Если хочешь быть хорошим вожатым, будь им!
Мы не случайно заканчиваем этой заповедью. Ведь все зависит только от нас самих. И губительным здесь может стать не наше незнание какой-то игры или того, что хочется детям, или может быть неумение организовать мероприятие или создать дисциплину в отряде, а простая банальная человеческая ЛЕНЬ. Если ты не знаешь - найди способ узнать, если ты не умеешь - найди способ научиться! Но если ты знаешь и умеешь - используй это! И тогда ты ощутишь самое лучшее, что есть в работе вожатого - детскую благодарность и любовь.
ЛИЧНОСТЬ ВОЖАТОГО
Вожатый - это самый значимый человек для ребенка в лагере. Помимо того, что вожатый является организатором детского отдыха, он еще хороший друг и товарищ для детей, который поможет в любой ситуации и отнесется к вам со всей душой: это лидер, друг и помощник детей, «ящик» с советами и играми; «жилетка», в которую можно поплакать; добрый, отзывчивый, понимающий психолог, спасатель; остроумный и симпатичный; человек, способный найти взаимопонимание с детьми. И благодаря его усилиям, отряд ребят за очень короткое время должен превратиться в дружный, сплоченный коллектив, объединенный общими интересами, устремлениями, совместными делами, узами дружбы и товарищества.
Качества, необходимые для вожатской деятельности можно разделить на четыре группы соответственно тому, с кем он взаимодействует.
Детихотят, чтобы у них был добрый, справедливый, понимающий, креативный, веселый, вожатый, который знает множество игр, песен.
Администрацияжелает видеть в вожатом, прежде всего ответственного, дисциплинированного, квалифицированною работника, который должен, вне зависимости от времени суток, проявлять заботу о детях, творческий подход к работе, стрессоустойчивость, такт и выдержку.
СПОже. вывозя на целину кандидатов и бойцов, рассчитывает на друга, на которого можно положиться. Он должен достойно представлять свой отряд, быть частью единого педколлектива.
ОСПО «Пламенный»в вожатом видит бойца ЛСО. квалифицированного, с высокими морально-этическими качествами. Его первой задачей является поддержание имиджа организации для дальнейшего сотрудничества ДОЛ и МОО «Свердл.ОСО».
Общими качествами руководителя любого коллектива являются:
• Практичность ума - способность применять знания, опыт в любой конкретной ситуации.
• Общительность (коммуникативность) - открытость другим, готовность и умение идти на контакт с людьми.
• Инициативность - творческое проявление активности, способность к генерированию идей, новых подходов к решению известных проблем и др.
• Настойчивость - умение доводить дело до конца.
• Самообладание - управление собственными чувствами и поведением в соответствии с требованиями ситуации.
• Работоспособность - способность длительное время работать без признаков усталости.
• Наблюдательность - умение видеть главное с первого взгляда, запоминать и систематизировать важные детали.
• Организованность - умение подчиняться определенному ритму работы и планировать свою деятельность.
Нравственные принципы вожатого.
1. Принцип «красной линии». За нее выходят панибратство, лже-дружба, наказуемая интимность отношений. Не заигрывайся с детьми.
2. Принцип «могучей кучки». Хочешь иметь успех, хочешь высвободить дополнительную энергию детей в мире досуга, найди единоверцев, окружи себя и своих детей сотоварищами, которые способны на «безумные» идеи, на дерзость, фантазию, на воодушевление детей, на организацию высоких .образцов досуга.
3. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Наблюдать и ждать. Главное помочь понять детям, как осуществить ту или иную идею.
4. «Принцип горы». Нельзя терять высоты. Ни в чем!
5. «Принцип антиканонов». Помочь детям выйти за грань стереотипов.
6. «Принцип камня, брошенного в воду». Надо, чтобы каждый ребенок самореализовался.
7. «Принцип положительного ребенка». Иши в ребенке хорошее.
8. Принцип «репутации напарника». Поддерживай репутацию напарника.
Особенно важен ваш внешний вид,т.к. на вожатого все временно устремлено большое количество глаз, он является примером
длядетей.
Обратите внимание на:
1. внешний вид (аккуратность, чистоплотность)
2. выражение вашего лица (улыбка и доброжелательность)
3. ваши запахи
4. тембр вашего голоса
5. вашу жестикуляцию.
6. При этом не пытайтесь обнаружить в себе сверхспоспособности... Более того, выможете завоевать авторитет детей, вообще не обладая никакими талантами, кроме одного - быть искренним.
ЧЕМОДАН ВОЖАТОГО
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ДОЛ
Читая ниже приведенный список, вы можете спросить: а разве в лагере ничего этого нет? Конечно есть, но не все и не в том количестве, которое зачастую требуется вожатому.
Не каждый лагерь может похвастаться большим и в нужном для работы ассортименте канцелярских принадлежностей спортивного инвентаря, костюмов для выступления, книг. И вы не будете нести никакой ответственности за его нехватку или, ещехуже отсутствие.
Однако работать с детьми придется вам. И в ваши обязанности входит сделать так, чтобы дети развив. тельности: в игре, творчестве, спорте... А для этого вам и потребуется ниже приведенный список.
