Инструментарий и критерии эффективности стилей взаимодействия работников
Содержание
Введение. 3
1. Теоретические аспекты методов управленческого поведения. 5
1.1. Основные понятия стиля руководства в организационном поведении 5
1.2. Инструментарий и критерии эффективности стилей взаимодействия работников 8
2. Оценка методов управленческого поведения на ООО "ПромТехМаш". 15
2.1. Краткая характеристика предприятия. 15
2.2. Оценка методов управленческого поведения сотрудников. 22
3. Основные направления совершенствования методов взаимодействия сотрудников 29
3.1. Оценка эффективности существующих методов управленческого поведения сотрудников. 29
3.2. Управление поведением сотрудников. 32
Заключение. 38
Список использованной литературы.. 41
Приложения
Введение
Организационное поведение — это поведение работников, вовлеченных в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования к работникам. Эти процессы, с одной стороны, направляются усилиями руководителей всех звеньев управления, а с другой реализуются в поведении непосредственных участников, т.е. работников разного управленческого уровня.
Управленческие процессы могут складыватьсястихийно и целенаправленно. Соотношение стихийности и целенаправленности в управленческих процессах является показателем того, каковаорганизационная среда поведения. Если преобладает стихийность, то поведение работников в значительной степени оказывается зависимым от дезорганизующих факторов, а потому может быть деформированным, искаженным. Если же преобладает целенаправленность, то оно оказывается в значительной мере зависимым от организующих алгоритмов, которые «задаются» управляющими. Но и в этом случае оно может деформироваться, искажаться, т.к. такие алгоритмы не всегда учитывают всю мотивационную гамму работников. Найти «золотую середину» и «выстроить»организационный порядок так, чтобы он оптимизировал организационную среду, очень трудно.
Организационное поведение работников психологически проявляется как их отношение к той фирме, где они работают. Оно, как правило, персонифицировано, поскольку переносится на конкретных представителей организационной власти. Именноот высшей администрации в первую очередь и зависит, как им работается в организации. Поэтому отношение высшей администрации к работникам является исходной причиной того или иного их поведения. Отсюда следует главный управленческий закон: как высшая администрация относится к работникам, так и работники относятся к организации.
В организации всегда сталкиваются, так или иначе, два типа отношений к работникам:инструментальное и ценностное. Инструментальное отношение характерно для управляющих высшего звена, а ценностное закодировано в требованиях и ожиданиях управляемого персонала. Эта двоякая система — управляющая и управляемая — имеет противоположные полюсы, которые создают определенную психологическую дистанцию «мы — они». В этом противопоставлении и заключается морально-психологический смысл противоречия «управляющие — управляемые».
Все вышеизложенное обусловило актуальность темы данной курсовой работы.
Целью данной работы является изучение методов управленческого поведения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
· Изучались теоретические аспекты методов управленческого поведения;
· Проводилась оценка методов управленческого поведения;
· Определялись направления совершенствования стилей поведения работников как аспект организационного поведения.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Теоретические аспекты методов управленческого поведения
Основные понятия стиля руководства в организационном поведении
В отечественной литературе существует много определений понятия «стиль руководства», сходных между собой в своих основных чертах. Его можно рассматривать как комплекс систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействуя на подчиненных и общения с ними. «Чтобы раскрыть сущность стиля руководства, - считает Р. X. Шакуров, - необходимо, прежде всего, рассмотреть вопрос о его функциях и структуре»/18/. Общая функция стиля заключается, по его мнению, в адаптации деятельности руководителя к специфике условий ее существования. Эта функция рассматривается как единство двух частных функций - адаптации деятельности к особенностям:
• объективных, внешних условий;
• самого субъекта деятельности.
Первую из них Р.X. Шакуров называет социальной, вторую -психологической функцией стиля.
Стиль руководства - это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его отношении с подчиненными.
Иными словами, это способ, которым начальник управляет подчиненными и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения.
Стиль руководства характеризует не вообще поведение руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем и постоянно проявляющееся в различных ситуациях. Поиск и использование оптимальных стилей руководства призваны способствовать повышению достижений и удовлетворенности работников.
Концепция стилей руководства получили интенсивное развитие после второй мировой войны. Однако и до сих пор ее разработки сталкиваются с рядом не решенных проблем. Главные из проблем:
• Трудности при определении эффективности стиля руководства. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей.
• Сложность установления причинно-следственных связей между стилем руководства и эффективностью его использования. Обычно стиль руководства рассматривается как причина достижения определенного следствия - производительности сотрудников. Однако такое причинно-следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто именно характер достижений сотрудников (незначительные или высокие достижения) побуждает руководителя к использованию определенного стиля.
• Изменчивость ситуации, прежде всего внутри самой организации. Стили руководства обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условиях, но эти условия не остаются неизменными.
С течением времени и руководитель, и сотрудники могут менять свои ожидания и отношения друг к другу, что может сделать стиль не эффективным, а оценку его использования - недостоверной.
Несмотря на эти и некоторые другие трудности, стили руководства являются важным ориентиром в решении задач повышения эффективности руководства.
Определить стиль руководства можно двумя способами:
1. Посредством выяснения особенностей индивидуального стиля руководства, который использует начальник по отношению к подчиненным.
2. С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их использование в процессе достижения целей организации/12/.
Таблица 1
Характерные черты классических стилей руководства.
Критерий | Авторитарный | Демократический | Попустительский. | |
1. Постановка целей | Цели ставит руководитель | Цели — результат группового решения при поддержке руководителя | Полная свобода для принятия индивидуальных и групповых решений, минимальное участие руководителя | |
2. Распределение заданий | Все задания дает руководитель, причем сотрудник не знает, какое задание он получит в следующий раз | Устанавливается определенный порядок распределения работ. В зависимости от пожеланий сотрудника руководитель может давать совет и предлагать другое задание | Руководитель предоставляет необходимые материалы и по просьбе сотрудника дает информацию | |
3. Оценка работы | Руководитель лично награждает и наказывает работников, но сам в трудовом процессе не участвует | Руководитель стремится использовать объективные критерии критики и похвалы, пытается непосредственно участвовать в работе группы | Руководитель дает отдельные спонтанные комментарии, регулирование и оценка групповой работы отсутствуют | |
4. Трудовая атмосфера | Высокая напряженность, враждебность | Свободная, дружеская атмосфера | Атмосфера произвола отдельных сотрудников | |
5. Групповая сплоченность | Покорное, беспрекословное повиновение | Высокая групповая сплоченность, низкая текучесть | Низкая групповая сплоченность | |
6. Интерес к выполняемым заданиям | Низкий | Высокий | Минимальный | |
7.Качество, интенсивность работы | Высокая интенсивность | Высокая оригинальность результатов | — | |
8.. Готовность к работе | При отсутствии руководителя перерыв в работе | При отсутствии руководителя продолжение работы | Перерывы в работе по желанию | |
В авторитарно руководимых группах производительность немного выше, чем в демократических коллективах. Однако при отсутствии или смене руководства она падает, а нередко прерывается и сам трудовой процесс. В таких группах выше напряжение между членами коллектива, чаще и острее конфликты, меньше интерес к труду и удовлетворенность работой, отсутствует подлинная сплоченность. Все это снижает трудовые достижения авторитарно руководимых групп.
Демократический стиль имеет превосходство в трудовой мотивации, удовлетворенности трудом, качестве работы. Сотрудники испытывают чувство гордости за свой труд, дорожат пребыванием в группе, проявляют изобретательность, находчивость и инициативу. В коллективе царит доверительная дружеская атмосфера. Трудовой процесс обладает свойством саморегуляции и не нарушается при отсутствии руководителя.
Попустительский стиль связан с наиболее низкой производительностью и групповой идентификацией, часто сопровождается ростом фрустраций и агрессивности среди членов коллектива, ведет к его распаду. В группах обычно наблюдается низкая трудовая дисциплина, нередко появляются неформальные лидеры с негативным характером деятельности по отношению к целям организации. Новые или более слабые работники часто подвергаются притеснениям со стороны более сильных. Из-за этого и ряда других подобных моментов попустительский стиль был признан как неприемлемый и не являлся объектом более поздних исследований.
Инструментарий и критерии эффективности стилей взаимодействия работников
Типологии методов определения личностных качеств работников и особенностей ролевого распределения в группе, отношения работников группы друг к другу, достаточно многообразны, но наиболее часто выделяют следующие комплексы методов/17/:
• метод наблюдения (внешнего) состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики человека. Метод требует значительного времени, специальной подготовки и трудоемок;
• метод самонаблюдения (интроспекции) - наблюдение человека за собственными психическими проявлениями. Обычно выводы, которые делает человек на основе самонаблюдения, субъективны, неадекватны и могут использоваться для анализа самооценки и при сравнении с мнением окружающих;
• многочисленная группа личностных вопросников, или тестов, позволяющих определить различные свойства и качества личности, такие как темперамент, характер, интеллект, склонность к творчеству, мотивы поведения, ценностные ориентации, факторы, влияющие на поведение.
Эти вопросники выявляют стороны личности с помощью анализа и группировки ответов испытуемого. Ответы обычно имеют форму меню, т.е. требуется выбрать один из вариантов предусмотренных ответов. Поскольку ответы дает сам опрашиваемый, получаемые данные содержат значительный элемент субъективизма, на качество ответов влияет и психологическое состояние опрашиваемого, и степень фактического знакомства с ситуацией, поведение в которой предлагается охарактеризовать;
• проективные методы, основанные на выводах психологической науки о том, что субъект сознательно или несознательно переносит, проектирует свои психологические свойства, состояния на внешние объекты, что отражается в интерпретации им того или иного стимулирующего материала. Профессиональный психолог в состоянии распознать за ассоциациями, вызываемыми у субъекта стимулирующим материалом (кляксы, картинки и т.п.), особенности его личности, мотивов, ценностей, работу подсознания. При использовании данных методов присутствие опытного профессионала в области психологии обязательны;
• социометрия - метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений, ролей и статусов членов группы, в т.ч. выявления неформальных лидеров, психологической совместимости. Есть комплекс тестов для определения социально-психологического климата в группе, отношения к лидеру, к руководителю, для выявления стиля руководства.
• методы анкетирования, интервью, беседы, позволяющие получать информацию путем ответа на письменные и устные вопросы специалиста. Данные методы широко применяются в системе маркетинга, при необходимости выявления отношения к труду, при различного вида социологических исследованиях и требуют участия специалистов для разработки программы исследования, для его организации, проведения и последующей интерпретации результатов.
Существенным фактором выбора того или иного метода, теста является его валидность (соответствие тому, для чего он предназначен) и надежность (тест позволяет получать одни и те же результаты, независимо от количества опрашиваемых и контрагента)/29/.
Конечной целью выбора стиля руководства и взаимодействия сотрудников организации является эффективная работа сотрудников предприятия в направлении достижения его целей. Таким образом, эффективность стиля руководства можно определить посредством показателей качества, результативности и сложности труда (см. табл. 2).
Показатель качества труда объединяет целый ряд характеристик, не имеющих количественного измерения, однако, допускающих качественные экспертные оценки. К ним следует отнести такие характеристики как социально-психологический климат в коллективе, наличие деловой рабочей атмосферы, дизайн и чистоту помещений для персонала, качество оформления документов, отсутствие сбоев и ошибок в работе.
Таблица 2
Показатели качества, результативности и сложности труда.
Показатель | Способ расчета | Достоинства | Недостатки | |
Производительность труда (выработка на 1 работника), руб/чел | Отношение объема выпущенной продукции к Общей численности работников, занятых в производстве | Характеризует часть продукции в расчете на 1 работника. и позволяет судить о производственном потенциале персонала. | Допускает завышение затрат и численности работников. Динамика несопоставима в условиях инфляции | |
Соотношение темпов роста производит. труда и заработной платы, % | Отношение прироста Производит. труда к приросту средней заработной платы | Позволяет судить о позитивном развитии или негативном соотношении темпов роста («проедание») | Показывает только динамику, а не источники тенденций. Зависит от стоимости рабочей силы и цены товара. | |
Фонд оплаты труда заработной платы), руб. - | Общий фонд основной и Дополнительной заработной платы, включаемый в Себестоимость продукции | Позволяет контролировать размеры и удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции. Является базой для налогообложения. | Зависит от величины предприятия, товарной продукции и внешних факторов (налоги, монопольность, численность) | |
Средняя заработная плата 1 работника, руб./чел. | Отношение общего фонда оплаты труда к общей численности персонала | Характеризует уровень оплаты труда и динамику ее изменения по периодам времени. | Зависит от цены продукции и внешних факторов (налоги, монопольность. | |
Качество труда персонала, баллы или % | 1 способ –отношение удельного веса брака у общей численности персонала, 2 способ - экспертная оценка качества на заседании правления по 5- бал. шкале | Применим в службах сервиса. Позволяет увязать работу персонала с внешней оценкой качества потребителями и клиентами Простота расчета, возможность соизмерения подразделений | Фиксируется только малая часть брака из-за не исполнительности и нарушений. Субъективизм экспертных оценок членами правления |
Таблица 3
Показатели социальной эффективности.
