Ориентировочная трость

Назначение трости

Трость - это универсальный инструмент, выполняющий не­сколько функций:

1. Роль щупа, т.е. удлиняет руку и расширяет зону обследования.

2. Роль буфера, т.е. смягчает удар или предупреждает столкновение с предметом (трость первая касается обо­чины, забора и т.д.).

3. Трость выполняет функции генератора звука, т.е. с помо­щью трости мы можем образовать звук и получить звук, отраженный от препятствий, т.е. можем обследовать про­странство и определить наличие в нем предметов (при приближении к зданию удар об асфальт будет более глу­хой, чем в открытом пространстве).

4. Трость - предупреждающий знак для водителей транс­портных средств. Эту функцию трость приобрела в 1931 году во Франции. В правилах дорожного движения записа­но, что человек с белой тростью - незрячий человек и надо пропускать его.

Подбор трости

Трость должна доходить до грудной кости или до середины груди. В России выпускаются трости от 80 до 130 см. Трость должна быть на 50 см меньше роста человека. Именно такая трость дает информацию на 2 шага вперед, дает большую уверенность незря­чему при передвижении.

Приемы работы тростью

1. Прием «диагональ»

Ручка трости берется в обхват или сверху тремя пальцами -большим, указательным и средним. Трость ставится по диагонали впереди левой ноги, если трость в правой руке, и наоборот, если трость в левой руке. Ведем трость по ориентиру (стена дома, забор, бордюр и т.д.). Трость должна быть впереди идущего. Этот прием применяется на небольших участках пути для нахождения поворота, начала и конца здания, при ориентировке в помещении, при нахож­дении подъездных дорог.

58'

2. Прием «маятник»

Ручка трости берется в обхват или как карандаш (ладонь по­вернута боком, указательный палец может быть вытянут вдоль трости, большой палец сверху). Рука до локтя опущена вниз и слег­ка прижата к туловищу. Кисть впереди на 20 см на уровне пояса. Наконечник ставится к левой ноге, если ходьба начинается с левой ноги. Рука с тростью образует одну линию. Работает только кисть. Трость касается дороги то справа, то слева от идущего. Отрабаты­вается сначала работа тростью на месте, затем с движением. Трость должна работать в одном ритме с движением человека. Ам­плитуда размаха трости по ширине плеч. Прием используется на разных маршрутах, он помогает обследовать дорогу при каждом ша­ге. Этот прием является основным при передвижении. Прием напо­минает движение часов маятника.

3. Прием «укороченная трость»

Используется при передвижении в большом количестве людей (в толпе). Трость берется ниже ручки, как карандаш тремя пальцами и слегка раскачивается перед ногами.

*.

4. Прием «скольжение»

Трость неотрывно касается дороги, т.е. скользит по ней. Трость захватывает всю поверхность пространства под ногами. Прием используется на гладкой поверхности или на наиболее опас­ном участке пути. Если шаг делается левой ногой, то трость сколь­зит к правой ноге и наоборот. Прием «скольжение» применяется при изучении новых маршрутов, при подходе к лестницам, канавам и к переходам через железнодорожные и трамвайные пути.

5. Прием «касание»

Когда поверхность пути не позволяет наконечнику скользить, необходимо применять прием «касание». Трость движением кисти руки опускается до соприкосновения с полом (дорогой) и тут же приподнимается, т.е. касается пола (дороги) периодически, пример­но через шаг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ УЛИЦ

1. Выделите главную улицу и второстепенную.

2. Определите, какие виды перекрестков есть на этой улице.

3. Вспомните правила перехода через дорогу, адаптирован­ные для незрячего.

4. Расскажите, какие правила необходимо использовать при выделении подъездных дорог.

5. Рассмотрите, где располагаются второстепенные улицы, светофоры и переходы через дорогу.

6. Выделите подземные переходы (определите основные ориентиры и вид данного перехода). . _

7. Выясните закономерность расположения автобусных и трамвайных остановок.

8. При передвижении по улице анализируйте рельеф местно­сти (подъемы, спуски, ровный асфальт или нет и др.), особенности расположения элементов улицы (наличие забора, газона, отсутст­вие газона и т.д.); количество подъездных дорог (с бордюрами доро­ги или нет); если у реабилитанта имеется светоощущение (то есть он видит свет), то необходимо учить зрительно анализировать свой путь (ширину просветов между домами, длину домов, особенность заборов, разность цветовой гаммы: отличие сугроба и асфальта, асфальта и зеленого газона, асфальта и земли); сопоставлять свое движение с движением транспортного средства (оно должно быть параллельно, если человек идет по основной улице, и перпендику­лярно, если он уходит по подъездной дороге - звук в спину).

9. Развивайте осязательную память. Во время передвижения старайтесь выделять и запоминать все особенности маршрута (углы поворотов, выбоины в асфальте, спуски и подъемы, особенности ступенек, их количество, покрытие, близость домов, количество подъездных дорог с бордюрами, ширина тротуара, звуковой фон улицы и т.д.).

10. Выделите все основные ориентиры.

11. Проанализируйте маршрут после его прохождения, выде­лите места, в которых требуется особая осторожность, то есть вы­делите опасные места на маршруте (подвесные телефоны, выбои­ны, подъездные дороги, узкие участки и т.д.).

12. Выберите наиболее безопасный путь передвижения.

г 64

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ПЛОЩАДЕЙ

Примечание. Начинать ориентировку на площадях желатель­но с изучения схем конкретных площадей, выполненных рельефно-графическим способом, или в виде макетов. После того, как реаби-литант составит представление о площади, можно переходить к практичским занятиям по изучению и ориентировке на конкретной площади (или конкретных площадях).

Основные этапы при работе со схемой:

1. Рассмотрите внимательно форму площади и составьте представление. Отметьте особенности (есть в центре сквер или нет, есть подземный переход или нет и т.д.).

2. Выделите количество улиц, входящих в эту площадь. Соотнесите их по расположению друг к другу.

3. Определите, какие улицы большие, а какие маленькие, характер и насыщенность движения транспорта по ним.

4. Выделите все безопасные пути перехода через площадь.

5. Расскажите об основных объектах на площади и особенностях их расположения.

6. Укажите основные постоянные ориентиры.

Основные этапы при изучении конкретной площади:

1. Пройдите по периметру всей площади, выделяя основ­ные ориентиры и улицы, повторяя правила перехода через дорогу и называя основные объекты; используйте и тренируйте осязатель­ную, слуховую, кинестетическую память и зрительное восприятие с помощью остаточного зрения, если оно имеется (под каким углом улица входит в площадь, особенности покрытия, наличие подзем­ных переходов, особенности их строения, звуковой фон и т.д.).

2. Проведите звуковой анализ изучаемого пространства (определите движение транспорта вокруг площади, по прилегаю­щим улицам, интенсивность движения, т.е. выделите улицы с наи­более насыщенным движением), виды транспорта и т.п.

3. Разделите площадь на несколько участков и подробно изучите каждый из них (некоторым реабилитантам на это может по­надобиться не одно занятие).

4. Сделайте анализ изученного маршрута, выделите опас­ные места, разберите наиболее часто встречающиеся ошибки.

5. Сравните эту площадь с уже изученными.

6. Проехав вокруг площади на транспорте, сделайте анализ маршрута, используя мышечно-двигательную память.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ ПОДЪЕЗДНЫХ ДОРОГ

"' 1. Рассмотрите улицу, по которой проходит изучаемый маршрут (выберите отправной пункт, обследуйте и изучите приле­гающие улицы и основные объекты, находящиеся на этих улицах и т.д.), ознакомьтесь с элементами данной улицы (дорога, газон, тро­туар, дома и др.). -

2. Выделите ту подъездную дорогу, которая вам нужна. Оп­ределите, с какой стороны подъездной дороги находится интере­сующий вас объект. Выделите ориентиры, которые помогут найти поворот на подъездную дорогу (угол забора, асфальт-асфальт, бордюр, конец газона и др.).

3. Выберите направление движения (право, лево) и прием работы тростью, наиболее эффективный для нахождения подъезд­ной дороги (техника «диагональ» плюс «маятник» или «диагональ» плюс «скольжение»).

