Иссей Мияке
Действительная цель дизайна — проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция общества.
Гуманизация дизайна означает стремление к превращению современного человека из пассивного потребителя готовых благ в творца, планирующего и проектирующего свою пространственную и социальную среду. Концепция сотворчества потребителя и дизайнера нашла своих сторонников и среди модельеров. Человек включается в процесс создания своего образа, так как ему не навязываются готовые и завершенные образы. Демократизм современной моды, бесконечное разнообразие стилей, форм, силуэтов, из которых каждый может выбрать то, что подходит именно ему, — все это предоставляет свободу не только в следовании или неподчинении моде, но и самореализации.
Особенно много внимания этим проблемам уделяют японские модельеры, привнесшие в европейскую и международную моду новое понимание взаимодействия человека и его одежды. Иссей Мияке, например, особо указывает на возможность участия потребителя в творческом процессе создания одежды.
Без изобретательности тех, кто будет ее носить, моя одежда — не одежда. В ней предусматривается простор для фантазии потребителя, который сможет понять ее по-своему».
Иссей Мияке
| |||
Другой японский дизайнер Йёджи Ямамото воссоздает вещи на 70-80 %, а клиенты уже носят так, как им хочется. Это совершенно новый подход к моделированию одежды и именно ему принадлежит будущее.
Проектирование одежды —создание нового образца одежды с заданными
свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей,
расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов.
На основе исследований спроса потребителей и анализа аналогов рождается творческая концепция, которая находит воплощение, прежде всего в образе. Он рождается либо на бумаге при создании эскиза и затем воплощается в макет, а затем в модель, либо в работе с материалом при макетировании, а макет потом воплощается в модель.
Если речь идет о промышленном проектировании, то дизайнер одежды работает вместе с технологом и конструктором, разрабатывая сначала экспериментальную модель, а затем, после отбора и апробации, — промышленный образец.
В целом процесс создания новой вещи можно представить в виде следующей схемы:
1. спрос —
2.планирование —
3.программирование (прогнозирование) —
4.проектирование —
5.производство —
6.тиражирование —
7.распределение —
8.потребление.
Исходный пункт творчества дизайнера — потребности человека и общества.
Их он должен изучать, знать, чувствовать и претворять в предметные формы и образы, возникающие как отклик на потребности. Основа дизайна — всесторонний учет общественных потребностей. Собственно изучение потребностей и является основным содержанием предпроектного анализа при создании новой вещи: изучение потребителей и их потребностей; свойств и качеств изделий; требований, предъявляемых к данному типу изделий.
Предпроектный анализ —
проводимое на начальном этапе проектирования исследование и
сопоставление данных о желаемых функциях вещи или комплекса
вещей либо среды
(об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготовления,
о наличии аналогов предполагаемого объекта).
Аналог — изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения.