Иссей Мияке

Действительная цель дизайна — проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция обще­ства.

Гуманизация дизайна означает стремление к превращению современного человека из пассивного потребителя готовых благ в творца, планирующего и проектирующего свою пространственную и социальную среду. Концепция сотворчества потребителя и дизайнера нашла своих сторонников и среди модельеров. Человек включается в процесс создания своего образа, так как ему не навязываются готовые и завершенные образы. Демократизм современной моды, бесконечное разнообразие стилей, форм, силуэтов, из которых каждый может выбрать то, что подходит именно ему, — все это предоставляет свободу не только в следовании или неподчинении моде, но и самореализации.

Особенно много внимания этим проблемам уделяют японские модельеры, привнесшие в европейскую и международную моду новое понимание взаимодействия человека и его одежды. Иссей Мияке, например, особо указывает на возможность участия потребителя в творческом процессе создания одежды.

Без изобретательности тех, кто будет ее носить, моя одежда — не одежда. В ней предусматривается простор для фантазии потребителя, который сможет понять ее по-своему».

Иссей Мияке

  Иссей Мияке - student2.ru
 
 

Другой японский дизайнер Йёджи Ямамото воссоздает вещи на 70-80 %, а клиенты уже носят так, как им хочется. Это совершенно новый подход к моделированию одежды и именно ему принадлежит будущее.

Проектирование одежды —создание нового образца одежды с заданными

свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей,

расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов.

На основе исследований спроса потре­бителей и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая нахо­дит воплощение, прежде всего в образе. Он рождается либо на бумаге при со­здании эскиза и затем воплощается в макет, а затем в модель, либо в работе с материалом при макетировании, а макет потом воплощается в модель.

Если речь идет о промышленном проектировании, то дизайнер одежды ра­ботает вместе с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспери­ментальную модель, а затем, после отбора и апробации, — промышленный образец.

В целом процесс создания новой вещи можно представить в виде следую­щей схемы:

1. спрос —

2.планирование —

3.программирование (прогнозирование) —

4.проектирование —

5.производство —

6.тиражирование —

7.распределение —

8.по­требление.

Исходный пункт творчества дизайнера — потребности человека и общества.

Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на потребности. Основа дизайна — всесторонний учет общественных потребностей. Собственно изучение потреб­ностей и является основным содержанием предпроектного анализа при созда­нии новой вещи: изучение потребителей и их потребностей; свойств и качеств изделий; требований, предъявляемых к данному типу изделий.

Предпроектный анализ —

проводимое на начальном этапе проектирования исследование и

сопоставление данных о желаемых функциях вещи или комп­лекса

вещей либо среды

(об облике проектируемого изделия и среды, о спосо­бе изготовления,

о наличии аналогов предполагаемого объекта).

Аналог — из­делие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принци­пу действия, условиям применения.

Наши рекомендации