ивались в разных видах дея-
ем легче работа с детьми в лагере. будильник. Большой комплект (малый комплект + ,..): аптечка; магнитофон с 2 деками (для записи фонограмм) или с CD проигрывателем, читающим CD-R и CD-RW; утюг; кипятильник или чайник: фотоаппарат; гитара. Личные вещи: для холодной погоды; для дождя; для жаркой погоды; для купания; для спорта; для праздников; обувь для корпуса; средства личной гигиены. |
Запомните одно простое правило: чем тяжелее сумка вожатого,
Малый комплект рабочего инвентаря: бейджик с именем и номером отряда; канц. товары: карандаши, старательные резинки, линейки, фломастеры, ручки, краски, кисточки для клея и красок, клей, ножницы, кнопки, скрепки и булавки, мел, скотч, блокнот, альбомы, цветная бумага, ватман: литература: книга сказок, книга с приключениями, страшные истории, методическая (с играми, мероприятиями);
план на смену, список игр и мероприятий (2 на плохую погоду и 1 на хорошую): воздушные шары; нитки и иголки, пуговицы; свечи и спички;
свисток, веревка, мяч волейбольный и футбольный; средство от комаров; костюмы для выступлений;
лиски и кассеты с музыкой + кассеты под запись фонограмм; удлинитель;
Обшие меры безопасности.В случае возникновения опасности состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения этой опасности. Ликвидировать источники травматизма, устранять нарушения санитарного состояния, пожарной безопасности. Не допускать нарушения правил техники безопасности и требовать это от детей. Контролировать правильность использования электрических приборов. Не допускать ремонтировать и разбирать электроприборы. Не разрешать трогать какие-либо электропровода, набрасывать на них различные предметы. Не разрешать сидеть или стоять на перилах и ограждениях. Не допускать, чтобы дети заходили в подвалы. Следить за тем, чтобы дети не заходили в зоны, где вход строго воспрещен. Не допускать контакта здоровых детей с больными.
Меры пожарной безопасности.Помещения, где проводятся мероприятия, должны иметь не менее двух выходов; у дверей должен находиться взрослый. В палатах кровати устанавливать так, чтобы не загромождать выходы. Лестничные клетки, проходы, коридоры держать постоянно свободными. Электронагревательными приборами пользоваться только в специально отведенных помещениях.
Поездкав автобусе.Готовые к отъезду дети располагаются в определенном месте и подходят к автобусу организованно, когда водитель разрешил посадку. После посадки вожатый проверяет наличие детей, затем дает разрешение водителю трогаться с места. В автобусе дети размещаются в соответствии с наличием посадочных мест. Окна левой стороны автобуса закрываются. При остановке первым выходит вожатый и, стоя у входа, направляет детей вправо от дороги.
Проведение купания.Не разрешается купание натощак, вскоре после еды и физических упражнений с большой мышечной нагрузкой. Купание проводится в присутствии начальника лагеря или старшего вожатого, вожатых отрядов и воспитателей, инструкторов по плаванию, медработника. На берегу находятся спасательные средства и сумка первой медицинской помоши.
Доплывать до знаков ограждения зоны плавания разрешается детям, умеющим плавать, остальные купаются у берега, при этом глубина воды должна быть не выше груди ребенка. Один из вожатых находится у знаков ограждения водоема, другой наблюдает с берега за купающимися детьми. Перед входом в воду и при выходе из воды надо проверять наличие детей. Дети обязаны быстро и точно выполнять все указания взрослых.
Во время купания в душе, бане присутствие медработника и вожатого отряда обязательно.
Пользование плавсредствами.Прогулки на катерах (шлюпках, лодках) допускаются только с разрешения начальника лагеря в тихую безветренную погоду. Категорически запрещается пользоваться неисправными плавсредствами, а также перегружать катера (шлюпки, лодки), вставать на сиденье, сидеть на борту, свешивать ноги за борт, доставать воду, вставать со своего места до полной остановки катера (шлюпки, лодки) у причала (помоста), берега.
Шлюпки (лодки) могут выделяться для тренировок по гребле только в абсолютно тихую погоду- Причем в каждой шлюпке (лодке) должен находиться взрослый из числа работников лагеря, хорошо умеющий грести и плавать. Пересадка с кормового сиденья шлюпки (лодки) на весла разрешается только у причала или берега.
Проведение туристических походов и экскурсий.Вожатый информирует письменно директора ДОЛ (в его отсутствие старшего вожатого) о планировании выхода за территорию лагеря, не менее чем за сутки. В заявке указывается: цель выхода за территорию, маршрут следования, время выхода и возвращения, списочный состав участников выхода, ответственные за жизнь и безопасность детей. При наличии в отряде больных детей или занятых другими поручениями, извещается директор о том, к кому прикреплены данные дети на период отсутствия основных вожатых.
Выход за территорию лагеря допустим только с разрешения директора ДОЛ (либо старшего воспитателя, вожатого).
В походном отряде на каждые 15 детей должен быть один руководитель, который назначается распоряжением начальника лагеря. Он, начальник и врач ДОЛ, несут ответственность за здоровье и жизнь детей, за правильную подготовку, проведение похода.
Во избежание перегрева рекомендуется светлая форма одежды, головные уборы.
Запрещается движение отряда по шоссе неорганизованными группами вне строя и без сигнальных красных флажков. При движении во главе и в конце колонны идут взрослые.
О возвращении в лагерь информируется директор ДОЛ.
Проведение спортивных мероприятий и игр.Во время проведения отрядных спортивных мероприятий и утренней гимнастики дети находятся с вожатым.
На соревнования детские команды направляются в сопровождении вожатого (воспитателя, тренера-преподавателя).
Во время проведения обшелагерных мероприятий с детьми обязательно находятся начальник лагеря, старший вожатый, вожатые и воспитатели отрядов (тренеры-преподаватели), медицинские работники. Лица, ответственные за проведение массовых мероприятий, обеспечивают полный порядок, исключающий несчастные случаи среди участников и зрителей.
Запрещается разжигать костры легковоспламеняющимися средствами, устраивать фейерверки, факельные шествия и другие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара.
Примечание. 1.Сотрудники не имеют права оставить территорию лагеря без разрешения начальника. 2. Неисполнение своих обязанностей, которые повлекли за собой несчастный случай уголовно наказуемо. «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет без такового» (согласно ст. 156 Уголовного кодекса РФ (от 24.05.1996 г.) «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»).
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ
Принципы ПМП:
1. все действия должны быть целесообразными, решительными, быстрыми, взвешенными;
2. оценить обстановку, убрать повреждающие факторы;
3. быстро и правильно установить состояние пострадавшего;
• тяжесть травмы;
• было/есть кровотечение;
• сознание, дыхание;
4. установить, какие средства надо для ПМП. транспортировки.
Кровотечение - истечение крови из сосудов при нарушении целостности/проницаемости их стенок.
Симптомы:
>Говорит тихим голосом;
>Бледность кожных покровов;
>Головокружение;
>«мошки» перед глазами;
>Сухость во рту;
>Частый пульс, плохо прощупывается.
>Может быть потеря сознания Вилы кровотечения:
Артериальное - кровь ярко-алая, выбрасывается сильной струей, фонтанирует. Наложить жгут
1. по возможности ближе к месту ранения, подложив под жгут материю
2. если ниже жгута нет пульса - жгут наложен правильно, если есть - жгут наложен слабо, это может усилить кровотечение!
3. наложить жгут на I час с запиской о времени наложения Венозное - кровь темного цвета, льется непрерывна.
ПМП:
1. сдавливание сосуда ниже места ранения (НЕ жгут!)
2. поднять конечности вверх
Носовое - кровь алая, не пенистая, из носа. Может быть кровавая рвота, так как кровь стекает по глоткеПМП:
1. посадить со слегка наклоненной головой вперед
2. холод нанос
3. сильно пережать переносицу
4. вывести на свежий воздух
5. в нос ватный тампон, смоченный 3%перекисью водорода
Ранение - нарушение иелостности кожных покровов, слизистых оболочек и поверхности внутренних органов в результате механического или иного воздействия.
НЕЛЬЗЯ промывать рану водой; нельзя допускать попадание прижигающих антисептиков в рану, только вокруг; засыпать порошками, накладывать вату.
Разрыв связок, растяжение - происходит при движениях сустава, превышающих его физиологические возможности, при движении в несвойственном суставу направлении.
Симптомы:
>резкая боль
>быстрое развитие отека
>значительное нарушение функций сустава ПМП при растяжении:
1.холод
2. тугая повязка ПМП при разрыве связок:
1.полный покой
2.холод
3.возвышенное положение конечности
4.тугая повязка
5.питье и анальгетики
Вывих - стойкое смешение сочленяющихся костей. Симптомы:
>боль в конечности
>деформация области сустава
>неестественное положение ПМП:
1.холод
2. обезболивание
3. зафиксировать конечность
Перелом - нарушение целостности кости Симптомы:
> Нарастающая резкая боль
>Изменение положения и формы конечности
>Нарушение ее функций
>Отечность, кровоподтеки в зоне перелома ПМП:
1. наложить шину, обеспечить неподвижность 2.обезболивание 3. горячее питье
Черепно-мозговые повреждения (сдавление, ушиб, сотрясение)
Общемозговые симптомы:
>головокружение
>головная боль
>тошнота
>рвота
>замедление пульса
>потеря сознания ПМП:
1.обеспечить покой
2.горизонтальное положение пострадавшего
3.холод к голове
4.если нет сознания - борьба с асфиксией, искусственная вентиляция легких
Солнечный удар
Симптомы:
>слабость
>головная боль
>головокружение
>может быть шум в ушах
>тошнота
>кровь из носа ПМП:
1. отвести пострадавшего в прохладное место
2.освободить от теплой одежды
3.дать холодной воды
4.обернуть влажной простыней
Ожоги
Симптомы:
>Покраснение кожи
>Болевые ощущения в области ожога
>При сильных ожогах - пузыри ПМП:
1.подержать под проточной водой 10-15 минут
2.наложить стерильную повязку
3.НЕЛЬЗЯ: смазывать маслом, жиром.
4.Сильный ожог не промывать, только стерильная повязка
Отравление:
Симптомы:
>Слабость
>Тошнота ПМП:
1. выяснить, что ребенок пил/ел в последние 12 часов
2. теплое обильное питье, теплая одежда, вызвать потоотделение
3.вызвать у ребенка рвоту путем надавливания на корень языка
4.после этого дать стакан теплой воды с измельченным активированным углем (повторить 3-4 раза)
Рвота
ПМП:
1.усадить ребенка и повязать салфетку на шею
2.к ногам таз
3.после рвоты дать прополоскать рот теплой водой
4.уложить ребенка и обеспечить покой Если не может сидеть, без сознания:
1. положить на бок, зафиксировать
2. шею и грудь накрыть полотенцем
3.ко рту полуду с широким горлом
Если в рвотной массе появилась алая кровь/ вид кофейной гущи:
1.уложить, подняв ноги
2.вызвать скорую
3. холод на область желудка
Обморок- кратковременная потеря сознания ПМП:
1. положить на спину, приподняв ноги
2.освободить от одежды для доступа воздуха
3.найти пульс на шее (если нет - реанимация) Голодный обморок:
1. дать понюхать ватный тампон с нашатырем
2.сладкий чай
3.НЕ кормить
Утопление
Может быть истинное (цвет кожи синий, вода в легких) и ложное (бледная кожа, остановка дыхания, но вода в легкие не попала)ПМП:
1.извлечь из воды
2.если без сознания, нет дыхания - положить животом на колено своей согнутой ноги
3.резкими движениями сжимать боковые поверхности грудной клетки 10-15 секунд
4.перевернуть на спину
5.открыть рот, отчистить ротовую полость от инородных тел
6.вызвать кашлевой рефлекс надавливанием на корень языка
7.если нет пульса и рефлекса - реанимация
8.при появлении признаков жизни - перевернуть лицом вниз
9.дать понюхать нашатырь
Укусы змей ПМП:
1. обездвижить, уменьшить кровообращение
2.холодный компресс
3.в первые 15-20 минут выдавить яд из ранки
4.перетянуть выше места укуса
5.смазать место укуса йодом, спиртом
6.транспортировать лежа
7.обеспечить максимальный покой
8.срочно к врачу
Укус насекомых(местная реакция) ПМП:
1. обездвижить, уменьшить кровообращение
2.удалить жало
3.смазать ранку 10% раствором нашатыря, марганцовки
4.холодный компресс Клещ:
1. вокруг ранки смазать маслом
2. петлю из нитки - обвязать клеща и аккуратно вытащить (клещане выбрасывать)
3. вызвать врача
Реанимация
Без дыхания мозг может прожить 3-6 минут Искусственная вентиляция легких (ИВЛ):
1. положить на спину, выпрямить ноги и запрокинуть голову назад
2. открыть рот, надавив на подбородок
3. сделать глубокий вдох, зажать нос ребенка, сильный вдох «рот в рот»
4. 2 глубоких вдувания продолжительностью 1,5-2 секунды синтервалов 5 секунд
5. грудная клетка ребенка должна подниматься и опускаться
Нет пульса - непрямой массаж сердца:
1. Левую ладонь на нижнюю треть грудины, правую - поверх нее
2.выпрямить локти, руки должны быть прямые от кисти до плеча
3.15 надавливаний за 9-10 секунд на глубину 3-5 см.; 2 полных вдувания
4.проверить пульс на шее
Если непрямой массаж сердца делают два человека, тогда цикл - 5 надавливаний, 1 вдувание.Реанимация продолжать до приезда «Скорой помощи» или восстановления работы сердца и дыхания.Падение с высотыПМП:
1. не трогать ребенка, т.к. могут быть переломы где угодно
2. если надо перенести, использовать только жесткую поверхность, (перекладывать вчетвером: голова, поясница, таз, ноги)
НЕСТАНДАРТНЫЕ СИТУАЦИИ В ДОЛ
При работе с детьми никто из нас не застрахован от возникновения ситуаций, при которых потребуется наша незамедлительная реакция, действия по решению возникших проблем. К счастью, такие ситуации возникают не часто. Но быть к ним готовыми необходимо.
Жалобы.Достаточно важное для ребенка понятие - это жалоба. Она означает сигнал к тому, что у человека что-то не в порядке.
Часто взрослые не обращают внимания на жалобы ребенка, считая их простым ябедничеством. Конечно, ябедничество поощрять не следует. Стремитесь развивать в детях способность самостоятельно решать межличностные проблемы, и лишь в крайних случаях прибегать к помощи взрослых. Однако за жалобой на физическое недомогание может стоять серьезная проблема со здоровьем; а жалоба на пропажу вещи - сигнал к тому, что в отряде завились воры.
Словом, прислушивайтесь ко всему, что говорит вам ребенок и соблюдайте несложный алгоритм действий в таких ситуациях:
■ выясните точные причины жалоб ребенка;
■ примите меры к изменению ситуации и исправлению последствий;
■ получите от ребенка обратную связь: стало ли ему лучше?
Энурез.Нередко дети сталкиваются с этим явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Вы можете и должны помочь ребенку в этой непростой для него ситуации:
■ найдите и застелите постель ребенка клеенкой;
■ договоритесь с техническим персоналом лагеря о необходимости более частой смены постельного белья у этого ребенка
■ проследите за тем, чтобы ребенок не пил ничего непосредственно перед тем. как лечь спать и обязательно сходил в туалет,
■ каждую ночь необходимо будить ребенка для того, чтобы он сходил в туалет (в промежутке с часа до двух ночи)
Роль вожатого заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно. С детьми в палате где живет ребенок необходимо серьезно поговорить, объяснить им, что это их общая тайна и в отряде об этом распространятся не нужно.
Проблемы сна.Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Лунатиков ни в коем случае нельзя б\-дить, особенно неожиданно, нужно тихонечко проводить ребенка до кровати и положить спать, если случаи лунатизма повторяются, попробуйте сделать так: каждый вечер, перед сном кладите перед кроватью ребенка мокрое полотенце. Встав на холодную, мокрую поверхность, ребенок сам проснется. Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми и сообщить об этом врачу.
Суицидальное поведение.Такое поведение достаточно редко встречается в условиях лагеря. Первым признаком является надвигающаяся депрессия. Вожатым следует научиться распознавать ее. В таком случае вспомните свое преддепрессивное состояние и саму депрессию (хотя это не очень приятно), проиграйте в памяти, что вам помогает в таком случае. Это могут быть разговоры «по душам», какая-либо деятельность, какой-то толчок. Угостите ребенка шоколадом. Если есть в лагере психолог, обязательно обратитесь к нему за помощью. Поставьте в известность руководство лагеря. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, в то же время осторожно, и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом.
Вандализм,Явление, когда личная или лагерная собственность уничтожается детьми. Это признак серьезных проблем. Необходимо действовать так, чтобы не только помочь детям обрести понимание тяжесги их вины, но и привлечь их к участию ввосстановлении поврежденных или замене уничтоженных вещей.
Оскорбление, сопровождающееся нанесением телесных повреждений.В лагере у детей часто проявляется такое поведение, которое было скрытым в домашней обстановке. Признаки жестокого обращения с детьми могут быть замечены вожатыми, например, наличие не обычных синяков или шрамов и т.д. при осмотре детей, при смене одежды или в душевой. Это должно стать предметом обсуждения с медицинской сестрой или с директором оздоровительного лагеря. Следует не допускать бесконтрольных обсуждений в коллективе, с друзьями - как своими, так и с друзьями ребенка. Необходимо провести на собрании отряда беседу о правомерности такого поведения и к каким последствиям оно может привести. Возможно обсудить способы другого (мирного) решения конфликта.
Признаки сексуального оскорбления менее заметны. Некоторые признаки идентифицированы американскими специалистами. Приводим их:
■ Изменение поведения, крайние перепады настроения, уход в себя, страх или повышенная плаксивость.
■ Дети мочатся в кровать, их преследуют кошмары, страх при от ходе ко сну или надевание перед сном дополнительной одежды.
■ Необычная сексуальная активность или ярко выраженный интерес к сексуальным вопросам для возраста, не соответствующего этому.
■ Переход к безразличному поведению.
■ Боязнь определенных мест, людей или видов деятельности, особенно если они остаются наедине с некоторыми людьми.
■ Боль, чесотка, кровотечение, истечение жидкостей или влажность некоторых мест тела.
■ Жестокое обращение с животными.
В этой ситуации потребуется помощь квалифицированного специалиста (психолога) с проведение судебно-медицинской экспертизы и заведением уголовного дела.
Воровство.Достаточно частая и серьезная проблема. Как правило, сложно обнаружить настоящего вора т,к. он сам никогда в этом не сознается. Но что делать в такой ситуации? Если вы обнаружили, что именно этот ребенок украл что-либо с ним следует провести индивидуальную беседу, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное Не стоит требовать от ребенка публичных извинений, такое может до конца смены перевести оступившегося в разряд «изгоев» Это слишком дорогая цена для ошибки, ведь на нее имеет право каждый, тем более ребенок.
Другая ситуация, когда вор неизвестен. Многие педагоги прибегают к «публичной казни», т.е. в присутствие всего отряда проводится беседа о происшествии (в зависимости от возраста это может быть и вечерняя свечка на тем\*«Что такое воровство?» или «Могу ли я украсть?»). Затем предлагается ребенку анонимно вернуть на место украденную вещь, либо отдать ее вожатому, при условии, что личность ребенка не будет раскрыта без его согласия. Это достаточно гуманный способ. А для ребенка такая стрессовая ситуация может послужить настоящим уроком.
Однако бывают ситуации, когда невозможно определить вора, а стоимость украденных вешей достаточно велика (крупное воровство), в таком случае ставится в известность администрация лагеря в лице директора и подается заявление в органы милиции.
Пропажа ребенка.Достаточно редкая ситуация. Однако она тоже может иметь место. Здесь все будет зависеть от того, насколько быстро вы обнаружите пропажу. А для этого:
1) вам постоянно необходимо знать, где находится каждый ваш ребенок;
2) постоянно пересчитывайте детей (пред походом в столовую), проверяйте их наличие;
3) в сончас и после отбоя все койки должны быть заняты своими хозяевами. При обнаружении пропажи ребенка:
1) проверить на месте ли личные вещи ребенка;
2) опросить детей, кто и когда его видел в последний раз;
3) обойти все возможные места пребывания ребенка на территории лагеря; укромные места, друзья в соседнихотрядах, медпункт, столовая, прачечная и т.д.
4) поставить в известность администрацию лагеря;
5) вместе с >полномоченными сотрудниками начать поиски за территорией лагеря.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ В ДОЛ
Режим дня- это определенный порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функций (еда, сон. личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни детского оздоровительного лагеря.
Главная задача режима - за короткое время выработать у детей определенный ритм жизни, который должен способствовать организации полноценного отдыха, развитию и оздоровлению детского организма.
Положительные стороны режима:
• Соответствует физиологии человека.
• Вносит системность в жизнь отряда.
• Способствует выработке у детей полезных привычек и навыков.
• Формирует и развивает организованность, целенаправленность действий, самодисциплину.
• Оздоравливает детей. Отрицательные стороны режима:
• Является стрессом для организма, который вызывается необходимостью перестройки с одного режима на другой.
• Любое однообразие приводит к быстрому насыщению и скуке. А скука является главным врагом детей и вожатого. Лишь в первые 3-4 дня дети с охотой выполняют необходимые режимные моменты, пока существует элемент новизны. Потом утрачивается энтузиазм, и ребята занимают позицию пассивного неприятия.
• Излишняя заорганизованность приводит к тому, что отдых становится тяжким трудом, который рано или поздно попросту отвращает ребенка от лагеря.
Что делать, чтобы снизить негативные стороны?
• Дифференцировать режим в зависимости от:
1. возраста детей;
2. метеорологических условий;
3. физиологического состояния детей;
4. эмоционального состояния ребят.
• Вносить элемент игры в организацию режимных моментов.
• Разнообразить формы организации (одно утро - подъем музыкальный, на другое утро подъем интригующий и т.д.).
