БЛОК 2. Деятельность практического психолога образования
1. Как называется система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития:
1) психологическое просвещение;
2) психологическая профилактика;
3) психологическая диагностика;
4) психологическая коррекция и развитие;
5) консультативная деятельность.
2. Как называется углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обучения:
1) психологическое просвещение;
2) психологическая профилактика;
3) психологическая диагностика;
4) психологическая коррекция и развитие;
5) консультативная деятельность.
3. Как называется активное психологическое воздействие, направленное на устранение или на компенсацию выявленных отклонений в психологическом и личностном развитии обучающихся:
1) психологическое просвещение;
2) психологическая профилактика;
3) психологическая диагностика;
4) психологическая коррекция и развитие;
5) консультативная деятельность.
4. Как называется система мероприятий, направленных на формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач:
1) психологическое просвещение;
2) психологическая профилактика;
3) психологическая диагностика;
4) психологическая коррекция и развитие;
5) консультативная деятельность (психологическое консультирование).
5. Как называется оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения:
1) психологическое просвещение;
2) психологическая профилактика;
3) психологическая диагностика;
4) психологическая коррекция и развитие;
5) психологическое консультирование.
6. Определите, как называется следующая функция работы психолога в образовательном учреждении – изучение специфических особенностей деятельности педагогов и воспитанников в данном учреждении, изучение ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей учащихся, сотрудников, их социального статуса, особенностей межличностных отношений, как в коллективе педагогов, так и в группе учащихся:
1) гностическая функция;
2) конструктивно-просветительская функция;
3) консультационная функция;
4) психопрофилактическая и психотерапевтическая функция;
5) организационно-методическая функция.
7. Определите, как называется следующая функция работы психолога в образовательном учреждении – предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организация восстановительных мероприятий (обучение психической саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе:
1) гностическая функция;
2) конструктивно-просветительская функция;
3) консультационная функция;
4) психопрофилактическая функция;
5) организационно-методическая функция.
8. Определите, как называется следующая функция работы психолога в образовательном учреждении – объяснение и психологическая интерпретация отдельных состояний, настроений воспитанников, родителей и педагогов или особенностей их поведения в профессиональной и семейной жизни:
1) гностическая функция;
2) конструктивно-просветительская функция;
3) консультационная функция;
4) психопрофилактическая и психотерапевтическая функция;
5) организационно-методическая функция.
9. Как называется следующая функция работы психолога в образовательном учреждении – разработка методов диагностики и психопрофилактики по запросу администрации, работа по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, участие в организации предметно-развивающей среды:
1) гностическая функция;
2) конструктивно-просветительская функция;
3) консультационная функция;
4) психопрофилактическая и психотерапевтическая функция;
5) организационно-методическая функция.
10. Определите, как называется следующая функция работы психолога в образовательном учреждении – работа по профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими причинами; сообщение учителям и воспитателям основных сведений по социальной психологии, формирование приемов навыков общения:
1) гностическая функция;
2) конструктивно-просветительская функция;
3) консультационная функция;
4) психопрофилактическая и психотерапевтическая функция;
5) организационно-методическая функция.
11. В каком университете США была создана первая специализированная психологическая клиника?
1) Пенсильванском ;
2) Лондонском;
3) Мечиганском;
4) Кембридже;
5) нет верного ответа.
12. В каких годах появились первые психологические центры в России?
1) в конце 1960 – начало 1970 гг.;
2) в 1970 г;
3) в 1970 – 1980 гг.;
4) в 1980 - 1990 гг.;
5) нет верного ответа.
13. Какой подход к оказанию помощи детям и подросткам настоящий момент подходит для ППМС - центров в настоящий момент?
1) системный;
2) базовый;
3) комплексный;
4) динамичный;
5) нет верного ответа..
14. Основным контенгентом нуждающимся в заботе и поддержке окружающего социума относятся семьи:
1) высший слой населения;
2) социально незащищенный слой населения;
3) социально защищенный слой населения;
4) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
5) нет верного ответа.
15. Психолого-медико-социальные Центры оказывают следующие виды помощи:
1) психологическую;
2) правовую;
3) социальную;
4) медицинскую;
5) все ответы верны.
16. Кого из ниже перечисленных среди специалистов Центра. помогавших ребенку в решении его проблем, родители отмечают в первую очередь:
1) логопед;
2) социальный педагог;
3) психолог;
4) учитель;
5) нет верного ответа.
17. Скольких видов бывают государственные и муниципальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи?
1) 6;
2) 7;
3) 5;
4) 10;
5) 12.
18. Основным направлением деятельности этого ППМС-центра является: диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; анонимное консультирование детей; оказание помощи в профориентации:
1) центр психолого-медико-социального сопровождения;
2) центр диагностики и консультирования;
3) центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;
4) центр социально-трудовой адаптации и профориентации;
5) нет верного ответа.
19. Сбор объективной информации о ребенке; оказание первичной психологической поддержки; составление психологической карты на ребенка – характерные обязанности этого педагога-психолога:
1) осуществляющего диагностическое обследование;
2) осуществляющего коррекцию когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников;
3) осуществляющего групповую коррекцию нарушений социального развития подростков;
4) осуществляющего первичный прием;
5) нет верного ответа.
20. Проведение психологической диагностики различного профиля; предложение программы психолого-педагогической помощи с учетом данных диагностического обследования; участие в работе психолого-педагогического консилиума центра – характерные обязанности этого психолога:
1) осуществляющего первичный прием;
2) осуществляющего диагностическое обследование;
3) осуществляющего групповую коррекцию нарушений социального развития подростков;
4) осуществляющего диагностическое обследование;
5) нет верного ответа.
21. Осуществление коррекционной работы в индивидуальном и групповом режиме на основе психологического заключения; содействие развитию позитивной Я – концепции ребенка, его чувства уверенности, адекватности самооценки; осуществляет психологическую поддержку родителям, консультирует их с целью повышения социально-психологической компетентности – характерные обязанности этого психолога:
1) осуществляющего коррекцию когнитивной и эмоционально волевой сферы дошкольников и младших школьников;
2) осуществляющего диагностическое обследование;
3) осуществляющего групповую коррекцию нарушений социального развития подростков;
4) осуществляющего первичный прием;
5) нет верного ответа.
22. Проведение социально-психологических тренингов по различным направлениям в соответствии с результатами психологического обследования участников тренинговой группы – характерные обязанности этого психолога:
1) осуществляющего коррекцию когнитивной и эмоционально волевой сферы дошкольников и младших школьников;
2) осуществляющего диагностическое обследование;
3) осуществляющего групповую коррекцию нарушений социального развития подростков;
4) осуществляющего первичный прием;
5) нет верного ответа.
23. Проведение коррекции отклонений в развитии личности на основе психологического заключения и в соответствии возможностями возраста и личностными особенностями учащегося; содействует развитию позитивной Я-концепции учащегося; осуществляет превентивные мероприятия по профилактике социальной дезадаптации – характерные обязанности этого психолога:
1) осуществляющего коррекцию когнитивной и эмоционально волевой сферы дошкольников и младших школьников;
2) осуществляющего диагностическое обследование;
3) осуществляющего групповую коррекцию нарушений социального развития подростков;
4) осуществляющего индивидуальную психологическую коррекцию отклонений в личностном развитии;
5) нет верного ответа.
24. Осуществляет консультативную работу с целью социально-психологической коррекции дисфункционального взаимодействия в семье; проведение групповой работы с родителями в форме социально – психологического тренинга для оказания психологической помощи родителям в формировании среды, развивающей у ребенка и подростка черты активной, самостоятельной и ответственной личности – характерные обязанности этого психолога:
1) семейного консультанта;
2) осуществляющего диагностическое обследование;
3) осуществляющего групповую коррекцию нарушений социального развития подростков;
4) осуществляющего индивидуальную психологическую коррекцию отклонений в личностном развитии;
5) нет верного ответа.
25. Как называется совещание специалистов для определения проблем в развитии или изыскания способов их преодоления?
1) конференция;
2) консилиум;
3) совещание;
4) дебаты;
5) круглый стол.
26. Что является инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой собственный образовательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода?
