Интеллект руководителя, его умение мыслить

Важнейшую роль в управлении наряду со способностью получать и сохранять информацию имеет и способность сопоставлять данные полученного опыта и делать на его основе те или иные выводы, т.е. умение рассуждать, мыслить. В мыслительном процессе, мышлении участвуют как чувства, так и разум человека, объединяются, синтезируются чувственные и логические формы познания.

Именно способностью мыслить объясняют философы-рационалисты величие человека. «Я мыслю, следовательно, я существую», — так выражал свое отношение к этой уникальной человеческой способности основатель философского рационализма Рене Декарт. Умение мыслить прежде всего проявляется в умении говорить. Мышление определяют как немую, внутреннюю речь, а речь — как озвученное мышление. Вполне справедливо поэтому известное утверждение: «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает».
Мышление — сложный, многоплановый процесс, он может характеризоваться с разных позиций:

1) свойства мышления оцениваются с точки зрения его логичности, т.е. соблюдения установленных норм мышления, проблемности, умения изучать и решать сложные теоретические и практические вопросы;

2) операциональность мышления оценивается как его применение для осуществления различных мыслительных операций, например таких, как анализ (мысленное разделение объекта на составные части в целях выяснения их свойств) или синтез (противоположная анализу мыслительная операция соединения элементов изучаемого объекта в единое целое с целью выяснения свойств этого целого);

3) среди форм мышления выделяются:

• понятия, выражающие существенные признаки предметов;

• суждения, устанавливающие связи и отношения между предметами;

• умозаключения, фиксирующие связи между понятиями и суждениям, т.е. сложные суждения;

4) мышление разделяется на следующие типы:

• понятийное мышление, оперирование понятиями;

• образное, использующее образное, целостное восприятие предметов;

• действенное, практическое, обеспечивающее предметнопрактическую деятельность человека;

5)мышление предусматривает следующие этапы:

• осознание какой-либо проблемы при осуществлении той или иной деятельности;
• поиск возможных вариантов ее решения;

• выбор одного из этих вариантов в качестве наиболее приемлемого;

• реализация принятого варианта в практической деятельности.

Эти основные характеристики мыслительной деятельности в целом характеризуют и аналогичную деятельность руководителя. Однако управленческая деятельность специфична, поэтому при ее осуществлении востребованы особые стороны мышления.

Главная особенность мышления руководителя, которая обусловлена характером его профессиональной деятельности, — его практическая направленность, т.е. направленность не на те или иные символы, знаки, как это имеет место в деятельности ученого, а на реальные объекты и процессы, прежде всего на людей и их взаимоотношения. Мышление руководителя как бы вплетено во все формы управленческой деятельности — планирование, организацию, мотивацию, контроль. Этим объясняются и некоторые другие его особенности:

• почти всегда руководитель вынужден осмысливать проблему в условиях жесткого лимита времени, что делает невозможным выдвижение множества гипотез;

• проблемы, возникающие в процессе управленческой деятельности, как правило, не имеют однозначного решения; эти решения являются лишь «более или менее правильными»;

• результаты мышления сразу используются для изменения характера проблемной ситуации;

• при осмыслении ситуации руководитель должен учитывать не только ее главные, но и второстепенные особенности, поскольку детали могут иметь решающее значение.

Учитывая эти особенности мышления руководителя, его иногда называют оперативным, т.е. мышлением, непосредственно вплетенным в трудовую деятельность, состоящую из операций и протекающую быстро.

Включение оперативного мышления вызывается проблемной ситуацией, под которой понимается противоречие между реальными условиями и возникшей задачей.

Несмотря на специфику управленческого мышления, можно усмотреть его сходство с формами творческого мышления — как в их механизмах, так и в их результатах. Так, в некоторых случаях оперативное мышление, как и научное или художественное, приводит к совершенно новым результатам, т.е. является продуктивным, творческим.

Эти особенности управленческого мышления выдвигают особые психологические требования к интеллектуальным способностям менеджера:
• мышление руководителя должно быть стабильным, т.е. отличаться высокой степенью устойчивости. Необходимость этого качества объясняется тем, что он имеет дело прежде всего с людьми, которые могут подчиняться ему не в полной мере, скрывать свои подлинные чувства и намерения, а иногда и пытаться манипулировать руководителем. Поэтому руководитель должен уметь логически мыслить и последовательно действовать в условиях сложной, неопределенной ситуации;

• решения руководителя должны быть четкими, ясными, не допускающими возможности их превратного истолкования. Это облегчит последующую проверку их исполнения;

• руководитель должен уметь предвидеть. Именно это качество мышления руководителя позволяет ему на основе обобщения больших массивов информации прогнозировать не только ближайшие, но и отдаленные результаты своей деятельности;

• руководитель должен обладать определенным уровнем интеллекта. В современной психологической науке разработаны довольно надежные методики определения этого уровня.

Однако, как показывает опыт, в действительности жесткой связи между уровнем интеллекта и уровнем руководства нет. Существует лишь некоторая зависимость, но не прямая, а опосредованная множеством условий, прежде всего уровнем профессиональной управленческой подготовки, важной составной частью которой является и психологическая подготовка. Мыслительные способности тесно связаны со многими другими качествами личности, существенно важными для управленческой деятельности, в частности с волевыми качествами.

Наши рекомендации