Качества, необходимые хорошему супервизору
· Гибкость в переходе от теоретических концепций к использованию широкого спектра интервенций и методов.
· Многовариантная точка зрения: способность видеть одни и те же ситуации под разными углами.
· Способность сдерживать тревогу и управлять ею в себе и супервизируемом.
· Способность учиться у супервизируемого и у новых ситуаций.
· Чувствительность в работе к более широкому контексту: это подталкивает и терапевтический процесс, и процесс супервизии.
· Способность адекватно использовать свою власть.
Наиболее сложный навык, который необходимо развить супервизорам – это способность переключать внимание на любую из следующих сфер («вертолетная способность»):
- клиент, которого описывает супервизируемый;
- сам супервизируемый и его процесс;
- ваш собственный процесс и отношения в супервизии здесь-и-сейчас;
- клиент в более широком контексте (и помощь супервизируемому в расширении границ).
Уровни супервизии: американская модель развития
Супервизор должен владеть спектром стилей и подходов, которые модифицируются по мере того, как консультант приобретает опыт и поднимается на следующий уровень развития. Модель развития включает в себя четыре уровня развития супервизируемого.
Уровень 1: ориентация на себя
Первый уровень характеризуется зависимостью супервизируемого от супервизора. Он может испытывать тревогу, ощущать небезопасность роли супервизируемого; может испытывать недостаток понимания, но при этом быть высокомотивированным. Существует два основных источника тревоги у начинающих консультантов-супервизируемых – ожидание оценивания и объективное самосознание. «Объективное самосознание» – процесс, при котором какой-либо способ фокусирования на самом себе может провоцировать негативную оценку собственного поведения и усиливать чувство тревоги.
Начинающие консультанты-супервизируемые не имеют опыта построения системы критериев для оценки собственного поведения, и вследствие этого могут быть очень зависимы от оценки их работы супервизором. Опасения супервизируемого могут быть связаны с тем, что супервизор в ходе обучения или в процессе обсуждения работы принимает на себя роль формального оценщика.
На таком уровне консультанты стремятся «сфокусироваться на специфических аспектах истории клиента, его нынешней ситуации или на данных оценки личности, чтобы извлечь из нее дополнительную информацию. Обширные выводы могут основываться на отрывочной информации. На этом уровне консультантам сложно увидеть процесс консультирования в целом.
Чтобы справиться с тревогой, нормальной для супервизируемых на первом этапе, супервизор должен обеспечить ясную структурированную консультацию с позитивной обратной связью и побуждением супервизируемого продвинуться от попыток судить себя и клиента к анализу того, что в действительности происходило. Дозирование поддержки и неопределенность – вот основные трудности, встающие на пути супервизора, работающего с начинающим консультантом.
Уровень 2: ориентация на клиента
На этом этапе консультанты-супервизируемые преодолевают начальную тревогу и начинают движение между зависимостью и автономией, между самонадеянностью и растерянностью.
В работе с клиентами консультанты-супервизируемые, находящиеся на уровне 2, сфокусированы как на процессе развития клиента, так и на своем обучении. Консультант-супервизируемый начинает понимать, что становится консультантом, - это долгий и нелегкий процесс. Он открывает, что навыки и интервенции, эффективные в одной ситуации, менее эффективны в другой.
Недостаток изначальной уверенности и упрощенность подходов могут привести к тому, что некоторые супервизируемые будут испытывать гнев по отношению к своим супервизорам, рассматривая их как виновников своего разочарования. Работа на уровне 2 может восприниматься как родительская забота о подростке. Это проверка авторитетов на прочность, перепады настроения, но одновременно – необходимость и в пространстве для учения на своих ошибках, и в определенных ограничениях и сдерживаниях. На этой стадии супервизируемый становится более активным, чем его клиент, который, подобно супервизору, будет рассматриваться как причина внутренней неуравновешенности.
На уровне 2 супервизор должен быть менее структурированным и дидактичным, чем на уровне 1, но при этом требуется значительный контроль над эмоциями, так как состояние супервизируемого может колебаться от возбуждения до депрессивных переживаний, с которыми трудно справиться, и порой может появиться ощущение плохо выполняемой работы.
Уровень 3: ориентация на процесс
На уровне 3 возрастает профессиональная уверенность и наблюдается только условная зависимость от супервизора. Супервизируемый расширяет осознание и демонстрирует более устойчивую мотивацию. Супервизия становится более партнерским процессом, возрастает доверие и усиливается профессиональная и личностная конфронтация.
На уровне 3 супервизируемые становятся более способны применять свой подход к клиентам, чтобы удовлетворить их конкретные индивидуальные потребности в конкретный момент. Они уже в состоянии видеть клиента в более широком контексте. У них уже развиты навыки полного присутствия с клиентом во время сессии с особым вниманием к тому, как укладывается настоящий процесс в контекст:
- общего процесса отношений в консультировании;
- личной истории клиента и его жизненных паттернов;
- обстоятельств внешней жизни клиента;
- жизненного этапа клиента, социальной среды.
На уровне 3 профессиональные навыки супевизируемого интегрируются в его личность, а не используются как элемент выученной технологии.
Уровень 4: ориентация на процесс в контексте
Этот уровень понимают как «интегрирующий уровень 3». К моменту перехода на этот уровень консультант становится «мастером» и характеризуется личностной автономией, высоким уровнем осознания, уверенностью в себе, стабильной мотивацией и пониманием необходимости работать над собственными личностными и профессиональными проблемами.
На уровне 4 не происходит усвоения новых знаний, происходит скорее их углубление и интеграция.
Четыре стадии развития супервизируемого могут рассматриваться с точки зрения места нахождения фокуса супервизии:
Анализ модели развития
Данная модель является полезным инструментом в прояснении супервизорами потребностей своих подопечных и также помогает им понять, что часть задачи супервизора заключается в способствовании развития супервизируемого как внутри этих стадий, так и вне их. Кроме того, в этой модели подчеркивается, что развитие супервизируемого и составляет природу супервизии.
Ограничения модели:
1. Опасность ее буквального истолковывания в качестве предписания, как должно себя вести по отношению к супервизируемому на каждой стадии развития, вне зависимости от индивидуальных особенностей последнего, супервизорского стиля и уникальных отношений внутри супервизии.
2. Супервизоры также проходят в своем развитии эти стадии, и в связи с этим необходимо обращать внимание на взаимодействие стадий обеих сторон.
В связи с этим предлагается параллельная модель развития супервизоров.
· Уровень 1: тенденция супервизора испытывать тревогу по поводу того, делает ли он все «правильно» и эффективен ли он в своей роли. Это может привести к излишней механистичности или застреванию в роли эксперта.
· Уровень 2: супервизор видит, что процесс супервизии является более сложным и многомерным, чем он себе представлял.
· Уровень 3: на этом уровне супервизор демонстрирует стойкую мотивацию к своей роли и интерес к постоянному улучшению своей работы. Супервизор способен адекватно оценить себя.
· Уровень 4: на этом уровне супервизор может модифицировать свой рабочий стиль в соответствии с супервизируемым, находящимся на любом уровне развития.
Модель может стать полезной в налаживании взаимодействия между супервизором и супервизируемым или в исследовании трудностей их отношений.