Современные подходы к мотивации
Формируются на основе:
1) Теории содержания мотивации, которые анализируют базовые потребности человека
2) Изучение мыслительных процессов, которые влияют на поведение человека и объясняют то, каким способом работники стремятся к вознаграждению
3) Теории подкрепления фиксируют внимание на необходимость обучения работником приемлемым образцам поведения.
Существуют 2 группы современных теорий мотивации:
· СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
Теория иерархии Маслоупредполагает, что в основе мотивации лежит комплекс потребностей человека расположенных в иерархическом порядке (соподчиненность). Следующая потребность удовлетворяется предыдущей:
5. Потребность в самоактуализации
4. Потребность в уважении
3. Потребность в принадлежности
2. Потребность безопасности
1. Физиологические
Двухфакторная теория Герцберга.Реализована на сотрудниках различных организаций, отвечает на вопросы: когда они ощущают наибольшую удовлетворенность; когда они недовольны и трудиться им совсем не хочется.
Анализ данных показал, что удовлетворение и неудовлетворенность от выполнения работниками заданий определяют содействие принципиально различных факторов:
1 группа: Гигиенические факторы (условия труда, зп, гарантии, статус) – они не формируют удовлетворенность трудом, а лишь снижают неудовлетворенность.
2 группа. Мотивирующие факторы - определяют удовлетворенность работника: содержание выполняемой работы, достижение целей, ответственность, признание, должностное продвижение.
Теория Макклеланда: сделала упор на потребностях высших уровня. Потребности:
Достижения – связана с побуждением к более совершенному действию или достижению стандарта совершенства. Такие люди устанавливают цели и стремятся подвергнуть себя умеренным рискам.
Принадлежности – является стремлением к тесным взаимосвязям и дружеским контактам. Работники предпочитают работать в группах и чувствительны к реакциям на свои поступки. Люди с развитой потребностью к принадлежности будут привлечены такой работой, которая дает им большие возможности социального общения.
Власти – связана со стремлением оказывать влияние на других людей, публично заявлять о своих притязаниях. Таки люди ищут и добиваются руководящих позиций (в проф. и соц. сообществах).
· ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ
Теория ожиданий (Врум) – базируется на том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым единственным условием мотивации человека на достижение цели. Человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению желаемой цели. При анализе мотивации к труду теория ожиданий подчеркивает важность 3 взаимосвязей:
1. Затраты – Результаты: соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами.
2. Результаты – Вознаграждение: ожидания в отношениях Р-В являются ответом на достигнутый уровень результатов
3. Валентность: = ценность вознаграждения. Валентность – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения возникающая при получении вознаграждения
Т.о мотивация равна произведению трех факторов: М = (З – Р)*(Р-В)*Валентность
Теория справедливости: утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если это сравнение показывает дисбаланс, несправедливость, то возникает психологическое напряжение.
Модель Портера – Лаулера: разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы 2 предыдущих: в их модели представлены 5 элементов – затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения вознаграждением.
Следствия теории:
1. Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных работникам усилий, его способностей и особенностей, осознания им своей роли в ходе выполнения работ и в группе.
2. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения
3. Только результативный труд приводит к удовлетворению.