• Оптимально чередовать бытовые и творческие дела, свободное время, отрядные и лагерные мероприятия.
Подъем.
Ни для кого не секрет .что часть детей легко просыпается и без затруднений встает. Но есть такие дети, которые могли бы проспать до обеда, если вы их не разбудите.
Существует огромное разнообразие того, как можно разбудить ребят;
Громко включить ритмичную музыку. Протрубить в горн.
Пощекотать каждого за ушком и сказать ласково: «Вставай, Солнышко, утро уже на дворе». Хлопнуть 3 раза в ладоши и торжественно произнести «Вставайте, господа, вас ждут великие дела!». Словами: «Внимание, экипаж начинает выходить из состояния летаргического анабиоза. На счет «раз» всем громко сказать «Хрю-хрю»...».
Не забывайте, что настроение, с которым человек поднимается, создает ему настрой на весь последующий день. Поэтому вместе с требовательностью будьте еще и приветливыми, внимательными, терпеливыми, веселыми.
Не стоит сбрасывать со счетов такую причину сонливости как плохое самочувствие, переутомление, плохое настроение. Если так, то стоит в некоторых случаях посоветоваться с врачом, а может быть и пересмотреть формы отрядных мероприятий.
Зарядка.
В самом термине «зарядка» заложен особый энергетический смысл. Именно зарядка помогает окончательно проснуться, размятьмышцы, получить необходимый заряд бодрости на весь день. К организации зарядки предъявляются обязательные требования:
1. Соответствие физических упражнений возрасту детей.
2. Время проведения зарядки составляет 10-15 минут.
3. Зарядка проводится на открытом воздухе.
4. Во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении. Успешность организации зарядки зависит от следующих компонентов:
1. Заводной организатор.
2. Хорошо подобранный комплекс упражнений.
3. Музыкальное оформление.
4. Четкая организация процедуры начала и окончания зарядки.
5. Творческий подход к организации выполнению зарядки.
6. Элемент игры.
Можно вручать переходящий вымпел за лучшее выполнение зарядки. Можно по-разному расставлять ребят: в колонн), по кругу, в линейку, квадрагом. Можно менять места проведения зарядки.
Самообслуживание.
Напоминайте об утреннем туалете, о мытье рук перед едой, о том, что перед сном надо мыть ноги и всегда ходить чистым и опрятным. Проверяйте чистоту постели детей. Старайтесь приучать пользоваться только личными средствами гигиены.
Следует развивать у детей навыки самообслуживания (особенно у младших школьников). Задачами этого мероприятия будут:
1)предъявление единых организационных требований;
2)диагностика реальных умений;
3)тренировка этих умений.
Из комнат можно создать команды по комнатам. Команды набирают очки, соревнуясь между собой. На каждом этапе со-ревнояания команду представляет один участник. Этапы следующие:
1. Заправка кровати.
2. Чистка зубов.
3. Одевание спортивной формы и т.д. Организация питания.
Чтобы не возникали подобные ситуации, следует обратить внимание на:
1. Сбор. Лучше собирать отряд в определенном для этого месте. Следует дождаться всех, чтобы не получилось ситуации,
когда кто-то уже поел, а кто-то только прибежал кушать. Неплохо, если вы придумаете какой-то условный сигнал для сборов
(звонок будильника, свисток, индейский клич самого громкого мальчика в отряде), который больше нигде повторяться не бу
дет.
2. Поход в столовую. Организуйте интересное путешествие в столовую. Главное, сделать так, чтобы детям стало инте
ресно ходить всем вместе. А для этого существует много способов, как заинтересовать ребят таким походом:
Идти, взявшись за руки и выстроившись в длинную цепочку. Взявшись за руки, но идти задом наперед.
Взявшись за руки и образовав круг, в центре которого идете вы, и вас ведут под конвоем, так как Вы «не хотите есть». Держась руками за длинную веревку. Построившись в шеренгу по трое.
В шеренгах, но ковыляя как солдаты раненные в правую ногу. В шеренгах, делая 3 шага вперед и ] шаг (прыжок) назад. В колонне, положив руки на плечи впереди стоящему. В колонне, но при этом глаза у всех закрыты, кроме впереди стоящего. Подняв вверх руки. Держась руками за уши.
Как ходят котята (утята, пингвины, медведи и т.д.). Считая шаги. При всем этом можно скандировать «кричалки».
Следите за:
1) мытьем рук перед едой;
2) меню. Если в отряде есть дети, у которых имеются противопоказания к приему отдельных продуктов, проверьте,чтобы им была предоставлена полноценная замена;
3) качеством пиши;
4) дисциплиной в столовой;
5) тем, чтобы дети небыли голодными;
Тихий час.
Это время для пассивного отдыха, восполнения сил. Его организация требует дифференцированного подхода к детям в зависимости от их возраста. Но у каждого должна быть возможность отдохнуть. Малыши отдыхают в кроватях.
Заведите правило: в тихий час никаких разговоров, хождений. А заняться в тихий час можно разными вещами: чтением книг; лепкой из пластилина; написанием писем домой; игрой в шахматы и шашки: отгадыванием кроссвордов; слушанием музыки и др.
Можно открыть «Клуб тихих игр» с ритуалом открытия и закрытия. Ритуал открытия может быть следующим: общий короткий сбор с поднятием флага и торжественной клятвой «Я, член тайного клуба тихих игр и спокойных занятий, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: ни разу в течение двух предстоящих часов не вскрикнуть, не взвизгнуть, не свиснуть и говорить только шепотом. И если я нарушу свое обещание, пусть меня постигнет самое суровое наказание». Ритуал закрытия: после тихого часа все выходят на улицу, выстраиваются, набирают в грудь больше воздуха и на счет три выпускают его, сопровождая любыми звуками максимальной громкости.
Можно на время тихого часа уйти на пляж или на полянку, взяв покрывала и шапочки на голову. А здесь можно шуметь, отгадывать кроссворды и вообще заниматься тем, что вам по душе. Но в начале вам следует убедить директора лагеря и медицинских работников в том, что отдых на свежем воздухе целебнее идает больший оздоровительный эффект.
Свободное время.
В режиме дня предусмотрен определенный промежуток времени, предоставляемый детям для самостоятельного использования. Это законное право ребят. Каждый должен иметь время для занятия любимым делом.
Следите за тем, чтобы никому не было скучно. И если ребенок не может организовать свое свободное время, помогите ему с проведением досуга: может быть это будет интересная игра или разговор по душам, а может и помощь вам в оформлении чего-нибудь.
Отбой.
К отбою начинайте готовить детей заранее, чтобы к нему все гигиенические процедуры были выполнены. Перед отбоем проводят тихие игры или отрядную «свечку». Но не стоит обсуждать на свечке острых, проблемных ситуаций. А неприятный разговор может раздосадовать и возбудить ребят, стать причиной бессонницы. Проще просто попеть с ребятами песенки, почитать стихи.
Малышам перед сном можно почитать книгу. С этим средством маленькие засыпают скорее, чем без нее. И в этом смысле с младшим отрядом гораздо проще.
Гораздо сложнее уложить старших. Заранее договоритесь с ребятами о том, что вы ровно во столько-то будете проходить и выключать у них свет. Здесь возникнет ситуация, что у вас начнутся разговоры. Совсем запрещать эти разговоры бессмысленно, полной тишины вы не добьетесь.
Разумно следить за тем, чтобы после отбоя дети у вас не бегали по корпусу и стояла тишина. Надо за этим следить с первого дня, иначе, позволив один раз вольное поведение, вы до конца смены так и не наведете порядок.
В любом деле главное - вызвать у ребят любопытство: «А что будет сегодня?» Но здесь важно не переборщить. И помните, не последнюю роль играет ваше собственное настроение, с которым вы идете к ребятам. Если вы сами с утра в злом настроении (например, от постоянного вожатского недосыпания) и еще проводите по-новому сбор, детям не станет радостнее и веселее. Скажите утром себе:
Я с радостью встречаю новый день! Меня ждут сегодня приятные заботы! Я люблю своих непослушных детей! И тогда успех в организации, казалось, привычного и надоевшего режимного момента вам обеспечен.
ОСОБЫЕ ДНИ В ЛАГЕРЕ
ДЕНЬ ЗАЕЗДА
День заезда в лагере - это первая встреча, первое впечатление. Здесь вас смотрят и оценивают со всех сторон: и дети и администрация и родители (должны же они знать, кому доверяют своих детей на 21 день). Поэтому этот день требует особой подготовки и самоорганизации. В этот день Вам необходимо очень хорошо выглядеть: строгий, приятный внешний вид, чистые волосы, сдержанный макияж и конечно же широкая улыбка. Вопросы, на которые вожатый должен сам себе ответить перед выездом на целину:
1. Чем я интересным занимаюсь в жизни?
2. Какие у меня способности?
3. За что меня уважают и любят друзья?
4. Чему могу научить?
Заранее распределите с напарником обязанности на этот день. Кто будет сидеть на регистрации, кто провожать детей в корпус и расселять. Подготовьте игры на знакомство, обдумайте ответы на все возможные вопросы. Для того, чтобы изначально все пошло хорошо необходимо правильно и точно организовать регистрацию заезда.
Регистраиия+заезд
Важно:
Спокойствие (много вопросов, надо на них адекватно реагировать).
Улыбка и вежливость.
Бейдж с именем и номером отряда.
3 больших конверта:
1. для путевок;
2. для справок:
3. для денег;
Списки того, что должно быть у ребенка:
1. Головной убор;
2. Теплые веши;
3. Резиновые сапоги;
4. Смена белья;
5. Купальный костюм;
6. Банные принадлежности;
7. Туалетная бумага;
8. Мазь от комаров.
Если вы встречаете детей не в лагере, а забираете их на автобусе , не забудьте следующие моменты: заранее узнайте для родителей номер телефона и адрес лагеря.
Автобус:
Перед посадкой подсчитать, проверить детей по списку. Попросить выйти родителей из автобуса, еще раз проверить. (Далее смотри технику безопасности при поездке в автобусе). Во время движения можно поиграть с детьми или попеть песни.
Расселение:
Тот момент, когда ребенок определяется со своим местом, считается началом лагерной жизни.
Заселение можно производить по желанию детей (дети знакомы друг с другом, братья/сестры, дружная компания), проблемных детей (заранее известно, что с поведением могут быть проблемы) следует расселять подальше друг от друга.
После расселения по комнатам необходимо собрать детей в игровой и проинструктировать, т.е. необходимо проговорить:
■ Требования по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.
" Что, где необходимо хранить (в тумбочке только канцелярские товары и предметы гигиены. Обратить внимание на продукты питания!!! Их быть НЕ должно).
■ Режимные моменты
БАННЫЙ ДЕНЬ
Он может начаться очень рано, даже до официального подъема. Чтобы день прошел организованно, следуйте рекомендациям:
• Соберите все белье (2 простыни, наволочка и 2 полотенца с каждого). Принимайте белье у каждого отдельно либо по палатам. Пересчитайте его. Если ребенок принес некомплект, отправьте его искать недостающее (иначе ему вы выдадите из чистого только то, что он сдал, а в конце смены с вас за потерю вычтут из зарплаты).
• Вместе с ребятами отнесите грязное белье и получите чистое.
• Перед тем, как вести малышей в душ, проверьте, все ли они собрали с собой в пакет (мыло, шампунь, мочалка, полотенце, нижнее чистое сменное белье, одежда по погоде, головной убор).
• Во время мытья в каждом отделении (у мальчиков и девочек) должен быть взрослый.
• Если моются малыши, то воду для детей включает взрослый.
• До похода в душ расскажите о возможных ситуациях (отключение холодной и горячей воды, скользкий пол, попадание мыла в глаза).
• Помогите промыть головы девочкам с длинными волосами. Малышей хотя бы 1 раз намыльте сами, т.к. для них мытье -это игра.
• Проследите, чтобы использованное белье складывалось в отдельный пакет, который они отдадут родителям.
• После выхода из душа, проверьте, чтобы ничего не осталось.
• Проследите, чтобы мокрые полотенца и мочалки висели в сушилке, а не оставались гнить в тумбочках.
• Целесообразно после бани не устраивать ничего буйного (играть футбол, строить песочный город и т.п.). Можно делать прически, маникюр, читать книги, играть в настольные игры, разговаривать «за жизнь» (как это делают после бани взрослые).
РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ
День, когда в гости приедут родители очень долгожданный и важный для детей на смене. Они, как правило, не привыкли надолго уезжать из дома, поэтому тяжело переживают разлуку с родителями. Для того чтобы эта встреча прошла радостно и
благополучно и для вас и для детей, необходимо к ней подготовиться.
• Накануне провести большую стирку.
• Навести порядок в тумбочках, палатах, шкафах,
• Организовать выставку детских работ.
• Газета: «Как мы в лагере живем»,
• Подарок для родителей.
• Одежда чистая - на детях и на себе.
• Договориться с детьми, что они сами скажут вам, когда приедут родители.
• Если они хотят взять детей за территорию лагеря, необходимо взять с них расписку: «Я ФИО беру на себя ответственность за жизнь и здоровье моей дочери (сына, племянника и пр.) ФИО РЕБЕНКА. Дата, подпись».
Что делать, если родители к ребенку не приехали: Понять состояние ребенка, собрать всех покинутых и сводить, например за речку. Можно отменить сон час в этот день, организовать какую-нибудь работу.
Как разговаривать с родителями: Поводом для разговора с родителями чаше всего бывают ваши претензии к ребенку или претензии ребенка к вам. Этот разговор неприятен, поэтому проводить его стоя неудобно. Предложите присесть или прогуляться по лагерю. Поза должна быть открытая. Постарайтесь говорить с родителями на равных, избегайте снисходительного тона; не следует занимать оборонительной позиции, не надо ни от кого защищаться или оправдываться - это только доказывает вину. Но не следует также занимать наступательную позицию, не пытайтесь утверждать свою позицию, утверждать, что родители не правы.
Найдите во внешнем облике какую-то деталь и сосредоточить на ней внимание, смотреть на лицо. Если необходимо сделать замечание по поводу поведения ребенка, лучше начать фразу так: «Я бы хотела попросить вашего совета». Если родитель сразу начинает высказывать свои замечания, выслушайте его. а затем с улыбкой скажите: «Вам наверное, тяжело приходится с ним дома, ведь он такой непоседливый». Любой разговор с родителями можно закончить фразой: «А знаете, что мне нравится в вашем сыне {вашей дочери)?»
ДЕНЬОТЪЕЗДА
День отъезда для детей является днем расставания. Но для вас он потребует максимума организованности и точности. Для того чтобы у вас осталось время попрощаться с детьми, очень важно правильно организовать процесс выселения и отъезда.
• Накануне проследить, чтобы дети по максимуму собрали сумки.
• В день отъезда до завтрака собрать постельное белье
• После завтрака дети собирают все оставшиеся веши и собираются в игровой, холле с сумками
• Вожатый проходит по детским комнатам, проверяя шкафы, тумбочки, под кроватями, сушилки, на предмет забытых вещей
• В игровой можно устроить «аукцион» этих самых забытых вещей
• Вожатый организует прощание,
• Формы: «шняжки». листочки пожеланий, обмен адресами, «три спасибо за смену».
• Разбор отрядного уголка и также аукцион: элементы отрядного уголка «продаются» за добрые слова об отряде, друзьях, смене.
• Если дети уезжают на автобусах, по сигналу приезда автобусов, просите детей взять свои сумки и собраться перед корпусом
• Если детей забирают родители, то уехать дети могут, лишь предупредив вас. Вожатый должен убедиться, что ребенка забирают его близкие и только лично произвести передачу ребенка.
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План- это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. План бывает:
• Перспективный (план-сетка)
• План на каждый день
Требования к индивидуальному плану работы вожатого:
• Направленность плана на достижение определенного педагогического результата
• Учет интересов, потребностей детей
• Разнообразие содержания, форм, методов воспитательной деятельности
• Систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности
• Реальность планов (по видам деятельности, по срокам)
• Согласованность плана отряда с планом работы детского оздоровительного лагеря Структура плана работы
• Характеристика возраста детей
• Воспитательные задачи
• Программа деятельности оздоровительного лагеря
• Содержание работы с детьми
• Взаимодействие с администрацией оздоровительного лагеря
• Работа с кружками, секциями