4. При прохождении маршрута будьте внимательны, не про­пустите нужную вам подъездную дорогу. Звук от транспортных средств должен идти параллельно вашему движению.

5. Найдите нужную подъездную дорогу и сделайте поворот, не теряя ориентира (если нужный объект находится на другой сто­роне, перейдите подъездную дорогу, соблюдая правила перехода через дорогу) Звук от транспортных средств должен находиться за • вашей спиной

6. Выходя с подъездной дороги, держитесь ближе к одной из сторон дороги (не теряйте ориентир!). Звук от транспортных средств идет в лицо.

7. Определите начало тротуара основной улицы (асфальт-асфальт, асфальт-бордюр и др.), сделайте поворот на основную улицу Звук должен идти параллельно вашему движению.

* Х?^' % ч(ГЧ -^*

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ

1. Переходить дорогу необходимо только в строго опреде­ленных для этого местах: по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных дорожной разметкой или информационно-указательным дорожным знаком «Пешеходный переход». Если незрячий не знает где переход, то надо спросить у

прохожих, ц случае, если переход не обозначен, или перекресток не регулируется светофором, или дорога достаточно широкая и с ин­тенсивным движением, то необходимо обратиться за помощью к зрячим прохожим.

Варианты:

а) Прислушаться к шагам прохожих, повернуться лицом к при­ближающемуся человеку и громко, четко обратиться с просьбой (точно объяснить, какая дорога вам нужна). Незрячий сам должен точно представлять направление движения.

б) От помощи следует отказаться, если ее предлагает нетрез­вый человек или человек, не вызывающий у вас доверия (неадек­ватно себя ведет, нетрезвый и т.д.). Отказываться надо уверенным тоном, но вежливо.

в) Незрячий должен взять на себя инициативу, объяснить, как ему удобней перейти через дорогу (взять под руку немного выше локтя зрячего и двигаться на пол шага сзади, активно работая тро­стью при переходе). При этом он должен внимательно слушать движение транспорта, анализировать свое движение, не виснуть на руке у сопровождающего, поблагодарить спутника после перехода на другую сторону улицы.

Подготовка к переходу улицы

Примечание. На четырехсторонних и трехсторонних перекре­стках необходимо переходить в первую очередь второстепенную улицу, затем главную.

1. Подойти к бордюру.

2. Отойти от перекрестка на 3-4 шага, отступить от бордюра на 1-2 шага. Трость должна находиться на тротуаре около ног не­зрячего.

3. Выровнять ноги по бордюру или по дороге ^й**~

4. Послушать и определить направление движения транс­порта (оно должно быть параллельно движению незрячего).

Переход улицы

е. , 1, Если светофор уже поменялся, то необходимо дождать­ся новой смены цвета (это определяется на слух по звукам, исхо­дящим от транспортных средств).

Л 2. Еще раз внимательно послушать, взмахнуть 3 раза тро­стью и, сохраняя прямолинейное движение и используя прием «скольжение» или «маятник», быстро перейти дорогу. е-

* 3. При переходе улицы необходимо помнить, где находится перекресток.

Окончание перехода улицы

1. Перейдя дорогу, надо переступить через бордюр. '•-.»•-'2. Уйти от дороги. > V

ПОМНИТЕ! Если дорога опасная и широкая, то необходимо обратиться за помощью к зрячему человеку.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ СЛЕПЫХ С ОСТАТОЧНЫМ ЗРЕНИЕМ ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ ДОРОГУ

Общие сведения

1. Переходить дорогу необходимо только в строго опреде­ленных для этого местах: по подземным переходам, пешеходным мостикам, в местах, обозначенных дорожной разметкой или инфор­мационно-указательным дорожным знаком «Пешеходный переход».

2. Если место перехода не обозначено, то переходить надо по линии тротуаров или обочин.

3. В случае, если перекресток не регулируется светофором, то проезжую часть надо переходить особенно осторожно: прислу­шаться и идти только при полной тишине (слушать и смотреть сна­чала налево, затем направо).

Подготовка к переходу улицы

1. При четырехсторонних и трехсторонних перекрестках не­обходимо переходить в первую очередь второстепенную улицу, за­тем главную.

2. Подойти к бордюру, от бордюра отступить на один-два шага, отойти от перекрестка.

3. Выровнять ноги по бордюру или по дороге.

4. Определить направление движения транспорта (идти па­раллельно идущему транспорту).

Переход улицы

1. Если светофор уже поменялся, то необходимо дождаться новой смены цвета.

2. Прислушаться, внимательно посмотреть налево, потом направо.

3. Переходить на зеленый цвет светофора, сохраняя пря­молинейное движение.

Окончание перехода улицы

1. Перейдя дорогу, надо переступить через бордюр.

2. Уйти от дороги.

ПОМНИТЕ! Если дорога опасная и широкая, то необходимо переходить улицу вместе с другими пешеходами, при этом жела­тельно находиться в середине переходящей улицу массы людей.

Переходить улицу при наличии остаточного зрения удобно также, «пристроившись» к пожилым прохожим людям или к женщи­нам с детской коляской. При этом держаться ближе к ним.

I

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПРАВИЛА ПОСАДКИ В ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

У / ^ * ч- * * *• "* с ~ * •** ="*- *

Перед началом посадки

1. Необходимо точно знать, какой вид транспортного средства ему нужен и номер маршрута, а также представлять сам маршрут. В связи с этим желательно ориентироваться на маршруте по мышеч-но-двигательной памяти (при движении транспортного средства чувствовать рельеф дороги, повороты, рельсы, мосты и т. д.).

2. Найти нужную остановку.

3. Отойти от бордюра на 1 - 2 шага, ноги должны быть перпен­дикулярно дороге (если бордюр отсутствует, то нужно выровнять ноги по началу дороги).

4. До появления нужного транспортного средства попросить людей на остановке подсказать номер приближающегося транспорта.

Особую осторожность нужно соблюдать в осенне-зимний пери­од при скользкой дороге.

Во время посадки

1. При появлении транспортного средства дождаться его оста­новки и определить на слух или увидеть, где находятся его двери.

2. Подойдя к двери, определить высоту ступени с помощью трости или остаточного зрения.

3. Держась за поручень, войти в транспортное средство.

4. При посадке в трамвай необходимо попросить помощи зря­чих людей (если остановка трамвая находится по середине проез­жей части).

По окончании посадки

1. В пассажирском транспорте необходимо обязательно дер­жаться за поручень.

2. Если есть возможность, нужно сесть на свободное место.

3. К выходу надо готовиться заранее (за одну остановку до вы­хода из транспортного средства), умея при необходимости нажать кнопку сигнала водителю в маршрутном транспортном средстве.

4. При выходе следует измерять высоту ступени с помощью трости, держась при этом за поручень.

5. Выйдя из транспорта, «зафиксировать точку отсчета».

6. Продолжить прямолинейное движение, переступить через бордюр. ^

I

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДМЕТ ЕЕ ДОСТУПНОСТИ ИНВАЛИДУ ПО ЗРЕНИЮ

Теме, связанной с доступностью для инвалидов среды жизне­деятельности, в наши дни уделяется большое внимание. Несмотря на это, большинство зданий и сооружений еще не оборудовано при­способлениями, облегчающими ориентирование в них людей с про­блемами зрения. Вопрос о том, должно ли общество обеспечивать человеку с инвалидностью возможность безопасного и комфортного передвижения, или же сам инвалид должен тренировать в себе на­выки приспособления к существующим условиям, в большинстве случаев решается не в пользу инвалида. Однако зачастую отсутст­вие необходимых приспособлений связано не столько с отсутствием у муниципальных властей средств для их установки, а с отсутствием ясно сформулированного социального заказа. Например, при мо­щении пола вновь строящегося торгового центра или офисного зда­ния, включение в проект рельефных направляющих практически не изменит его сметной стоимости, равно как и контрастное окрашива­ние смысловых элементов конструкции или зоны входа-выхода. Для своевременной реализации пожеланий инвалидов по зрению в от­ношении общественных зданий и объектов соцкультбыта, организа­циям инвалидов необходимо контактировать с проектировщиками еще на стадии разработки проекта, ясно формулируя свои требова­ния и осознавая технические возможности их воплощения.

Нормативной базой для этого могут стать в первую очередь СНИПы («Требования доступности общественных зданий и соору­жений для инвалидов и других маломобильных посетителей» Гос­строй России 2000), а также Закон РФ «О защите прав потребите­лей»).

Знание ассортимента средств улучшения доступности архи­тектурной среды для нужд инвалидов по зрению также является подспорьем для самих пользователей при ориентировании на но­вом маршруте, выяснении степени доступности того или иного зда­ния, при проведении телефонных переговоров перед выходом на маршрут.

Существуют анкеты - опросники первичного аудита доступно­сти архитектурной доступности зданий и сооружений для инвали­дов, в частности для инвалидов по зрению. Базовыми аспектами, которые должны быть учтены при проведении данного обследова­ния, являются:

безопасность объекта для инвалида по зрению, сниже­ние вероятности для незрячего получить травму при самостоятель­ном ориентировании внутри его;

наличие ориентиров, позволяющих осуществлять бес­проблемное использование объекта инвалидом по зрению по его назначению (звуковые ориентиры, направляющие линии пола и стен, характер окраски, ясность планировки);

возможность использования сохранного зрительного анализатора (адекватное освещение, выделение цветом функцио­нальных зон);

беспрепятственный доступ к информации связанной с услугами, товарами или службами внутри объекта (наличие доступ­ной компьютеризированной информационной системы, надписей шрифтом Брайля, аудиоинформации или обученного персонала);

Отдельным аспектом влияющим на степень доступности объ­екта соцкультбыта для инвалидов по зрению является наличие спе­циализированных сервисных служб (медпункты аэропортов или же­лезнодорожных вокзалов), а также персонала, предоставляющего информацию о товарах или услугах. В частности, продавцы-консультанты торговых залов крупных супермаркетов могут суще­ственно повлиять на степень доступности данных объектов, предос­тавляя полную незрячему информацию о товарах, находящихся на полках в открытом доступе. Это же относится и к сотрудникам, осу­ществляющим расчетно-кассовые операции в магазинах, банках, почтовых отделениях и кассах транспортных и зрелищных предпри­ятий.

Анкета обследования доступности зданий и архитектурных

^•«^•^••^мп^^^^ммммммммв^Ь^м^н^н^мн^м^н^^Ь^^^^н^^м^вм^^н^ммшмм^^^^н^н^в^ммв-^п^^я^п^^мвмп^н^Ь^^нш^^^^в ?

сооружений для инвалидов по зрению

1. Подходы к зданию г -

- - Имеется ли свободный от припаркованных автомобилей проход к зданию? (да/нет)

~~ : - Имеется ли звуковой ориентир или радиомаяк на вход-"" "*'- ной двери? (да/нет)

Имеются ли поручни/парапет или рельефное покрытие тротуара? (да/нет)

Имеется ли дополнительное наружное освещение? ' (да/нет)

2. Дверные проемы

обычная створчатая дверь без опознавательных звуко­вых или тактильных признаков (неуд.)

обычная створчатая дверь, снабженная тактильным по­крытием пола или звуковым маячком (требует доработки)

вращающаяся дверь (требует доработки) с опознава­тельными знаками (да)

раздвижная дверь (да) с опознавательными знаками (да)

3. Холлы и вестибюли

Имеются ли направляющие пола? (да/нет)

Имеются ли стенные поручни? (да/нет)

Имеется ли дополнительное освещение? (да/нет)

Имеется ли контрастная окраска архитектурных элемен­тов? (да/нет)

Имеется ли доступ к пожарным выходам? (да/нет)

Имеется ли телефон или переговорное устройство? (да/нет)

Имеется ли выделенный проход к лифтам и на лестни­цы? (да/нет)

Имеется ли информационная стойка или доступное для незрячего табло? (да/нет)

4. Лестницы и лифты

Имеются ли поручни у лестницы? (да/нет)

Имеется ли выделение ступеней с помощью контрастной окраски? (да/нет)

Имеется ли рельефная маркировка этажей в лифте или на парапетах лестницы? (да/нет)

Оборудован ли лифт надписями по Брайлю или системой озвучивания? (да/нет)

Имеется ли дополнительное освещение на лестницах? (да/нет)

5. Здания с коридорной системой (офисы, учреждения, в том числе медицинские и государственные)

Имеется ли выделение главных и второстепенных направлений с помощью направляющих пола? (да/нет)

Имеются ли рельефные обозначения кабинетов или иные приспособления для идентификации их инвалидами по зре­нию? (да/нет) " ~~, г,.. ,15,~

Имеется ли дополнительное освещение? (да/нет)

Имеется ли персонал для оказания информационных ус­луг? (да/нет)

Имеется ли выделение планировочных элементов с по­мощью контрастной окраски? (да/нет)

6. Торговые центры, магазины, центры бытового об­служивания

Имеется ли цветовое или планировочное разграничение кассовой зоны и торгового зала? (да/нет)

Имеется ли дополнительное освещение прилавка/кассы или его контрастная окраска? (да/нет)

Имеется ли возможность ознакомиться с товаром на ощупь? (да/нет)

Имеются ли бирки и ценники крупным шрифтом или рельефно-точечным шрифтом? (да/нет)

Имеется ли персонал для оказания информационных ус­луг? (да/нет)

Имеется ли персонал обученный расчетно-кассовым операциям с участием инвалида по зрению? (да/нет)

7. Банки, почтовые отделения

Имеется ли цветовое или планировочное разграничение кассовой зоны и зала? (да/нет)

Имеется ли дополнительное освещение прилавка/кассы или его контрастная окраска? (да/нет)

Имеется ли персонал, обученный расчетно-кассовым операциям с участием инвалида по зрению? (да/нет)

Имеются ли бланки или образцы их заполнения крупным шрифтом? (да/нет)

8. Предприятия общественного питания

Имеются ли ориентиры для прохода незрячего к столи­кам или сопровождающий персонал? (да/нет) - ^,,-- - Имеется ли локальное освещение? (да/нет) '*"-****" М<Г! ^

Используются ли контрастные цвета посуды и скатерти при сервировке стола? (да/нет) """"" °"~ —« — ..-.

Имеются ли ориентиры для прохода в туалетную комнату или персонал для сопровождения? (да/нет)

9. Вокзалы (кроме перрона), аэропорты

Имеются ли информационное табло, доступные для ин­валида по зрению или персонал предоставляющий информацион­ные услуги? (да/нет)

Имеются ли направляющие пола или иные способы обо­значения прохода к зоне прибытия-отбытия (перрона)/кассовой зо­не? (да/нет)

Имеется ли услуга по посадке инвалидов в по­езд/самолет? (да/нет)

Имеется ли обученный расчетно-кассовым операциям с инвалидами по зрению персонал во вспомогательных службах (ка­мера хранения вокзала, носильщики, сотрудники зала ожидания)? (да/нет)

10. Станции метрополитена, перроны вокзалов и желез­нодорожных станций.

Имеется ли рельефная ограничительная полоса вдоль края платформы? (да/нет)

Имеет ли платформа понятную незрячему конструкцию и безопасную ширину? (да/нет)

Имеются ли ориентиры для поиска схода с платфор­мы/выхода на поверхность? (да/нет)

Имеется ли доступная незрячему информация о назва­нии станции? (да/нет)

Позволяет ли характер освещения пользоваться оста­точным зрением, в том числе и в вечернее время? (да/нет)

Имеется ли возможность получать звуковую информа­цию о прибывающих поездах? (да/нет)

11. Зрелищные сооружения

Имеются ли направляющие прохода в зрительный зал/фойе/гардероб/туалет или персонал для сопровождения? (да/нет)

Имеется ли зональное деление зрительного зала? (да/нет)

Имеются ли выпуклые обозначения номеров зрительских мест? (да/нет)

Дизайн интерьера (освещение - достаточное/недоста­точное по зонам, контраст - есть/нет, использование стеклянных перегородок (неуд.), злоупотребление зеркалами (неуд.)

Наши рекомендации