Конвергентные способности
Способность к конвергентному мышлению характеризует то, как интеллект адаптируется (находит ли единственное правильное решение и с какой скоростью) в заданных условиях деятельности.
Три свойства человеческого интеллекта представляют способности к конвергентному мышлению:
· Уровневые: скорость восприятия, концентрация внимания, словарный запас, сенсорное различение и так далее.
· Комбинаторные: умение сочетать имеющийся багаж знаний с элементами поставленной задачи, выявлять взаимосвязи, закономерности и различные соотношения.
· Процессуальные: стратегии трансформирования полученных сведений, способы интеллектуальной деятельности и ее операции.
Дивергентные способности
Дивергентные способности (и они же – креативность), определяются умением выдвигать большое количество интересных и необычных идей в условиях деятельности без регламента. Отличительная особенность данного типа мышления – готовность выдавать множество равноценных по правильности идей применительно к одному и тому же объекту.
В широком смысле креативностью называют способность отказаться от стереотипов. Способности к дивергентному мышлению оценивают по нескольким критериям:
· Беглость: определяется числом идей, рождающихся в определенную временную единицу.
· Оригинальность: умение отойти от стереотипов и шаблонов, выдвигая идеи, отличные от типовых.
· Чувствительность: способность воспринимать необычные моменты в деталях, видеть неопределенность или противоречия, а также умение оперативно переходить от одной идеи к другой.
· Образность: стремление выражать свои мысли с помощью ассоциаций и символов, работать в воображаемом контексте, умение находить сложное в том, что кажется абсолютно простым, и видеть простоту там, где все выглядит запутанным.
Яркими примерами дивергентного мышления могут служить мозговые штурмы или популярные интеллектуальные карты. А конвергентное мышление, которое является линейным или логическим, заложено в основе классических методик преподавания и тестов на определение IQ.
В процессе познания человек совершает открытия или узнает что-то, уже знакомое ему. При этом память сохраняет все то, что уже было познано, а два типа мышления создают новую информацию из той, что имеется в сокровищнице памяти. Как дивергентное, так и конвергентное мышление можно и нужно развивать, и понимание особенностей каждого из типов помогает стимулировать его правильными методами и с наилучшими результатами.
64. Параметри творчих здібностей за Дж. Гілфордом.
Гілфорд виділив чотири основних параметри креативності: 1) оригінальність - здібність продумувати віддалені асоціації, незвичайні відповіді; 2) семантична гнучкість - здібність виявляти основну властивість об'єкта та пропонувати новий спосіб його використання; 3) образна адаптивна гнучкість - здібність змінювати форму стимулу таким чином, щоб бачити в ньому нові ознаки та можливості для використання; 4) семантична раптова гнучкість - здібність продукувати різні дії в нерегламентованій ситуації. Загальний інтелект не включається в структуру креативності. Пізніше Дж. Гілфорд виділяє шість параметрів креативності: 1) здібність до пошуку та постановки проблеми; 2) здібність до генерування великої кількості ідей; 3) гнучкість - здібність продукувати різноманітні ідеї; 4) оригінальність - здібність відповідати на подразники нестандартно; 5) здібність вдосконалювати об'єкт, додаючи деталі; 6) здібність вирішувати проблеми, тобто здібність до аналізу та синтезу.
На основі цих теоретичних передумов Гілфорд та його співробітники розробили тести програми дослідження здібностей, які тестують переважно дивергенту продуктивність.