Социальная ответственность бизнеса. Оценка результатов социальной деятельности
Социальная ответственность - это контракт между бизнесменом и обществом, в котором он функционирует.
Социальная ответственность бизнеса - это ответственность тех, кто принимает бизнес-решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.
Социальная ответственность бизнеса (СОБ) - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность - это не правило, а этический принцип, который должен быть задействован в процессе принятия решения. Долженствование здесь является внутренним, перед самим собой, и основывается на моральных нормах и ценностях, приобретенных в процессе социализации.
Выделяют четыре основных подхода к определению ответственности бизнеса:
1) Любые действия в рамках юридической законности считаются социально ответственными .
2) Другую позицию можно охарактеризовать девизом: "Максимальная прибыль
3) Сторонники третьей позиции допускают, что в бизнесе есть место социальной ответственности, но понимают ее как инструмент или условие, которое менеджеры используют для достижения целей корпорации в экономике. Социальная ответственность должна вести к успеху и сохранять успех. А если она не выдерживает этой проверки сейчас или когда-нибудь в будущем, то она может быть отброшена по прагматическим соображениям.
4) Четвертая позиция представляет социально ответственной ту организацию, которая считает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Ответственность компании регулируется морально-этическими нормами. В центр ставится проблема достижения и совмещения интересов всех участников «жизнедеятельности» организации. Это морально-этическая ответственность.
В работах отечественных исследователей эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях удовлетворение социальных потребностей клиентов при оптимальных затратах. От результативности социальной работы зависит социальное благополучие населения.
Выделяются различные виды результативности.
Экономическая эффективность подразумевает сопоставление результатов и затрат в их денежном выражении. Применительно к социальной работе её измерение актуально в связи с увеличением финансирования социальной сферы и необходимостью изучения её финансовых потоков.
Организационная эффективность включает в себя оценку управления персоналом, управления финансами и материальными ресурсами, внешними связями, информацией в организации, рабочим процессом.
Социальная результативность имеет не только количественную, но и основную качественную составляющую, характеризующую степень приближения полученного результата к заданной цели социального развития. В отличие от расчётной экономической эффективности в социальной результативности важно субъективное измерение, - оценка достигнутых результатов через определение степени удовлетворения социальных потребностей и изменения жизненной ситуации клиентов. Оценивается конкретное социальное благо, адресованное определенному социальному субъекту (личности, социальной группе). Например, результатами работы с отдельным клиентом могут быть усиление степени его самостоятельности; активизация его внутренних ресурсов; адаптация в социуме; различные формы реабилитации и коррекции поведения; удовлетворение базовых социальных потребностей.
С точки зрения оптимальности затрат по удовлетворению социальных потребностей результативность социальной работы определяется следующей формулой:
Цели могут быть конкретизированы с учетом не только проблем клиентов, но и уровней социальной работы: науровняхстраны, отдельной епархии, благочиния, микрорайона; в сельской местности; на уровне отдельных социальных служб; приходских социальных работников или руководителей социальных организаций.