Общая структурная схема для понимания аккультурации
(слева) нам необходимо понять ключевые особенности двух первоначальных культурных групп (А и В), которые предшествуют их главному контакту, природу их отношений при контакте и культурные изменения, которые являются результатом контакта в обеих группах, а также те этнокультурные группы, которые появляются в процессе аккультурации. Это требует проведения обширной этнографической работы на уровне общины.
Эти изменения могут быть незначительными или существенными, могут варьировать от тех, которые совершаются легко, до таких, которые становятся основными источниками разрушения культуры.
На индивидуальном уровне (справа) нам необходимо рассмотреть психологические изменения, которые претерпевают индивиды во всех группах, и их возможную адаптацию к новым ситуациям, что требует осуществления выборки и ис-
следования тех, кто непостоянно вовлечен в процесс аккультурации. Это может быть набор довольно легко выполнимых поведенческих изменений, например, в способах вести беседу, одеваться, есть, а также изменений культурной идентичности. В ином случае, они могут стать проблемными, приводя каккультураци-онному стрессу,например, к неуверенности, беспокойству, депрессии, даже к психическим заболеваниям; Аль-Исса и Тусиньян14. Адаптациябывает преимущественно внутренней или психологической (чувство благосостояния, чувство собственного достоинства) или социокультурной, связывающей индивида с другими людьми в новом обществе (компетентность поведения в повседневной межкультурной жизни); Сиэрл и Уорд15. Общие обзоры этого процесса и его спе-
14 См. Al-lssa & Tousignant, 1997.
15 См. Searle & Ward, 1990.
цифические особенности можно найти в литературе16.
Теоретически вполне возможно равное взаимовлияние культур, но на практике чаще всего одна культура стремится подавлять другую, что приводит к появлению доминирующих и недоминирующих групп. Для полной картины следует изучить это взаимное влияние. Однако в этой главе мы сосредоточимся на исследовании культуры, на которую оказывается более сильное влияние (на недоминирующей культуре). Хотя это и не значит, что изменения в доминирующей культуре неинтересны или незначительны: аккультурация часто вызывает рост населения, большее культурное разнообразие, установочную реакцию (предубеждение и дискриминацию) и развитие политических тенденций (например, в области муль-тикультурализма; см. MOST [1995]).
Одним из результатов контакта и влияния являются значительные преобразования многих аспектов недоминирующих групп, в результате чего их культурные особенности перестают быть идентичными тем, что были в исходной группе во время первого контакта, а со временем зачастую появляются и новые этнокультурные группы. Параллельным феноменом является то, что индивиды в этих группах претерпевают психологические изменения (в результате влияний, как со стороны своей собственной изменяющейся группы, так и доминирующей группы), и в ходе продолжительного контакта могут происходить дальнейшие психологические изменения.
Направление изменения, как следствие аккультурации весьма изменчиво и зависит от многих свойств доминирующих
16 См., например, Berry, 1990a, 1997a; Berry & Sam, 1997; Birman, 1994; Liebkind, 2000; Ward, 1996.
и недоминирующих групп. Для анализа изменений в обеих группах важно знать цель, продолжительность контакта и характер проводимой в стране политики. Культурные и психологические характеристики этих двух популяций также могут влиять на результат процесса аккультурации. Аккультурационные изменения на групповом уровне включают политические, экономические, демографические и культурные изменения, которые могут варьировать от относительно незначительных до существенных изменений в образе жизни обеих групп. В то время как эти изменения на популяцион-ном уровне готовят фундамент для индивидуального изменения, как мы ранее отмечали, весьма вероятно, что существуют индивидуальные различия в психологических характеристиках, которые личность привносит в процесс аккультурации. Отнюдь не каждый индивид будет участвовать в равной степени в этом процессе. Из этого следует, что нам необходимо сместить центр нашего внимания с общих характеристик феномена аккультурации на изменения, происходящие среди индивидов в группах, которые ей подвергаются.