Специализация левого и правого полушарий

Мнения исследователей относительно компетенции двух полушарий при реше­нии разных задач в основном сходны, гораздо меньше согласия достигнуто по вопросу о природе фундаментальных характеристик, определяющих межполу-шарные различия.

В настоящее время утвердилось мне­ние, что левое полушарие доминирует в формальных лингвистических операциях, включая речь, синтаксический анализ и фонетическое представление. Правое полу­шарие у больных с расщепленным мозгом проявляет почти полную неспособность к активной речи, не умеет различать времена глагола, множественное и единственное число, не может правильно понимать син­таксически сложные предложения или требующие значительной нагрузки на кратковременную вербальную память, не способно к фонетическому представле­нию. Однако оно узнает звучащее слово и хорошо улавливает ассоциативные значения отдельных произносимых (или написанных) слов, что свойственно также многим видам птиц и млекопитающих. Уникальные осо­бенности левого полушария у человека отличаются высокоразвитым программи­рованием артикуляционного аппарата и тонкими программами различения вре­менных последовательностей фонетичес­ких элементов и причинно-следственных связей, выражаемых синтаксическими средствами.

Нарушение способности к чтению и письму (дислексии) связывают с анатоми­ческими аномалиями левого полушария. Однако степень проявления и частота дислексии могут зависеть от языка, на ко­тором человек учится читать. Так, среди населения стран Запада дислектики составляют 1—3%, в Японии их число в 10 раз меньше. В японском языке исполь­зуется два вида письма: кана, где символы соответствуют слогам, и кандзи, где сим­волами служат иероглифы, отображающие не звуки, а понятия или предметы. При поражении левого полушария мозга вслед­ствие инсульта японские больные сохра­няли способность читать слова на кандзи,



2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ




но теряли возможность читать на кана. Данные факты подтверждают возможность локализации зрительно-пространственного восприятия правой половиной мозга. Известно, что некоторые американские дети, страдающие дислексией, успешно обучились читать по-английски, представ­ленном в виде китайских иероглифов (цит. по: [Блум, Лейзерсон, Хофстедтер, 1988]).

Язык жестов, применяемый глухими людьми, также использует зрительно-про­странственные способности.

Одним из видов языка жестов, приме­няемым в коммуникации, является амери­канский язык жестов (american sing language), в котором каждый знак пред­ставляет слово, а слова организованы в грамматическую структуру. Клинические данные подтверждают, что люди, пользу­ющиеся этим языком, не способны актив­но его использовать или понимать из-за повреждений левого полушария в тех областях, где происходит обработка звуковой речи у лиц, обладающих слухом. Исследования глухих людей, использую­щих язык жестов с очень раннего возраста, показали, что левое полушарие у них доминировало над правым и при решении зрительно-пространственных задач.

Интересно отметить, что большинство людей, читающих по Брайлю, часто поль­зуются левой рукой для распознавания знаков. Это пример взаимодействия коор­динации специализации правополушар-ных и левополушарных функций.

Вербальная и невербальная коммуни­кации позволяют человеку использовать два канала, две субсистемы получения и обработки информации. В настоящее вре­мя накоплено много данных о важной роли невербальных средств коммуникации (жес­тов, мимики, пантомимики, невербальных компонентов речи) в жизни человека. Так, например, частота основного тона речи и ее изменения не только являются носите­лями информации об эмоциональных характеристиках высказывания, но и по­зволяют судить о возрасте, поле, некоторых индивидуально-личностных особенностях человека. Невербальная коммуникация -функция правого полушария. Способностью к невербальным коммуникациям обладают и животные. Она раньше вербальных

способностей появляется в онтогенезе человека. Эволюцион но-историческая древность невербальных функций позво­лила выдвинуть предположение о право-полушарном приоритете в латерализации мозга.

Данные Л.П. Зенкова и Л.Г. Попова [1987], полученные при обследовании больных с левополушарными повреждени­ями мозга, позволяют авторам выдвинуть гипотезу о том, что правое полушарие специализируется на коммуникации по­средством иконических знаков, а левое -на коммуникации символических. Икони-ческие знаки являются формой образных представлений.

