Навыки невербального общения
Подразумевают умение использовать жесты, взгляды, позы, пространства, время, внешний вид для передачи информации.
Невербальные сигналы могут поддерживать или опровергать сказанные слова в зависимости от того, что хочет сказать говорящий, и как это истолковывает слушающий.
Невербальные сообщения воспринимаются, интерпретируются и сохраняются в памяти практически бессознательно. Иногда также бессознательно человек использует невербальные средства (бывает, что во вред себе).
Человек, понимающий язык жестов, может лучше понять истинные чувства собеседника, может намеренно вводить в заблуждение, манипулировать.
Эффективными средствами невербальных коммуникаций могут быть:
- пространство
- время
- внешний вид.
При использовании пространства для передачи информации особое значение имеют:
1) место, где происходит общение;
2) взаиморасположение участников коммуникации.
При использовании времени для передачи информации особое значение имеют:
1) пунктуальность;
2) скорость реакции на сообщение, полученное от собеседника.
При использовании внешнего вида как средства невербальных коммуникаций необходимо помнить, что внешний вид человека говорит не только о его отношении к себе, но и к собеседнику, и к предмету общения.
Коммуникативные навыки необходимы в таких управленческих ситуациях как:
- постановка целей и задач подчиненным;
- коллективное принятие решений;
- переговоры;
- разрешение конфликтов.
Общепринятымиформами устных деловых коммуникацийявляются деловые встречи и беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции.
Есть и более современные, инновационные формы:
- презентация – это официальное представление чего-либо вновь созданного (предприятия, проекта, продукта);
- «круглый стол» - это собрание в рамках более крупного мероприятия, используется как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем. Эта форма коммуникаций характеризуется следующими признаками:
1) цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
2) все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
3) все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
- пресс-конференция – мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности;