Диффузная идентичность). В исследованиях групповой идентичности соотношения между этнокультурной группой и обществом не выделялись в отдельную исследовательскую проблему
Американскими психологами были предложены несколько моделей формирования этнокультурной идентичности, в каждой из которых использовалась авторская терминология. Между моделями очевидны аналогии и параллели, но смысл компонентов в различных моделях не является тождественным. Более того, принимая во внимание то, что процесс формирования этнокультурной идентичности является универсальным, независимо от культурной специфики, нет оснований считать каждую стадию внутри каждой отдельной модели строго обязательной. Поэтому Дж. Финни предлагает обозначить термином стадия или фаза развития различные аспекты процесса становления этнокультурной идентичности, сохраняя авторскую терминологию разработчиков различных моделей [18].
Наибольшим влиянием в американской психологии пользуется концепция Я-идентичности, разработанная Дж. Марсиа [9]. Проведенные Дж. Марсиа эмпирические исследования пришли в противоречие с гипотезой Э. Эриксона о том, что каждый человек переживает кризисы идентичности [5]. Поэтому Дж. Марсиа предложил разделить людей на тех, кто когда-либо переживал кризисы идентичности, и на тех, кто никогда кризисов идентичности не переживал, а также на тех, у кого сформировалась стабильная идентичность, и на тех, у кого она не сформировалась. Впоследствии Дж. Марсиа отказался от употребления термина "кризис идентичности", введенного Э. Эриксоном, и заменил его термином "открытие". В результате оформились четыре категории. Люди, обнаруживавшие признаки как пережитых кризисов, так и стабильной идентичности, образовали группу, названную "достигнутая идентичность". Они считаются наиболее зрелыми и адаптивными личностями. Кризис без стабильной идентичности означает, что кризис еще продолжается, поэтому для определения второй категории Дж. Марсиа воспользовался термином Э. Эриксона "мораторий". Стабильная идентичность без пережитых кризисов означает, что человек просто усвоил ту идентичность, которая была предопределена его родителями. Эта категория у Э. Эриксона называется "предрешенная идентичность". Стереотипное представление о людях, составляющих третью категорию, как о ригидных, поверхностных, дезадаптивных и ограниченных верно только в отношении лиц мужского пола. Наконец, люди, у которых не обнаружено ни признаков пережитого кризиса, ни стабильной идентичности, образуют категорию, характеризующуюся "диффузной идентичностью". Это люди, не знающие, кто они, и не интересующиеся этим. Отдельные представители четвертой категории стремятся неопределенное время оставаться в переходном нестабильном состоянии, подобно вечным подросткам
Имплицитная теория личности (англ. implicit — невыраженное явно) (синонимы "наивная концепция личности", "теория личности здравого смысла") — 1) в широком смысле слова — совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований; 2) в узком смысле слова — неявные представления о связях между личностными чертами. И. т. л. позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях. И. т. л. описывает такие свойства личностных черт, как иерархичность (центральность), оценочность, дифференцированность ("когнитивная сложность"), степень реалистичности (адекватности), устойчивость. В исследованиях содержания и структуры И. т. л. широко используются методы психосемантики. Особое влияние на развитие проблематики И. т. л. оказала теория личностных конструктов Дж. Келли.
Имплицитная теория личности - Представления о структуре и механизмах функционирования личности, сформированные не в научном исследовании, а в повседневной жизни. В целом имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании.