Современные подходы к мотивации

Формируются на основе:

1) Теории содержания мотивации, которые анализируют базовые потребности человека

2) Изучение мыслительных процессов, которые влияют на поведение человека и объясняют то, каким способом работники стремятся к вознаграждению

3) Теории подкрепления фиксируют внимание на необходимость обучения работником приемлемым образцам поведения.

Существуют 2 группы современных теорий мотивации:

· СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ

Теория иерархии Маслоупредполагает, что в основе мотивации лежит комплекс потребностей человека расположенных в иерархическом порядке (соподчиненность). Следующая потребность удовлетворяется предыдущей:

5. Потребность в самоактуализации

4. Потребность в уважении

3. Потребность в принадлежности

2. Потребность безопасности

1. Физиологические

Двухфакторная теория Герцберга.Реализована на сотрудниках различных организаций, отвечает на вопросы: когда они ощущают наибольшую удовлетворенность; когда они недовольны и трудиться им совсем не хочется.

Анализ данных показал, что удовлетворение и неудовлетворенность от выполнения работниками заданий определяют содействие принципиально различных факторов:

1 группа: Гигиенические факторы (условия труда, зп, гарантии, статус) – они не формируют удовлетворенность трудом, а лишь снижают неудовлетворенность.

2 группа. Мотивирующие факторы - определяют удовлетворенность работника: содержание выполняемой работы, достижение целей, ответственность, признание, должностное продвижение.

Теория Макклеланда: сделала упор на потребностях высших уровня. Потребности:

Достижения – связана с побуждением к более совершенному действию или достижению стандарта совершенства. Такие люди устанавливают цели и стремятся подвергнуть себя умеренным рискам.

Принадлежности – является стремлением к тесным взаимосвязям и дружеским контактам. Работники предпочитают работать в группах и чувствительны к реакциям на свои поступки. Люди с развитой потребностью к принадлежности будут привлечены такой работой, которая дает им большие возможности социального общения.

Власти – связана со стремлением оказывать влияние на других людей, публично заявлять о своих притязаниях. Таки люди ищут и добиваются руководящих позиций (в проф. и соц. сообществах).

· ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ

Теория ожиданий (Врум) – базируется на том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым единственным условием мотивации человека на достижение цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению желаемой цели. При анализе мотивации к труду теория ожиданий подчеркивает важность 3 взаимосвязей:

1. Затраты – Результаты: соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.

2. Результаты – Вознаграждение: ожидания в отношениях Р-В являются ответом на достигнутый уровень результатов

3. Валентность: = ценность вознаграждения. Валентность – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения возникающая при получении вознаграждения

Т.о мотивация равна произведению трех факторов: М = (З – Р)*(Р-В)*Валентность

Теория справедливости: утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если это сравнение показывает дисбаланс, несправедливость, то возникает психологическое напряжение.

Модель Портера – Лаулера: разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы 2 предыдущих: в их модели представлены 5 элементов – затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения вознаграждением.

Следствия теории:

1. Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных работникам усилий, его способностей и особенностей, осознания им своей роли в ходе выполнения работ и в группе.

2. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения

3. Только результативный труд приводит к удовлетворению.

Наши рекомендации