний Ильи Ильича об Обломовке.
43. Опишите совместную жизнь Ольги Ильинской и Андрея Штольца. Достигли ли они идеала?
44. Почему для Штольца духовная смерть Обломова наступила раньше физической?
45. Почему Илья Ильич отказался от последней встречи с Ольгой?
46. Как сложилась судьба сына Обломова?
47. Почему смерть Обломова Гончаров сравнивает со сном?
48. Расскажите, как жила после смерти Ильи Ильича Агафья Матвеевна.
49. Почему в конце романа вновь звучит слово «обломовщина»? Что, на ваш взгляд, вкладывает Гончаров в это понятие? Что такое, по-вашему, обломовщина?
50. Какова роль Штольца в романе?
51. Гончаров использует в своем произведении принцип антитезы (противопоставления). Приведите примеры.
52. Какое место в галерее женских образов, созданных
русской классической литературой, занимает Ольга?
53. Почему роман «Обломов» вызвал и вызывает противоречивые оценки критиков и читателей?
54. Выскажите свое отношение к Обломову, Штольцу, Ильинской, Пшеницыной.
Обломов и Штольц (опорные тезисы)
Принцип антитезы — характерная черта романов И. А. Гончарова: каждая историческая эпоха рождает «новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое; в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Петр Адуев — Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц — Обломов («Обломов»), Райский — Волохов («Обрыв»).
Штольц — антипод Обломова:
общие черты:
а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);
б) вероисповедание (православное);
в) обучение в пансионе Ивана Штольца в Верхлёве;
г) служба и быстрая отставка;
д) любовь к Ольге Ильинской;
черты различия:
а) портрет (Обломов — «человек... среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами», в лице господствовала мягкость, душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»;
Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав, «цвет лица ровный», глаза выразительные);
б) родители (у Обломова — русские; «Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»);
в) воспитание (Обломов переходил «из объятий в объятия родных, друзей», его воспитание носило патриархальный характер; Штольца отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»);
г) отношение к учебе в пансионе (Обломов учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели... за живое»; Штольц «учился отлично, и отец сделал его репетитором» в
своем пансионе);
д) дальнейшее образование (Обломов до двадцати лет провел в Обломовке; Штольц закончил университет);
е) образ жизни («лежанье у Ильи Ильича... было его нормальным состоянием»; Штольц «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении»);
ж) ведение хозяйства (Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг; Штольц «жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы);
з) жизненные стремления (Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями; Штольц, выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд — образ, содержание, стихия и цель жизни»);
и) взгляды на общество (Обломов считает, что все «члены света и общества» — «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин»,
он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства в деревне; Штольц погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности,
которой занимается сам, он представитель зарождающейся буржуазии, поэтому поддерживает прогрессивные преобразования в обществе);
к) отношение к Ольге (Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь; Штольц пытается воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум);
л) взаимоотношение и взаимовлияние (Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось;
Штольц высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег его от мошенника Тарантьева, привел в должный порядок деревенские дела, желал возродить к деятельной жизни);
м) самооценка (Обломов постоянно сомневался в себе, в этом проявлялась его двойственная натура; Штольц был уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету);
н) особенности характера (Обломов — бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний; Штольц — деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством).