Ориентировочная трость
Назначение трости
Трость - это универсальный инструмент, выполняющий несколько функций:
1. Роль щупа, т.е. удлиняет руку и расширяет зону обследования.
2. Роль буфера, т.е. смягчает удар или предупреждает столкновение с предметом (трость первая касается обочины, забора и т.д.).
3. Трость выполняет функции генератора звука, т.е. с помощью трости мы можем образовать звук и получить звук, отраженный от препятствий, т.е. можем обследовать пространство и определить наличие в нем предметов (при приближении к зданию удар об асфальт будет более глухой, чем в открытом пространстве).
4. Трость - предупреждающий знак для водителей транспортных средств. Эту функцию трость приобрела в 1931 году во Франции. В правилах дорожного движения записано, что человек с белой тростью - незрячий человек и надо пропускать его.
Подбор трости
Трость должна доходить до грудной кости или до середины груди. В России выпускаются трости от 80 до 130 см. Трость должна быть на 50 см меньше роста человека. Именно такая трость дает информацию на 2 шага вперед, дает большую уверенность незрячему при передвижении.
Приемы работы тростью
1. Прием «диагональ»
Ручка трости берется в обхват или сверху тремя пальцами -большим, указательным и средним. Трость ставится по диагонали впереди левой ноги, если трость в правой руке, и наоборот, если трость в левой руке. Ведем трость по ориентиру (стена дома, забор, бордюр и т.д.). Трость должна быть впереди идущего. Этот прием применяется на небольших участках пути для нахождения поворота, начала и конца здания, при ориентировке в помещении, при нахождении подъездных дорог.
58'
2. Прием «маятник»
Ручка трости берется в обхват или как карандаш (ладонь повернута боком, указательный палец может быть вытянут вдоль трости, большой палец сверху). Рука до локтя опущена вниз и слегка прижата к туловищу. Кисть впереди на 20 см на уровне пояса. Наконечник ставится к левой ноге, если ходьба начинается с левой ноги. Рука с тростью образует одну линию. Работает только кисть. Трость касается дороги то справа, то слева от идущего. Отрабатывается сначала работа тростью на месте, затем с движением. Трость должна работать в одном ритме с движением человека. Амплитуда размаха трости по ширине плеч. Прием используется на разных маршрутах, он помогает обследовать дорогу при каждом шаге. Этот прием является основным при передвижении. Прием напоминает движение часов маятника.
3. Прием «укороченная трость»
Используется при передвижении в большом количестве людей (в толпе). Трость берется ниже ручки, как карандаш тремя пальцами и слегка раскачивается перед ногами.
*.
4. Прием «скольжение»
Трость неотрывно касается дороги, т.е. скользит по ней. Трость захватывает всю поверхность пространства под ногами. Прием используется на гладкой поверхности или на наиболее опасном участке пути. Если шаг делается левой ногой, то трость скользит к правой ноге и наоборот. Прием «скольжение» применяется при изучении новых маршрутов, при подходе к лестницам, канавам и к переходам через железнодорожные и трамвайные пути.
5. Прием «касание»
Когда поверхность пути не позволяет наконечнику скользить, необходимо применять прием «касание». Трость движением кисти руки опускается до соприкосновения с полом (дорогой) и тут же приподнимается, т.е. касается пола (дороги) периодически, примерно через шаг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ УЛИЦ
1. Выделите главную улицу и второстепенную.
2. Определите, какие виды перекрестков есть на этой улице.
3. Вспомните правила перехода через дорогу, адаптированные для незрячего.
4. Расскажите, какие правила необходимо использовать при выделении подъездных дорог.
5. Рассмотрите, где располагаются второстепенные улицы, светофоры и переходы через дорогу.
6. Выделите подземные переходы (определите основные ориентиры и вид данного перехода). . _
7. Выясните закономерность расположения автобусных и трамвайных остановок.
8. При передвижении по улице анализируйте рельеф местности (подъемы, спуски, ровный асфальт или нет и др.), особенности расположения элементов улицы (наличие забора, газона, отсутствие газона и т.д.); количество подъездных дорог (с бордюрами дороги или нет); если у реабилитанта имеется светоощущение (то есть он видит свет), то необходимо учить зрительно анализировать свой путь (ширину просветов между домами, длину домов, особенность заборов, разность цветовой гаммы: отличие сугроба и асфальта, асфальта и зеленого газона, асфальта и земли); сопоставлять свое движение с движением транспортного средства (оно должно быть параллельно, если человек идет по основной улице, и перпендикулярно, если он уходит по подъездной дороге - звук в спину).
9. Развивайте осязательную память. Во время передвижения старайтесь выделять и запоминать все особенности маршрута (углы поворотов, выбоины в асфальте, спуски и подъемы, особенности ступенек, их количество, покрытие, близость домов, количество подъездных дорог с бордюрами, ширина тротуара, звуковой фон улицы и т.д.).
10. Выделите все основные ориентиры.
11. Проанализируйте маршрут после его прохождения, выделите места, в которых требуется особая осторожность, то есть выделите опасные места на маршруте (подвесные телефоны, выбоины, подъездные дороги, узкие участки и т.д.).
12. Выберите наиболее безопасный путь передвижения.
г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ПЛОЩАДЕЙ
Примечание. Начинать ориентировку на площадях желательно с изучения схем конкретных площадей, выполненных рельефно-графическим способом, или в виде макетов. После того, как реаби-литант составит представление о площади, можно переходить к практичским занятиям по изучению и ориентировке на конкретной площади (или конкретных площадях).
Основные этапы при работе со схемой:
1. Рассмотрите внимательно форму площади и составьте представление. Отметьте особенности (есть в центре сквер или нет, есть подземный переход или нет и т.д.).
2. Выделите количество улиц, входящих в эту площадь. Соотнесите их по расположению друг к другу.
3. Определите, какие улицы большие, а какие маленькие, характер и насыщенность движения транспорта по ним.
4. Выделите все безопасные пути перехода через площадь.
5. Расскажите об основных объектах на площади и особенностях их расположения.
6. Укажите основные постоянные ориентиры.
Основные этапы при изучении конкретной площади:
1. Пройдите по периметру всей площади, выделяя основные ориентиры и улицы, повторяя правила перехода через дорогу и называя основные объекты; используйте и тренируйте осязательную, слуховую, кинестетическую память и зрительное восприятие с помощью остаточного зрения, если оно имеется (под каким углом улица входит в площадь, особенности покрытия, наличие подземных переходов, особенности их строения, звуковой фон и т.д.).
2. Проведите звуковой анализ изучаемого пространства (определите движение транспорта вокруг площади, по прилегающим улицам, интенсивность движения, т.е. выделите улицы с наиболее насыщенным движением), виды транспорта и т.п.
3. Разделите площадь на несколько участков и подробно изучите каждый из них (некоторым реабилитантам на это может понадобиться не одно занятие).
4. Сделайте анализ изученного маршрута, выделите опасные места, разберите наиболее часто встречающиеся ошибки.
5. Сравните эту площадь с уже изученными.
6. Проехав вокруг площади на транспорте, сделайте анализ маршрута, используя мышечно-двигательную память.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ПОДЪЕЗДНЫХ ДОРОГ
"' 1. Рассмотрите улицу, по которой проходит изучаемый маршрут (выберите отправной пункт, обследуйте и изучите прилегающие улицы и основные объекты, находящиеся на этих улицах и т.д.), ознакомьтесь с элементами данной улицы (дорога, газон, тротуар, дома и др.). -
2. Выделите ту подъездную дорогу, которая вам нужна. Определите, с какой стороны подъездной дороги находится интересующий вас объект. Выделите ориентиры, которые помогут найти поворот на подъездную дорогу (угол забора, асфальт-асфальт, бордюр, конец газона и др.).
3. Выберите направление движения (право, лево) и прием работы тростью, наиболее эффективный для нахождения подъездной дороги (техника «диагональ» плюс «маятник» или «диагональ» плюс «скольжение»).
4. При прохождении маршрута будьте внимательны, не пропустите нужную вам подъездную дорогу. Звук от транспортных средств должен идти параллельно вашему движению.
5. Найдите нужную подъездную дорогу и сделайте поворот, не теряя ориентира (если нужный объект находится на другой стороне, перейдите подъездную дорогу, соблюдая правила перехода через дорогу) Звук от транспортных средств должен находиться за • вашей спиной
6. Выходя с подъездной дороги, держитесь ближе к одной из сторон дороги (не теряйте ориентир!). Звук от транспортных средств идет в лицо.
7. Определите начало тротуара основной улицы (асфальт-асфальт, асфальт-бордюр и др.), сделайте поворот на основную улицу Звук должен идти параллельно вашему движению.
* Х?^' % ч(ГЧ -^*
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ
1. Переходить дорогу необходимо только в строго определенных для этого местах: по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных дорожной разметкой или информационно-указательным дорожным знаком «Пешеходный переход». Если незрячий не знает где переход, то надо спросить у
прохожих, ц случае, если переход не обозначен, или перекресток не регулируется светофором, или дорога достаточно широкая и с интенсивным движением, то необходимо обратиться за помощью к зрячим прохожим.
Варианты:
а) Прислушаться к шагам прохожих, повернуться лицом к приближающемуся человеку и громко, четко обратиться с просьбой (точно объяснить, какая дорога вам нужна). Незрячий сам должен точно представлять направление движения.
б) От помощи следует отказаться, если ее предлагает нетрезвый человек или человек, не вызывающий у вас доверия (неадекватно себя ведет, нетрезвый и т.д.). Отказываться надо уверенным тоном, но вежливо.
в) Незрячий должен взять на себя инициативу, объяснить, как ему удобней перейти через дорогу (взять под руку немного выше локтя зрячего и двигаться на пол шага сзади, активно работая тростью при переходе). При этом он должен внимательно слушать движение транспорта, анализировать свое движение, не виснуть на руке у сопровождающего, поблагодарить спутника после перехода на другую сторону улицы.
Подготовка к переходу улицы
Примечание. На четырехсторонних и трехсторонних перекрестках необходимо переходить в первую очередь второстепенную улицу, затем главную.
1. Подойти к бордюру.
2. Отойти от перекрестка на 3-4 шага, отступить от бордюра на 1-2 шага. Трость должна находиться на тротуаре около ног незрячего.
3. Выровнять ноги по бордюру или по дороге ^й**~
4. Послушать и определить направление движения транспорта (оно должно быть параллельно движению незрячего).
Переход улицы
е. , 1, Если светофор уже поменялся, то необходимо дождаться новой смены цвета (это определяется на слух по звукам, исходящим от транспортных средств).
Л 2. Еще раз внимательно послушать, взмахнуть 3 раза тростью и, сохраняя прямолинейное движение и используя прием «скольжение» или «маятник», быстро перейти дорогу. е-
* 3. При переходе улицы необходимо помнить, где находится перекресток.
Окончание перехода улицы
1. Перейдя дорогу, надо переступить через бордюр. '•-.»•-'2. Уйти от дороги. > V
ПОМНИТЕ! Если дорога опасная и широкая, то необходимо обратиться за помощью к зрячему человеку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ С ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ
Общие сведения
1. Переходить дорогу необходимо только в строго определенных для этого местах: по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных дорожной разметкой или информационно-указательным дорожным знаком «Пешеходный переход».
2. Если место перехода не обозначено, то переходить надо по линии тротуаров или обочин.
3. В случае, если перекресток не регулируется светофором, то проезжую часть надо переходить особенно осторожно: прислушаться и идти только при полной тишине (слушать и смотреть сначала налево, затем направо).
Подготовка к переходу улицы
1. При четырехсторонних и трехсторонних перекрестках необходимо переходить в первую очередь второстепенную улицу, затем главную.
2. Подойти к бордюру, от бордюра отступить на один-два шага, отойти от перекрестка.
3. Выровнять ноги по бордюру или по дороге.
4. Определить направление движения транспорта (идти параллельно идущему транспорту).
Переход улицы
1. Если светофор уже поменялся, то необходимо дождаться новой смены цвета.
2. Прислушаться, внимательно посмотреть налево, потом направо.
3. Переходить на зеленый цвет светофора, сохраняя прямолинейное движение.
Окончание перехода улицы
1. Перейдя дорогу, надо переступить через бордюр.
2. Уйти от дороги.
ПОМНИТЕ! Если дорога опасная и широкая, то необходимо переходить улицу вместе с другими пешеходами, при этом желательно находиться в середине переходящей улицу массы людей.
Переходить улицу при наличии остаточного зрения удобно также, «пристроившись» к пожилым прохожим людям или к женщинам с детской коляской. При этом держаться ближе к ним.
I
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПРАВИЛА ПОСАДКИ В ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
У / ^ * ч- * * *• "* с ~ * •** ="*- *
Перед началом посадки
1. Необходимо точно знать, какой вид транспортного средства ему нужен и номер маршрута, а также представлять сам маршрут. В связи с этим желательно ориентироваться на маршруте по мышеч-но-двигательной памяти (при движении транспортного средства чувствовать рельеф дороги, повороты, рельсы, мосты и т. д.).
2. Найти нужную остановку.
3. Отойти от бордюра на 1 - 2 шага, ноги должны быть перпендикулярно дороге (если бордюр отсутствует, то нужно выровнять ноги по началу дороги).
4. До появления нужного транспортного средства попросить людей на остановке подсказать номер приближающегося транспорта.
Особую осторожность нужно соблюдать в осенне-зимний период при скользкой дороге.
Во время посадки
1. При появлении транспортного средства дождаться его остановки и определить на слух или увидеть, где находятся его двери.
2. Подойдя к двери, определить высоту ступени с помощью трости или остаточного зрения.
3. Держась за поручень, войти в транспортное средство.
4. При посадке в трамвай необходимо попросить помощи зрячих людей (если остановка трамвая находится по середине проезжей части).
По окончании посадки
1. В пассажирском транспорте необходимо обязательно держаться за поручень.
2. Если есть возможность, нужно сесть на свободное место.
3. К выходу надо готовиться заранее (за одну остановку до выхода из транспортного средства), умея при необходимости нажать кнопку сигнала водителю в маршрутном транспортном средстве.
4. При выходе следует измерять высоту ступени с помощью трости, держась при этом за поручень.
5. Выйдя из транспорта, «зафиксировать точку отсчета».
6. Продолжить прямолинейное движение, переступить через бордюр. ^
I
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ОБСЛЕДОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДМЕТ ЕЕ ДОСТУПНОСТИ ИНВАЛИДУ ПО ЗРЕНИЮ
Теме, связанной с доступностью для инвалидов среды жизнедеятельности, в наши дни уделяется большое внимание. Несмотря на это, большинство зданий и сооружений еще не оборудовано приспособлениями, облегчающими ориентирование в них людей с проблемами зрения. Вопрос о том, должно ли общество обеспечивать человеку с инвалидностью возможность безопасного и комфортного передвижения, или же сам инвалид должен тренировать в себе навыки приспособления к существующим условиям, в большинстве случаев решается не в пользу инвалида. Однако зачастую отсутствие необходимых приспособлений связано не столько с отсутствием у муниципальных властей средств для их установки, а с отсутствием ясно сформулированного социального заказа. Например, при мощении пола вновь строящегося торгового центра или офисного здания, включение в проект рельефных направляющих практически не изменит его сметной стоимости, равно как и контрастное окрашивание смысловых элементов конструкции или зоны входа-выхода. Для своевременной реализации пожеланий инвалидов по зрению в отношении общественных зданий и объектов соцкультбыта, организациям инвалидов необходимо контактировать с проектировщиками еще на стадии разработки проекта, ясно формулируя свои требования и осознавая технические возможности их воплощения.
Нормативной базой для этого могут стать в первую очередь СНИПы («Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» Госстрой России 2000), а также Закон РФ «О защите прав потребителей»).
Знание ассортимента средств улучшения доступности архитектурной среды для нужд инвалидов по зрению также является подспорьем для самих пользователей при ориентировании на новом маршруте, выяснении степени доступности того или иного здания, при проведении телефонных переговоров перед выходом на маршрут.
Существуют анкеты - опросники первичного аудита доступности архитектурной доступности зданий и сооружений для инвалидов, в частности для инвалидов по зрению. Базовыми аспектами, которые должны быть учтены при проведении данного обследования, являются:
безопасность объекта для инвалида по зрению, снижение вероятности для незрячего получить травму при самостоятельном ориентировании внутри его;
наличие ориентиров, позволяющих осуществлять беспроблемное использование объекта инвалидом по зрению по его назначению (звуковые ориентиры, направляющие линии пола и стен, характер окраски, ясность планировки);
возможность использования сохранного зрительного анализатора (адекватное освещение, выделение цветом функциональных зон);
беспрепятственный доступ к информации связанной с услугами, товарами или службами внутри объекта (наличие доступной компьютеризированной информационной системы, надписей шрифтом Брайля, аудиоинформации или обученного персонала);
Отдельным аспектом влияющим на степень доступности объекта соцкультбыта для инвалидов по зрению является наличие специализированных сервисных служб (медпункты аэропортов или железнодорожных вокзалов), а также персонала, предоставляющего информацию о товарах или услугах. В частности, продавцы-консультанты торговых залов крупных супермаркетов могут существенно повлиять на степень доступности данных объектов, предоставляя полную незрячему информацию о товарах, находящихся на полках в открытом доступе. Это же относится и к сотрудникам, осуществляющим расчетно-кассовые операции в магазинах, банках, почтовых отделениях и кассах транспортных и зрелищных предприятий.
Анкета обследования доступности зданий и архитектурных
^•«^•^••^мп^^^^ммммммммв^Ь^м^н^н^мн^м^н^^Ь^^^^н^^м^вм^^н^ммшмм^^^^н^н^в^ммв-^п^^я^п^^мвмп^н^Ь^^нш^^^^в ?
сооружений для инвалидов по зрению
1. Подходы к зданию г -
- - Имеется ли свободный от припаркованных автомобилей проход к зданию? (да/нет)
~~ : - Имеется ли звуковой ориентир или радиомаяк на вход-"" "*'- ной двери? (да/нет)
Имеются ли поручни/парапет или рельефное покрытие тротуара? (да/нет)
Имеется ли дополнительное наружное освещение? ' (да/нет)
2. Дверные проемы
обычная створчатая дверь без опознавательных звуковых или тактильных признаков (неуд.)
обычная створчатая дверь, снабженная тактильным покрытием пола или звуковым маячком (требует доработки)
вращающаяся дверь (требует доработки) с опознавательными знаками (да)
раздвижная дверь (да) с опознавательными знаками (да)
3. Холлы и вестибюли
Имеются ли направляющие пола? (да/нет)
Имеются ли стенные поручни? (да/нет)
Имеется ли дополнительное освещение? (да/нет)
Имеется ли контрастная окраска архитектурных элементов? (да/нет)
Имеется ли доступ к пожарным выходам? (да/нет)
Имеется ли телефон или переговорное устройство? (да/нет)
Имеется ли выделенный проход к лифтам и на лестницы? (да/нет)
Имеется ли информационная стойка или доступное для незрячего табло? (да/нет)
4. Лестницы и лифты
Имеются ли поручни у лестницы? (да/нет)
Имеется ли выделение ступеней с помощью контрастной окраски? (да/нет)
Имеется ли рельефная маркировка этажей в лифте или на парапетах лестницы? (да/нет)
Оборудован ли лифт надписями по Брайлю или системой озвучивания? (да/нет)
Имеется ли дополнительное освещение на лестницах? (да/нет)
5. Здания с коридорной системой (офисы, учреждения, в том числе медицинские и государственные)
Имеется ли выделение главных и второстепенных направлений с помощью направляющих пола? (да/нет)
Имеются ли рельефные обозначения кабинетов или иные приспособления для идентификации их инвалидами по зрению? (да/нет) " ~~, г,.. ,15,~
Имеется ли дополнительное освещение? (да/нет)
Имеется ли персонал для оказания информационных услуг? (да/нет)
Имеется ли выделение планировочных элементов с помощью контрастной окраски? (да/нет)
6. Торговые центры, магазины, центры бытового обслуживания
Имеется ли цветовое или планировочное разграничение кассовой зоны и торгового зала? (да/нет)
Имеется ли дополнительное освещение прилавка/кассы или его контрастная окраска? (да/нет)
Имеется ли возможность ознакомиться с товаром на ощупь? (да/нет)
Имеются ли бирки и ценники крупным шрифтом или рельефно-точечным шрифтом? (да/нет)
Имеется ли персонал для оказания информационных услуг? (да/нет)
Имеется ли персонал обученный расчетно-кассовым операциям с участием инвалида по зрению? (да/нет)
7. Банки, почтовые отделения
Имеется ли цветовое или планировочное разграничение кассовой зоны и зала? (да/нет)
Имеется ли дополнительное освещение прилавка/кассы или его контрастная окраска? (да/нет)
Имеется ли персонал, обученный расчетно-кассовым операциям с участием инвалида по зрению? (да/нет)
Имеются ли бланки или образцы их заполнения крупным шрифтом? (да/нет)
8. Предприятия общественного питания
Имеются ли ориентиры для прохода незрячего к столикам или сопровождающий персонал? (да/нет) - ^,,-- - Имеется ли локальное освещение? (да/нет) '*"-****" М<Г! ^
Используются ли контрастные цвета посуды и скатерти при сервировке стола? (да/нет) """"" °"~ —« — ..-.
Имеются ли ориентиры для прохода в туалетную комнату или персонал для сопровождения? (да/нет)
9. Вокзалы (кроме перрона), аэропорты
Имеются ли информационное табло, доступные для инвалида по зрению или персонал предоставляющий информационные услуги? (да/нет)
Имеются ли направляющие пола или иные способы обозначения прохода к зоне прибытия-отбытия (перрона)/кассовой зоне? (да/нет)
Имеется ли услуга по посадке инвалидов в поезд/самолет? (да/нет)
Имеется ли обученный расчетно-кассовым операциям с инвалидами по зрению персонал во вспомогательных службах (камера хранения вокзала, носильщики, сотрудники зала ожидания)? (да/нет)
10. Станции метрополитена, перроны вокзалов и железнодорожных станций.
Имеется ли рельефная ограничительная полоса вдоль края платформы? (да/нет)
Имеет ли платформа понятную незрячему конструкцию и безопасную ширину? (да/нет)
Имеются ли ориентиры для поиска схода с платформы/выхода на поверхность? (да/нет)
Имеется ли доступная незрячему информация о названии станции? (да/нет)
Позволяет ли характер освещения пользоваться остаточным зрением, в том числе и в вечернее время? (да/нет)
Имеется ли возможность получать звуковую информацию о прибывающих поездах? (да/нет)
11. Зрелищные сооружения
Имеются ли направляющие прохода в зрительный зал/фойе/гардероб/туалет или персонал для сопровождения? (да/нет)
Имеется ли зональное деление зрительного зала? (да/нет)
Имеются ли выпуклые обозначения номеров зрительских мест? (да/нет)
Дизайн интерьера (освещение - достаточное/недостаточное по зонам, контраст - есть/нет, использование стеклянных перегородок (неуд.), злоупотребление зеркалами (неуд.)