Отв. ред. А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко. - М.: Изд-во "Институт психологии" РАН, 2004 - 2005. В 2-х тт.

Развитие новой науки или ее отрасли связано с определенными шагами институционализации. Сначала появляются статьи, затем монографии, в дальнейшем читаются курсы и составляются программы. Один из завершающих шагов - сборники проблемных трудов, ставящих конкретные вопросы, для решения которых и мобилизуется ее потенциал как доказательство того, что он "работает" в широком поле научной мысли, связанной с социальной практикой.

В указанном плане несомненный интерес вызывает фундаментальный двухтомник "Проблемы экономической психологии", содержащий обоснование ее междисциплинарного статуса как самостоятельной отрасли знания, ориентированной на взаимное обогащение "материнских" наук: психологической и экономической. Особо подчеркивается, что достижения экономической психологии востребуемы практикой хозяйствования и позволяют во многом объяснить, а нередко и корректировать закономерности экономического поведения человека. "В этом отношении наиболее полезными оказываются психологические данные о процессах индивидуального или группового принятия решений, мотивационной структуре человека, взаимосвязях и взаимных влияниях различных психологических компонентов: потребностей, мотивов, характера, способностей, направленности и т.д." (т. 1, с. 17).

Это очень важно, так как реальное экономическое поведение актора - в отличие от формальных схем активности "экономического человека" - носит зачастую непредсказуемый характер, потому что включает и экономическое творчество, т.е. создание непредвиденно нового, но с качеством повышающейся продуктивности, и некое подобие "экономического бессознательного", поскольку реальный человек не только рассчитывает и подсчитывает наличные ресурсы, но также ищет и обретает новые возможности.

Вышесказанное придает особое значение выдвигаемому в рассматриваемой работе положению о том, что экономическое сознание, формируясь в экономическом поведении, в свою очередь становится важнейшим его регулятором; особенно важен феномен отношения к экономическим объектам, включающий когнитивный, эмоциональный и мотивационный (побудительный) компоненты. Рацио, которое можно приравнять к первому компоненту, занимает здесь не последнее место, но не всеподчиняющее - как и разум в сознании. В связи с этим пренебрежение "экономическим бессознательным" столь же непродуктивно в современной науке об обществе, как игнорирование индивидуального бессознательного в науке о человеке.

Отсюда призыв А. Л. Журавлева к методологической осторожности, обусловленный стремлением избежать эклектизма в формировании теоретической платформы экономической психологии, с одной стороны, и чрезмерной ригидности ряда ее положений - с другой. Продуктивный путь здесь - выявление и проверка гипотез, расширение фронта эмпирических исследований и новых идей, соответствующих реалиям устоявшихся норм хозяйственной жизни в России (т. 1, с. 24).

Общетеоретические проблемы поднимает и В. Д. Попов, акцентируя внимание на трансформации отношений собственности на фоне устойчивой российской ментальности. Автор доказательно утверждает, что траектория движения от "доэкономического" к "экономическому" и "постэкономическому" человеку в условиях России непроста. И без ее учета многие процессы (например, приватизация) успеха не приносят. "Требованиям закона ментальной идентичности должна соответствовать и государственная политика, и государственная идеология, и общественный идеал, но с задачей осуществления социальной коррекции менталитета, характера, культуры народа (особенно его экономической культуры и культурно-исторической психологии) в направлении общецивилизационного и своего - российского - вектора экономического, социального и духовного возрождения" (т. 2, с. 120).

В. П. Позняков особо подчеркивает, что экономическая психология как научная дисциплина институционализируется в условиях рыночных преобразований, вследствие чего индивиды и группы выступают не пассивными объектами происходящих изменений, а активными субъектами. "Их активность проявляется в избирательных, осознаваемых психологических отношениях

стр. 123

к этим изменениям и в реальном экономическом поведении, связанном с выбором форм собственности и видов экономической деятельности, в направленности и уровне деловой активности" (т. 1, с. 55). Указанные изменения крайне неоднозначны и предельно динамичны: ломаются стереотипы (включая глубокие пласты ментальности) по самым различным векторам. Именно это ставит задачу интенсификации развития и теоретических, и эмпирических исследований, а также готовности давать практические рекомендации.

Рискнем завершить мысль трех упомянутых выше авторов следующим утверждением: экономическая психология в условиях становления рыночной экономики в России и связанных с ней новых форм хозяйствования становится одной из наиболее востребованных отраслей психологического знания.

Действительно, ширится география соответствующих исследований: не только Москва, Санкт-Петербург и Ярославль, но также Владимир, Иркутск, Казань, Калуга, Чебоксары, не только Россия, но и Белоруссия (однако не Украина). Множится тематика теоретических разработок, углубляется исследование динамизма изменений сознания и поведения основных экономических субъектов (личностей и групп).

В целом, справедливо замечает А. Б. Купрейченко, "возникшая преимущественно как научно-прикладная отрасль знания, отечественная экономическая психология переходит на новый этап развития - поиска наиболее общих закономерностей взаимодействия экономических, социальных и психологических факторов и их влияния на сознание и поведение личности и группы" (т. 1, с. 75).

Сравнение ее достижений с результатами зарубежных исследований (проведенное С. В. Сивухой), показывает, что по ряду параметров первые обладают приоритетом. Во многом это объясняется тем, что отечественные ученые работают, так сказать, в условиях "полевой хирургии". То есть многие новые механизмы экономического поведения создаются и отбраковываются жизнью буквально на глазах, что - как ни парадоксально - позволяет лучше понимать инвариантность такого поведения.

Анализируя психологию отношений собственности, старейшина отечественной экономической психологии А. И. Китов исходит из тезиса, что эта категория обладает статусом общенаучной: ей уделяется первостепенное внимание в экономике и правоведении, философии и социологии. А психология? - Увы, в словарях по данной дисциплине понятия "собственность" нет. А ведь ее авторитет отечественного правоведения Л. И. Петражицкий справедливо трактовал как психическое эмоционально-интеллектуальное явление (т. 1, с. 133).

Отношение к собственности не беспристрастно, а эмоционально окрашено. В восприятии собственника каждая вещь может характеризоваться способностью "привлекать" людей к себе, "заставлять" их присваивать именно себя, а не другую вещь. Выбор остается за человеком, но "сила притяжения" исходит от вещи, которая оценивается под углом зрения ее возможностей удовлетворять ту или иную потребность человека.

Столь же весомы суждения о собственности А. Д. Карнышева, который, исходя из анализа ее экономических функций, вводит гипотезу "шести П-ролей" субъекта хозяйственной жизни: "потребитель, производитель, предприниматель, продавец, покупатель, плательщик налогов" (1, с. 159 - 160). При этом именно собственность будет выступать "сердцевиной" всех взаимодействий участников экономических процессов. Автор не ограничивается теоретическими рассуждениями. Он дает практические рекомендации по созданию неких кодексов корпоративной и деловой этики (наподобие принятого осенью 2002 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей).

Конечно, любой кодекс может служить объектом критики, а то и насмешки. Но в континууме суждений от "собственность священна" до "собственность это кража" (П. Прудон) - в отечественных условиях сдвиг ощущается к первому (не воспринимая его как догму).

Более обобщенный характер носит исследование А. Б. Купрейченко о нравственно-психологической регуляции экономической активности. Особо важно в этом плане выявление и описание такого опосредующего звена регуляции, как самоэффективность личности, в основе которой лежит оптимальный уровень самооценки, самоуважения и доверия к себе (т. 2, с. 46). Именно ею задается и масштаб дистанции, определяющий гибкость отношений личности как экономического субъекта.

А. Л. Журавлев на богатых выборках проследил динамику ценностных ориентации работников госпредприятий, открытых акционерных обществ и частных предприятий в 90-е гг. XX в. Особо интересны результаты анализа такой составляющей их экономического сознания, каковой является представление личности о себе как экономическом субъекте. Важное место занимает в нем субъективно-экономический статус (СЭС), который определяется как "самооценка человеком своего материального благосостояния и своих экономических возможностей через отнесение себя к какой-либо имущественной (экономической) группе: богатым, людям среднего достатка, бедным и т.п." (т. 1, с. 188). Анализ СЭС показывает, что личность, намереваясь повысить его, обычно стремится к тому, чего ей явно не хватает. И значимость такого "барьера", как матери-

стр. 124

альная заинтересованность, переоценивается ею достаточно быстро, особенно при разной оценке роли собственника.

Влияние СЭС сказывается и на выборе работником предприятия с той или иной формой собственности, который обуславливается психологическим феноменом предпочтения тех или иных социально-экономических условий своей трудовой деятельности. Постоянная работа на предприятии с определенной формой собственности посредством типичных для нее социально-экономических условий, оказывает влияние на процесс формирования экономического сознания работников. Вследствие этого предпочтение работником условий для своего труда становится опосредствующим фактором между его экономическим сознанием и формой собственности выбираемого для постоянной работы предприятия.

В данной работе фактически раскрывается прогнозирующая составляющая экономического сознания, существенно меняющего при определенных условиях экономическое бытие.