В работе С. Шонен и Э. Метиве [De
Schonen, Mathivet, 1989] на основе анали­
за физиологических и психологических
данных, полученных в экспериментах на
животных, младенцах и взрослых, обосно­
вывается гипотеза об опережающем раз­
витии правого полушария в раннем онто­
генезе человека. Узнавание лица в первые
месяцы жизни младенца обеспечивается
взаимодействием двух составляющих:
эндогенной (нейрональные связи разных
отделов мозга, синаптическая компетен­
ция и стабилизация, становление меж-
полушарных связей) и экзогенной (средо-
вая регулярность, т. е. частота, с которой
встречаются в окружении специфические
лица в определенном контексте полимо­
дальных сигналов, ограничения зритель­
ной селективности младенцев в течение
первого месяца жизни, особенности их
сензитивности к низким пространствен­
ным частотам). Асимметрия в развитии
полушарий с опережением в развитии
функции правого полушария определяет
не только узнавание лица, но и многие
особенности когнитивных функций на
начальных этапах развития. Правое полу­
шарие имеет преимущества при разли­
чении паттернов на основе их конфигура­
ции (глобальные характеристики), левое
полушарие при детальной оценке

(локальные характеристики). Развитие локальных процессов начинается на несколько месяцев позже, чем развитие глобальной оценки, предполагающей кон­тинуальность. Так, континуальная инфор­мация, обеспечивающая общую, контекс-

2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга





туальную оценку ситуации, характерна для правополушарного типа обработки (по­дробнее о правополушарном преимуществе в раннем онтогенезе см.: [Сергиенко, 1992]).

Мы считаем важным тот факт, что на первых этапах онтогенеза происходит непрерывное образное накопление инфор­мации о мире для дальнейшей ее детали­зации в дискретные образы и схемы.

Мозговая организация в процессе ста­новления речевой функции отличается значительной пластичностью. Удаление коркового покрытия левого полушария при раковой опухоли у взрослых пациен­тов приводит к тяжелым необратимым ре­чевым потерям. Однако если подобная операция по удалению левого полушария проводилась в младенческом возрасте, то это почти не сказывалось на развитии речи. Стандартные тесты на оценку вер­бальных способностей не выявили разли­чий в речевом развитии между детьми, перенесшими операцию, и их здоровыми сверстниками. Не было обнаружено раз­личий и при удалении правого или левого полушария.

Только тонкий анализ развития рече­вых способностей у детей с удаленным полушарием показал наличие у них труд­ностей в оценке грамматических правил (цит. по: [Блум, Лейзерсон, Хофстедтер, 1988]). В ранний период жизни мозг обла­дает огромными возможностями компен­сации. С возрастом пластичность мозго­вой организации уменьшается. Дети более старшего возраста, перенесшие операцию на левом полушарии, могли разговаривать, но делали много грамматических ошибок и хуже понимали речь. Правое полушарие лучше левого различает ориентацию линий, кривизну, многоугольники неправильных очертаний, вертикальные и горизонталь­ные ряды точек в точечных матрицах, пространственное положение зрительных сигналов, глубину в стереоскопических изображениях, сходство или различие между непрерывным и фрагментарным контурами. Оно демонстрирует превосход­ство и во многих других задачах, требую­щих мысленного преобразования прост­ранственных отношений или интеграции и синтеза общей формы.

При исследовании взрослых испытуемых методом электрошока (одностороннего воз­действия по медицинским показаниям) были получены следующие характеристики «левополушарного» и «правополушарного» типов организации психических функций. У «левополушарного» человека страдают виды психической деятельности, связан­ные с образным мышлением; он не вос­принимает интонационного состава речи, мелодии; словоохотлив, имеет богатый словарный запас; у него усилены виды психической деятельности, лежащие в основе абстрактного мышления; наблюда­ется склонность к классификации. Отли­чается положительным эмоциональным тонусом. «Правополушарный» человек демонстрирует резкое снижение речевых способностей; классификация нарушена; объясняется охотнее мимикой и жестами; хорошо различает изменение интонации. Отличается образным мышлением. Преоб­ладают отрицательные эмоции [Деглин. 1995].

В табл. 2.2 представлено распределение функций между двумя полушариями у взрослых здоровых испытуемых-правшей.

Таблица 2.2

Наши рекомендации