Показатель | Способ расчета | Достоинства | Недостатки |
Текучесть персонала (рабочих кадров), % | Отношение числа уволенных работников к общей численности персонала | Характеризует уровень стабильности трудового коллектива и работу персонала | Не включает часть уволенных по уважительным Причинам работников (армия, переезд и т.п.) в показатель текучести |
Коэффициент трудового участия (КТУ) или вклада (КТВ), доли | Рассчитывается путем суммирования с нормативной единицей достижений (знак +) или упущений (знак -) в работе | Является Комплексным показателем, по которому можно судить о результатах и качестве труда персонала | Нет прямой связи с конечными результатами производства. Субъективизм оценок определяется составом комиссии (правления) |
Уровень трудовой дисциплины, наруш./чел, или баллы | Отношение числа случаев нарушения трудовой и исполнительской дисциплины к общей численности персонала. Другой вариант – экспертная оценка уровня дисциплины по 10- ти бал шкале | Позволяет судить о прогулах, опозданиях, не исполнительности в структурных подразделениях. Второй вариант характеризуется простотой расчета. | Сложность исчисления из-за отсутствия четкой фиксации нарушений в оперативной отчетности. Второй вариант –субъективизм оценки. |
Соотношение рабочих и служащих, чел./чел. | Отношение численности .производственного персонала(рабочих) к численности управленческого персонала (служащих) | Характеризует число рабочих, приходящихся на 1 служащего. позволяет судить о Квалификации персонала и соотношении двух главных категорий персонала. | Зависит от отраслевой специфики, Уровня комплексной механизации производства и кадровой политики. |
Надежность работы персонала, доли или баллы | Первый способ — вероятность безотказной работы персонала с минимальным числом отклонений. Второй способ экспертная оценка надежности предприятия по 10- балльной шкале. | Позволяет прогнозировать неблагоприятные периоды в работе и убытки от отклонений Простота расчета и возможность оценки различных подразделений. | Сложность и большие затраты на расчет показателей надежности. Субъективность оценок надежности и их влияния на общую эффективность |
Равномерность загрузки персонала, доли или баллы | Первый способ – отношение удельного веса потерь и перегрузок у общей трудоемкости Второй способ - экспертная оценка равномерности на заседании правления по 5-бал. шкале | Позволяет судить о Степени приближения к Идеальной загрузке, равной единице. Простота расчета позволяет соизмерить работу различных подразделений | Требует создания нормативной базы и сбора оперативной информации о потерях и перегрузках. Субъективизм экспертных оценок и их влияния на общую эффективность |
Социально-психологический климат коллектива, баллы | Устанавливается на основе конкретных психологических и Социологических исследований с помощью специалистов | Позволяет установить лидеров, мотивацию, потребности, климат и эффективность использования различных методов управления, разработать рекомендации по улучшению климата | Дополнительные затраты на проведение исследования. невозможность улучшения климата в случае не заинтересованности руководства. |
Помимо показателей качества работы эффективность стиля взаимодействия персонала можно оценить при помощи критериев социальной эффективности (табл. 3)/23/.
Указанные показатели отражают трудовую и социальную деятельность персонала предприятия, и могут быть приняты в качестве критериев эффективности работы предприятия, в том числе и для оценки эффективности стиля руководства.
Подводя итог первой части работы, можно сказать, что при всем многообразии подходов к определению стиля руководства предприятия, не существует идеального «правильного» стиля взаимодействия. Выбор линии поведения зависит от множества факторов, и, прежде всего, от ситуации внутри коллектива и во внешней среде организации.
Для определения стиля руководства предприятия можно использовать различные методики, которые включают в себя большой арсенал способов и приемов исследования - экспертные оценки, опросы, тесты, анкеты.
После определения существующего в организации стиля руководства следует оценить его эффективность, т.е. степень его соответствия сложившейся ситуации. Наиболее подходящий стиль управления способствует мобилизации всех ресурсов предприятия (человеческих, финансовых) для достижения поставленной цели и, как следствие, повышает результативность деятельности предприятия, усиливает его конкурентные позиции на рынке.
2. Оценка методов управленческого поведения на ООО "ПромТехМаш"