1) психолого-медико-педагогический консилиум;
2) учебно-методический комплекс;
3) родительское собрание;
4) классный час;
5) психолого-медико-педагогическая комиссия.
27. Приказом кого создается ПМПк в общеобразовательном учреждении?
1) начальника управления образованием;
2) директора;
3) психолога;
4) заместителя директора;
5) социального педагога.
28. У кого из членов психолого-медико-педагогического консилиума храниться Карта развития ребенка?
1) заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
2) председателя ПМПк;
3) директора школы;
4) заместителя директора;
5) педагога-психолога.
29. В какое время специалисты ПМПк обсуждают результаты коррекционного обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимают решение о продолжении обучения в условиях специального или компенсирующего класса образовательной школы либо о направлении ребенка на ПМПК?
1) в конце первой четверти;
2) в конце второй четверти;
3) в конце третьей четверти;
4) в конце четвертой четверти;
5) в конце учебного года.
30. Деятельность какого вида ПМПк ориентирована на разрешение следующих задач: определение путей коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного воздействия ребенка; выработка согласованных решений по созданию адекватных условий обучения ребенка; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы?
1) планового;
2) внепланового;
3) первичного;
4) заключительного;
5) интегрированного.
31. Специалисты психолого-медико-педагогического консилиума собираютсяпо запросам:
1) планово;
2) внепланово;
3) на первичное заседание;
4) на последнее заседание;
5) на заседание в конце учебного года.
32. Под чьим руководством проводиться психолого-медико-педагогический консилиум?
1) директора школы;
2) заместителя директора;
3) председателя консилиума;
4) педагога-психолога;
5) ведущего учителя.
33. Не позднее какого срока оформляется протокол ПМПк?
1) неделя;
2) 2 дня;
3) месяц;
4) в конце учебной четверти;
5) год.
34. В каком из ниже перечисленных документов педагог- психолог отмечает уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе?
1) программа;
2) план;
3) ответ на запрос;
4) заключение;
5) нет верного ответа.
35. Группа лиц или орган из группы лиц со специальными полномочиями при общеобразовательном учреждении называется:
1) психолого-медико-педагогический консилиум;
2) психолого-медико-педагогическая комиссия;
3) собрание;
4) круглый стол;
5) коалиция.
36. На какое количество детей открывается ПМПК?
1) 5000 тыс.;
2) 7000 тыс.;
3) 8000 тыс.;
4) 9000 тыс.;
5) 10000 тыс.
37. По чьей инициативе осуществляется прием детей в ПМПК?
1) друзей;
2) учителей;
3) родителей и специалистов учреждений образования и здравоохранения;
4) врачей;
5) любого желающего.
38. С учетом каких требований должно производиться обследование ребенка педагогом-психологом?
1) толерантности;
2) профессиональной этики;
3) гуманности;
4) все ответы верные;
5) нет верного ответа.
39. Какой документ выдается родителям с соответствующими рекомендациями в результате обследования ребенка на ПМПК?
1) протокол;
2) диплом;
3) заключение;
4) карта развития ребенка;
5) справка.
40. Сколько лет хранится карта развития ребенка в ПМПК?
1) 1 года;
2) 3 года;
3) 5 лет;
4) 7 лет;
5) 10 лет.
41. На работу в ПМПК принимаются лица:
1) имеющие необходимую профессиональную квалификацию;
2) не имеющие противопоказания к работе с детьми по состоянию здоровья;
3) не имеющие проблемы с нарушение закона;
4) все ответы верны;
5) нет верного ответа.
42. Этот принцип деятельности ПМПК основывается на том, что специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей:
1) принцип междисциплинарного взаимодействия;
2) принцип добровольности;
3) принцип семейной центрированности;
4) принцип открытости;
5) нет верного ответа.
43. Этот принцип деятельности ПМПК основывается на деятельности специалистов направленной на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей:
1) принцип партнерства;
2) принцип добровольности;
3) принцип семейной центрированности;
4) принцип открытости;
5) нет верного ответа.
44. Этот принцип деятельности ПМПК основывается на работе с клиентами и осуществляется специалистами разных областей знаний о ребенке и семье:
1) принцип добровольности;
2) принцип конфиденциальности;
3) принцип междисциплинарного воздействия;
4) принцип уважения к личности ребенка;
5) нет верного ответа.
45. Это принцип деятельности ПМПК основывается на том, что родители самостоятельно принимают решение об обращении с систему ПМПК и включении их семьи в программу обслуживания:
1) принцип открытости;
2) принцип добровольности;
3) принцип профессиональной ответственности;
4) принцип партнерства;
5) нет верного ответа.
46. Суть этого принципа деятельности специалистов ПМПК заключается в том, что ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его развитием:
1) принцип добровольности;
2) принцип открытости;
3) принцип партнерства;
4) принцип уважения к личности родителя;
5) нет верного ответа.
47. Суть этого принципа деятельности специалистов ПМПК заключается в том, что информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передачи без согласия семьи:
1) принцип конфиденциальности;
2) принцип партнерства;
3) принцип добровольности;
4) принцип открытости;
5) нет верного ответа.
48. Этот принцип деятельности ПМПК заключается в том, что специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня развития:
1) принцип партнерства;
2) принцип уважения к личности ребенка;
3) принцип уважения к личности родителя;
4) принцип информированного согласия;
5) нет верного ответа.
49. Этот принцип деятельности ПМПК заключается в том, что уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания:
1) принцип партнерства;
2) принцип уважения к личности ребенка;
3) принцип уважения к личности родителя;
4) принцип информированного согласия;
5) нет верного ответа.
50. Этот принцип деятельности ПМПК заключается в том, что специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка:
1) принцип партнерства;
2) принцип информированного согласия;
3) принцип добровольности;
4) принцип профессиональной ответственности;
5) нет верного ответа.
51. Суть этого принципа деятельности ПМПК в том, что ПМПК дает родителям или законным представителям достаточную, доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи:
1) принцип открытости;
2) принцип информированного согласия;
3) принцип уважения к личности ребенка;
4) принцип уважения к личности родителя;
5) нет верного ответа.
52. Основной функцией психолога ПМПК следует считать?
1) диагностическую;
2) корректирующую;
3) экспертно-диагностическую;
4) экспертно-корректирующую;
5) нет верного ответа.
53. Проверка соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений это –
1) экзамен;
2) экспертиза;
3) контрольная;
4) нет верного ответа;
5) все ответы верны.
54. Каким способом должны осуществлять консультирование все специалисты ПМПК?
1) системным;
2) динамичным;
3) профессионально организованным;
4) интригующим;
5) нет верного ответа.
55. Как реализуется аналитическая деятельность педагога-психолога ПМПК?
1) как анализ собственной деятельности;
2) как анализ деятельности ПМПК;
3) как анализ деятельности ребенка;
4) как анализ деятельности родителей:
5) верно 1, 3;
6) верно 2, 4.
56. Какой принцип организации психологической службы предполагает учет конкретной ситуации, при этом сохранение своих принципиальных позиций, а также готовность и способность к разумному компромиссу с различными администраторами, коллегами педагогами и коллегами психологами:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип преемственности;
3) принцип профессионального содружества;
4) принцип гибкости;
5) принцип выделения приоритетов.
57. Какой принцип организации психологической службы предполагает необходимость того, чтобы практические психологи координировали свои усилия и взаимно обогащались профессионально:
1) принцип многообразия форм и методов работы;
2) принцип преемственности;
3) принцип профессионального содружества;
4) принцип гибкости;
5) принцип выделения приоритетов.
58. Для подростков наиболее адекватны модели групповой работы:
1) основанные на действии;
2) образовательные;
3) основанные на аналитической деятельности:
4) аналитические;
5) нет верного ответа.
59. В каком утверждении верно сформулирована цель введения групповых норм при проведении психотренинга:
1) дисциплинирует участников;
2) повышает авторитет психолога;
3) направлено на обеспечение обстановки безопасности в группе;
4) нет верного ответа;
5) все ответы верны.
60. Особенностью школьной психодиагностики является то, что:
1) используются экспресс методы;
2) ориентация на исследование личности, в деятельности которой наблюдаются отклонения с целью их коррекции;
3) прогностичность результатов исследования;
4) все выше перечисленное;
5) нет верного ответа.