Это подтверждается и статьями раздела "Психология предпринимательства" во втором томе труда. Особенно хотелось бы отметить сделанный вывод о постепенном уменьшении различий в психологических отношениях, с одной стороны, между региональными и московскими предпринимателями, а с другой - между предпринимателями-мужчинами и предпринимателями-женщинами.

О. С. Дейнека, анализируя символическую картину денег в обыденном сознании, считает ее неким "прожектором", освещающим многие психологические реалии общества на путях его перехода к рыночной экономике. Используя методики семантического дифференциала и ассоциативных тестов на разных и достаточно насыщенных выборках, автор тонко выявила факторную структуру, демонстрирующую картину символизации денег.

Автор обоснованно заключает, что деньги не только являются обязательным атрибутом жизни человека, но и одним из регуляторов его коммуникаций. "Они стали мощным источником формирования обыденного сознания и социального поведения и даже творцом своей культуры и политики" (т. 1, с. 238).

Как отмечено в общетеоретической работе этого же автора, посвященной месту ресурсного подхода в экономической психологии, собственность в широкой трактовке - это ресурс, а оптимальный баланс ее форм - эффективный способ использования данного ресурса. И деньги при этом являются значимым индикатором выявления продуктивности той или иной собственности, а также их взаимосвязи, что в частности обнаруживается на примере налогообложения. Видимо, жизнеспособность систем социальных государств (шведский социализм, китайский госкапитализм, социально-бюрократическое государство Германии, социальное государство США) обусловлена удачным балансом в политике взимания налогов характера социально-экономических систем и учета психологии населения.

Н. А. Журавлева изучала, как под влиянием макросоциальных изменений рыночного характера меняется и жизненный опыт личности, и ее ориентации на экономические ценности.

Было зафиксировано, что ориентации на различные ценности делят респондентов на два типа направленности: 1) с ориентацией на материальное благополучие; 2) с ориентацией на достижение высокого уровня материального благосостояния (богатства). "Первым типом направленности на экономические ценности чаще характеризуются респонденты старших возрастных групп, состоящие в браке и имеющие детей. Респонденты младших возрастных групп, не состоящие в браке, не имеющие детей, с низким уровнем образования чаще относятся ко второму типу направленности" (т. 1, с. 405).

Полученные результаты позволяют сделать заключение о большей пластичности психики индивидов молодых: для них "благополучие" - уже достигнутый (в экономическом сознании) уровень, куда желательнее следующий - богатство.

Во втором томе в статье этого же автора дано описание девяти социальных групп в российском обществе с учетом структуры их ориентации на экономические ценности. Трем из них присущ динамизм данных ориентации (военнослужащие, безработные и старшие школьники), двум - устойчивость (работники открытых АО и индивидуальных частных предприятий); четыре группы (работники госпредприятий, предприниматели, сотрудники закрытых АО, студенты) характеризуются умеренностью (т. 2, с. 426 - 429). Узнаваемость этих групп - важное подспорье для практических специалистов, использующих наработки экономических психологов, например, в подборе кадров.

С. А. Цветкову и Ж. А. Жилиной, опираясь на батарею методик (в основном для младших школьников) и массовые выборки (в основном жителей Владимирской области), удалось показать, что некоторые навыки инвестиционно-сберегающего поведения доступны уже дошкольникам. Показаны возможности игровой деятельности для закрепления таких навыков.

Изучение отечественными учеными процесса экономической социализации выявило, что чем моложе субъект экономической деятельности, тем легче для него усваивать рыночные "правила игры". Факты, полученные авторами, коррелируют с результатами анализа понимания экономи-

стр. 125

ческих явлений детьми, проведенного английским исследователем П. Уэбли. Дети - весомые субъекты экономической деятельности, утверждает он, создающие свой автономный мир. Ряд экспериментов показал, что "понимание детьми экономических ситуаций к возрасту 11 - 12 лет в общих чертах сопоставимо с пониманием взрослых" (т. 1, с. 170). В этом возрасте они нуждаются в большем опыте для осознания сложностей отдельных экономических институтов, в частности, банков, но экономические структуры отдельных ситуаций (особенно обмен) дети трактуют во многом "по-взрослому". Тогда у них и формируются основы экономического мышления.

Несомненный интерес представляет раздел, посвященный психологии рекламы. Его авторам удалось найти и обосновать оригинальные научные подходы в области, где, казалось бы, безоговорочно доминируют практики. Вывод ведущего специалиста в этой области А. Н. Лебедева о том, что "отношение российских потребителей к некоторым характеристикам рекламы чаще всего негативно" (т. 2, с. 291), отнюдь не тривиален. Авторы раздела Е. Ю. Байкова, О. В. Гордякова, А. Б. Купрейченко конкретизируют этот вывод, подтверждая его эмпирическими разработками в основном по особенностям восприятия рекламы и эффективности ее воздействия.

Завершается двухтомник разделом, содержащим статьи по экономическому самоопределению личности, и это во многом логично. Действительно, идентичность личности как экономического субъекта - это и начальный, и конечный пункт предпринимаемых социальных трансформаций в России. Личности продвигают новые формы производства и общения, осуществляют инновации, и детерминированность их экономико-психологического статуса, подчеркивает В. А. Хащенко, связана с представлениями о себе и своих возможностях. Это "предпосылка социального поведения личности, основа формирования ее личностной идентификации в контексте социально-экономической самопрезентации индивида как экономического субъекта" (т. 2, с. 533).

Экономическая идентификация оказывает влияние на все формы поведения, повышая уровень удовлетворенности российских предпринимателей (статья Е. Б. Филинковой), позволяя четче определить достигнутую ступень материального самообеспечения личности (статья Д. А. Китовой), определяя выбор профессиональной роли (статья белорусских психологов В. А. Поликарпова и В. Ю. Пекарской).

Практически все авторы двухтомника указывают на уникальность накопленного ими опыта в изучении трансформации экономического сознания.

Исследования таких экономико-психологических проблем, как социальные представления о богатстве и бедности, место экономических ценностей в структуре социальных представлений о благополучии, ценностные ориентации личности и социальных групп и др. представляют большой интерес именно для России, характеризующейся так называемой переходной экономикой и соответствующим состоянием сознания большей части населения.

Динамика социальных изменений убыстряющаяся и неостановимая, а сознание - индивидуальное, групповое и общественное - стремится от нее не отстать. Но надо помнить, что оно отягощено российским менталитетом, и эта тяжесть - не лишняя поклажа патриархальщины, примирения с неустройством и т.п., а весомость, значимая для самого существования социума.

В заключении двухтомника подводятся итоги поступательного движения экономической психологии на рубеже 2005 года. За почти 20-летний (начиная с выхода монографии А. И. Китова "Экономическая психология" в 1987 г.) период ее развития, во-первых, появились новые направления исследований (к примеру, психология занятости и соотносимая с ней психология безработицы); во-вторых, она активнее взаимодействует с другими отраслями психологического знания - уже не только с психологией управления и организационной психологией, но также с тендерной и исторической психологией; в-третьих, прошли апробацию программы исследования, обеспечившие высокую достоверность и практическую значимость получаемых результатов.

Все это свидетельство того, что пути повышения эффективности современной экономики не только отслеживаются экономической психологией, но результаты ее текущих и завершенных исследований непосредственно используются в социальной практике, способствуя, в первую очередь, росту человеческого потенциала России в сфере хозяйственной активности.

И. Е. Задорожнюк, Москва

стр. 126

ХРОНИКА

Автор:

На заседании Диссертационного совета Д 002.016.03 при Институте психологии РАН состоялась защита диссертации "Психофизиологические закономерности взаимодействия функциональных систем при реализации деятельности", представленной на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.02 - психофизиология (по психологическим наукам) Борисом Николаевичем Безденежных.

Одна из важнейших проблем психологии - выделение единиц деятельности и изучение закономерностей их взаимодействия - впервые обоснованно представлена как психофизиологическая проблема, имеющая экспериментальное решение. В качестве единиц выделены функциональные системы (по П. К. Анохину) - структурные элементы, реализующие поведение и деятельность. Взаимодействуя между собой, системы определяют внешнюю сторону деятельности в виде регистрируемых показателей и внутреннюю ее сторону, т.е. психический аспект, что позволяет подойти к решению проблемы описания психического на языке системной организации мозговых процессов.

Впервые сформулированы представления о том, как образуется непрерывный континуум поведения и деятельности. Представлена гипотеза совершенствования межсистемных взаимодействий, которая может оказать существенное влияние на исследование механизмов формирования памяти. Выявлен наиболее чувствительный к сторонним воздействиям, в том числе к алкоголю, этап в межсистемных отношениях. Разработанные концепции основаны на широком спектре достоверных эмпирических данных, для получения которых созданы и эффективно использованы новые методические процедуры.

В экспериментах на животных получены данные, подтверждающие факт существования внутрисистемного механизма - системного метаболизма, контролирующего устойчивость внутрисистемных связей и обеспечивающего возможность устанавливать связи с другими системами.

В рамках проведения исследований новое содержание приобретает широко известный компонент РЗОО в структуре событийно-связанного ЭЭГ потенциала. Доказано, что этот компонент отражает процесс афферентного синтеза.

На основе материалов, полученных в оригинальных экспериментальных моделях деятельности, представленных последовательностями точностных действий при печатании предложений и отчетных действий в задаче выбора, и используя новые данные о компоненте РЗОО, выявлен системный механизм совершенствования деятельности.

Впервые определена роль "новых" нейронов или нейронов резерва в механизмах совершенствования навыка выполнения деятельности, что является важным этапом в исследовании психофизиологических механизмов научения.

* * *

Факультет психологии Санкт-Петербургского университета 25 - 27 октября 2005 г. проводит традиционную научно-практическую конференцию "Ананьевские чтения", посвященную юбилею кафедры специальной психологии и памяти К. С. Лебединской. Тема конференции: развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России.

Основные направления ее работы: методологические и теоретические проблемы специальной психологии; клиника и психология нарушенного развития; психотерапия; эргономика и современные проблемы инвалидности; психодиагностика отклонений в развитии; современная семья "особого" ребенка; психология и интегрированное обучение; медицинская и специальная психология; проблема предметного содержания; нейропсихологические механизмы нарушений в психическом развитии; психопрофилактика отклонений в поведении детей и подростков; психологическая реабилитация; посттравматические синдромы у детей-жертв насилия; психологическая культура и специальное образование; проблема норма и патологии в науках о человеке; общая и дифференциальная психология; спортивная психология; психология менеджмента и управления персоналом.

Информацию о конференции можно получить по тел. (812) 328.94.02 и по e-mail: [email protected].

стр. 127

* * *

15 - 18 сентября 2005 года в Москве состоится Первая международная конференция "Творчество: взгляд с разных сторон", посвященная 85-летию со дня рождения выдающегося российского психолога Якова Александровича Пономарева. Конференция организуется Институтом психологии РАН при участии Евроталанта, Европейского комитета по образованию одаренных и талантливых детей и подростков при Совете Европы. В конференции примут участие крупные отечественные и зарубежные специалисты по проблемам творчества, интеллекта, одаренности, психодиагностики. Рабочие языки конференции - русский и английский.

Основные темы:

закономерности процесса творчества; оценка творческих способностей; развитие творческого потенциала; творчество в искусстве; научное творчество; психофизиологическая база творчества; творчество в образовании; творческая одаренность; творчество изобретателей; методологические принципы анализа творчества.

Регистрация участников Конференции начинается 15 сентября 2005 года в 10.00 в здании Института психологии РАН. Первое пленарное заседание Конференции состоится в здании Института психологии РАН 15 сентября в 14.00. Дальнейшая работа Конференции и проживание участников - пансионате "Звенигородский" РАН.

Для Конференции необходимо направить по электронному адресу [email protected] заявку на участие и тезисы. Заявка должна включать: фамилию, имя, отчество; место работы, должность, ученую степень; название и возможную форму доклада (устное выступление или постер); электронный адрес.

Тезисы подаются в электронной форме, в формате MS Word. Объем - до 1000 слов. Шрифт, межстрочный интервал - произвольный.

Регистрационный взнос для российских участников составляет 700 руб. Взнос за участие в двух банкетах (вечером 15 сентября при открытии Конференции и днем 18 сентября при закрытии) - по 300 руб.

* * *

Институт психологии РАН 19 - 20 сентября 2005 г. проводит научную конференцию, посвященную памяти В. Н. Дружинина "Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований".

Программа конференции:

Пленарное заседание. Методологические проблемы психологии способностей (рук. Л. В. Карпов, В. Д. Шадриков)

Секция 1. Психодиагностика способностей: современные подходы (рук. И. О. Александров, А. Г. Шмелев)

Секция 2. Интеллект и креативность, компетентность и одаренность: их роль в регуляции жизнедеятельности человека (рук. Ю. Д. Бабаева, А. Н. Воронин)

Секция 3. Развитие способностей на разных этапах онтогенеза: влияние общества, семьи, образования, индивидуальных особенностей (рук: С. Д. Бирюков, В. И. Панов)

Секция 4. Способность в профессиональной деятельности (рук. Д. Н. Завалишина, Ю. К. Корнилов)

КРУГЛЫЙ СТОЛ. Тема "Факторы развития способностей человека: поиск новых парадигм" (рук. М. А. Холодная)

Председатель организационного комитета - доктор психол. наук, член-корр. РАО А. Л. Журавлев.

Телефоны для справок: (095) 882 - 71 - 78, 682 - 74 - 50.

стр. 128

Наши рекомендации