Рефлексия, эмпатия, бессловесное общение
Одним из фундаментальных механизмов взаимопонимания является рефлексия – способность представлять себя на месте другого человека, мысленно видеть и «проигрывать» ситуацию за него.
Умение ставить себя на место соперника или партнера, принимать за него наиболее вероятные решения и согласовывать с ним свои собственные действия, учитывать его попытки «думать за тебя» и действовать с поправкой на это думание – все это в спорте необходимо. Рефлексивное мышление – это важнейший элемент тактического мастерства спортсмена.
Упражнение «Монета».
Вооруженные карандашом, бумагой и монетой, участники располагаются друг против друга. В каждом такте игры участники скрытно выкладывают свои монеты «орлом» или «решкой» вверх и по сигналу показывают их друг другу. Один из них работает на «согласование». Он выигрывает такт в том случае, если обе монеты выпадают или «решками», или «орлами». Другой участник работает на «рассогласование» и выигрывает такт при выпадении «орел-решка» или «решка-орел». Исходы каждого такта записываются участниками, что дает им возможность анализа хода борьбы и тактики соперника на всем протяжении игры. Можно условиться играть до тех пор, пока разрыв не составит определенное количество (3-5) очков.
Упражнение «Гомеостат».
Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.
«Гомеостат» может быть использован тренером или психологом для выявления взаимоотношений между играющими. Группа может подстраиваться под лидеров.
Упражнение «Стена».
Двое участников становятся друг против друга по обе стороны затянутой плотной материей прямоугольной рамы. По сигналу ведущего оба игрока наносят одновременный «укол» указательным пальцем в разделяющую их стенку. Цель – за минимальное количество попыток найти общую точку укола, то есть соприкоснуться через материю кончиками пальцев. (Можно нанести точки на материи с двух сторон в точности одна против другой).
Для развития «чувства партнерства» полезно следующее упражнение.
Упражнение «Робот».
Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача оператора – с помощью своего робота собрать как можно больше спичек. Для этого он падает роботу словесные команды, стремясь детально и точно управлять движением его рук, ног, туловища. Задача робота – беспрекословно и точно выполнять команды своего оператора. Глаза робота во время игры закрыты.
При разъяснении инструкции тренеру следует подчеркнуть, что робот не должен подыгрывать своему оператору. Робот лишен собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен, он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках оператора.
Вся ответственность за избежание столкновений со стенами, предметами и другими роботами лежит на операторе.
Для дополнительной подстраховки устройство всех роботов программируется таким образом, что они застывают неподвижно по аварийной команде «Стоп!», которую ведущий может дать в случае опасности.
Упражнение «Стыковка».
Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – «космические станции» – они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновениями управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков – свести концы указательных пальцев своих партнеров.
Упражнение «Побег».
Группа разбивается на пары «заключенный» и «освободитель». У обоих план тюремной стены. У каждого воображаемая кирка. Нужно одновременно выбрать место для выдалбливания лаза. «Заключенный» и «освободитель» может за ночь проломить только половину. Каждый отмечает выбранное им место. Решения сличаются.
Состояние сознания.
Длительная подготовка существует не для того, чтобы остановиться на соревнованиях в заранее известных рамках. Она – трамплин, с которого совершается прыжок в неизвестное, перешагивание через устаревшие представления о своих возможностях. Это расширение горизонтов может произойти даже в том случае, если не будет поставлен личный рекорд. Доказать себе, что способен в трудной обстановке состязания к тому, чего достигал в благоприятной ситуации тренировки, - это уже очень много.
Упражнение «Шарик и гиря».
Участники встают в круг, повернувшись спинами к центру. Руки вытягиваем вперед так, чтобы кисти правой и левой рук находились на одном уровне. Глаза закрыты. Предлагается вообразить, что к кисти правой руки привязан воздушный шар, а к левой руке – тяжелая гиря. Через 1-2 минуты дается команда – открыть глаза. (Чаще всего кисть правой руки оказывается выше левой). Если этот эффект на лицо, то можно приступить к основному упражнению. Участникам предлагается исполнить то же упражнение, но с открытыми глазами. При этом даются две установки: «Как можно ярче вообразить шарик и гирю» и «Наблюдая за положением рук, не делать намеренных движений».
Затем участники 3-5 минут работают над упражнением. Результаты обсуждаются. За руками нужно следить на протяжении всего упражнения (это изменение состояния сознания).
Упражнение «Антипальцы».
Спортсменам демонстрируют фигуру, вызывающую чередование восприятия вазы и двух профилей. Как только участниками будет понят принцип перемежающего восприятия фигуры и фона, им предлагается аналогичное, но более сложное задание, научиться чередовать кисти рук с растопыренными пальцами и фон, на котором видна рука. Для этого необходимо смотреть на кисть руки так, чтобы видеть не пальцы, а промежутки между ними (антипальцы). При удачном исполнении упражнения участником воспринимается что-то вроде четырехпалой руки странной формы.
Зрение начинает совсем иначе «толковать» фон, лишь только он превращается в фигуру. Это явление широко известно в психологии восприятия.
Упражнение «Термометр».
Упражнение выполняется в парах. Один закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей руке. Партнер ощупывает руки и говорит, какая теплее. Смена ролей.
Упражнение «Весы».
Работа также проводится в парах. Один участник кладет руки на плечи другому. На одну руку начинает нагнетать тяжесть. Партнер определяет, какая рука тяжелее.
Упражнение «Восхождение».
Участники закрывают глаза и воображают себя пузырем. На вдох – пузырь поднимается вверх. На выдох – набирает вес. Нужно, чтобы пузырь поднялся как можно выше и не опустился вниз. Если это вдруг произошло, упражнение выполняется заново.
Приложение 9