Начнем мы с коммуникативной стороны общения
Коммуникативная сторона общения
Итак, мы с вами уже сказали о том, что в структуру общения входят три компонента – три стороны общения:
- коммуникативная сторона (обмен информацией);
- интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами);
- перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания).
И первая сторона – коммуникативная сторона общения, то есть обмен и передача информации от человека к человеку. Это эффективное использование как вербальных, так и невербальных средств общения.
Коммуникация – акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.
В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Этот процесс в узком смысле можно считать обменом информацией.
Однако информация здесь не просто передаётся другому, но и вызывает определённое отношение к ней воспринимающего.
Это не пассивный, а активный процесс. Люди тем самым соотносят свои картины мира. И информация всегда, так или иначе, воздействует, влияет на собеседника. На эту сторону процесса общения сильно влияют отношения между партнёрами, их состояния, цели, потребности, установки. Средствами являются всевозможные знаковые системы. Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым диапазоном коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.
Количественная характеристика межличностного общения получила развитие в понятии «круг общения», то есть число людей, общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Большинству из нас по личному опыту хорошо известно, что глубоко знать и понимать можно в лучшем случае двух-трех человек, более или менее успешно ориентироваться в поведении – примерно десяти; по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы.
Однако специфика человеческой коммуникации заключается в том, что в условиях межличностного общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Другими словами, отличительной особенностью межличностной коммуникации является процесс психологической обратной связи.
·Язык –совокупность слов и систем их использования, общих для людей одного и того же языкового сообщества. Каждое слово имеет свое значение. ·Детонация – прямое точное значение, которое языковое сообщество формально приписывает слову. (это так называемое лексическое значение слова, которое распространено в определенном лингвистическом сообществе) ·Коннотация– вторичные ассоциации слова, разделяемые одним или несколькими членами данного сообщества, в этом смысле они субъективны и эмоциональны по своей природе. | · Невербальная коммуникация –движения и особенности голоса человека при передаче им вербального сообщения. · Кинесика – наука, изучающая движения и жесты, использующиеся в коммуникации. · Зрительный контакт – прямой взгляд на человека или людей, с которыми мы разговариваем. · Выражение лица – организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние или реакцию на сообщение. · Жесты– движения рук и пальцев, которые мы используем, чтобы привлечь внимание собеседника. · Поза – положение тела в пространстве. · Движения и жесты могут заменять слова и фразы. · Язык жестов– набор движений, предназначенный для передачи сообщений. · Параязык– невербальное «звучание» сообщений; манера передачи информации: - высота – высокий или низкий тон; - громкость – громкий или тихий голос; - темп – скорость речи; - тембр голоса – звучание голоса. - вокальные помехи – лишние звуки или слова, которые нарушают плавность звука. |