Методические указания и решение ситуации
Тема 9-3
Командный менеджмент
Теория.
1.Контрольная работа по теме 9-3.
Вопросы:
- Понятие группы и команды
-Стадии формирования команды
-Структура команды
-Понятие психологической совместимости
2.Домашнее здание на следующую пару: тема 10.1 «Инновационный менеджмент»
3. Практическое задание
Описание ситуации
Анализ отношений в коллективе и изучение процессов взаимодействия руководителя с подчиненными могут осуществляться на основе социометрических измерений, которые позволяют дать количественные и качественные оценки человеческих отношений, имеющих место в группе на основе взаимных симпатий и антипатий. Полученные результаты руководитель может использовать для анализа социально-психологического климата в группе, проведения деловой оценки кадров управления и разрешения социально- психологических конфликтов в группе.
К методикам, в основе которых лежат проводимые социометрические измерения, относится методика Дж. Морено (см. Жуплев А.В. Эффект горизонта: Руководитель и кадры. — М.: Моск. рабочий, 1989), позволяющая определить степень сплоченности группы, установить имеющие место симпатии — антипатии между членами группы, выявить очаги неформальной сплоченности или разобщенности в группе.
Исходными данными для проведения расчетов являются результаты социометрического опроса, при котором каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (или карточка). Социометрическая карточка начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о правилах заполнения карточки (см. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Фереги. — М.: Политиздат, 1990).
В зависимости от целей (в нашем примере цель состоит в анализе социально-психологического климата в группе) в социометрической карточке перед каждым членом группы ставится вопрос: «С кем бы Вы хотели (не хотели) работать вместе?» Отвечая на вопрос, каждый участник определяет свое отношение к другим членам группы. Участники опроса фиксируют свои ответы в социометрической карточке (табл. 1), которая заполняется каждым членом группы индивидуально и не подлежит оглашению.
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирают среди членов группы | Количество отданных выборов | ||||||||
Глазунова | Денисова | Гусева | Новикова | Зимина | Давыдова | ||||||
+ | Всего | ||||||||||
1. | Глазунов | X | + | - | - |
«+» — положительный выбор (желание вместе работать); «-» — отрицательный выбор (нежелание вместе работать); «О» — безразличный выбор.
Результаты опроса заносятся в групповую матрицу (табл..2), которая позволяет наглядно представить первичную информацию и упростить математическую обработку собранных данных. Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которой по строкам помещены ответы каждого из опрошенных членов группы (по дихотомическому критерию): «+» означает предпочтение (положительный выбор), «—» — отвергается (отрицательный выбор), «О» — фиксирует отсутствие выбора.
Постановка задачи
Используя исходные данные: а) оцените степень сплоченности в группе; б) выявите «социометрические позиции» членов группы
Групповая социометрическая матрица
|
по признакам симпатии — антипатии; в) выявите существующие внутригрупповые подсистемы, или очаги неформальной сплоченности, разобщенности в группе.
Методические указания и решение ситуации
Количественными характеристиками межличностных отношений являются социометрические индексы, которые можно разделить на два класса. Первый класс — персональные социометрические индексы, отражающие индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. Второй класс — групповые индексы, характеризующие группу в целом.
Структура анализируемых групповых отношений может быть наглядно представлена и в графической форме, в виде социограммы (рис. 7.1). Визуальный анализ социограммы позволяет судить о сложившихся взаимоотношениях в группе в аспекте того, как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается.
Представленная социограмма может быть упрощена (и соответственно упрощен проводимый анализ групповых отношений), если отдельно представить существующие «положительные» (рис. 7.2) и «отрицательные» (рис. 7.3) связи.
По количеству отданных выборов можно судить о степени и характере потребности отдельных членов и группы в целом в общении. В нашем примере члены группы, стоящие в списке под № 1, 3—6, проявляют умеренную потребность в общении (два-три отданных выбора из пяти возможных). Денисов (№ 2) обнаруживает по результатам анализа наименьшую потребность в общении.
По количеству полученных выборов можно судить о характере и степени влияния того или иного члена группы на других коллег по работе.
Используя данные табл. 2 и социограммы, можно сделать вывод о том, что наивысшим статусом в группе обладает Гусев (№ 3) — три положительных выбора. Члены группы — Гусев, Новиков и Зимин образуют неформальную группу, выбирая друг друга. Глазунов (№ 1) и Давыдов (№ 6) испытывают взаимную неприязнь. Из социограммы видно, что в сложившихся отношениях сотрудники (№ 2, 3 и 6) могут работать в единой рабочей группе, так как имеют замкнутый контур положительных выборов. Единая рабочая группа с учетом сложившихся отношений не может быть сформирована из сотрудников № 1, 3 и 6.
Сплоченность группы может быть охарактеризована соотношением положительных, отрицательных и нейтральных выборов. Используя исходные данные, можно получить соотношения, приведенные в табл. 3.
Таблица 3
Всего получено выборов по группе | В том числе: | ||||||
положительных | отрицательных | нейтральных | |||||
шт. | % | шт. | % | шт. | % | шт. | % |
По полученным результатам группа характеризуется средней степенью сплоченности (57% составляют нейтральные выборы и только 33% положительных выборов).
Опрос
1. Чем характеризуются стадии развития команды: формирование, рождение, становление, деятельность и рост, завершение деятельности?
2. Что относится к факторам групповой сплоченности?
3. Каковы результаты исследований относительно численности группы?
4. Как характеризуется статусно-ролевая структура команды?
5. С какими этапами ролей связаны требования выполнения задач и социальной удовлетворенности?
6. Какие черты присущи людям, играющим роль специалиста по выполнению задач?
7. Какие черты присущи людям, играющим социально-эмоциональную роль?
8. Почему хорошо сбалансированная команда успешно функционирует длительное время?
9. Каковы основные принципы сочетания ролей в команде?
10. Каково описание ролей членов команды?
11. Что является одним из условий групповой сплоченности?