Порядок сопряжения электродвигателей и исполнительных механизмов с помощью полумуфт возможные ошибки и методы их устранения
Центровка валов электродвигателей и соединенных с ним рабочих машин непосредственно влияет на техническое состояние как электродвигателей, так и самих машин. Параллельное смещение осей валов электродвигателей и рабочих машин вызывает деформацию упругих элементов соединительных муфт, пульсацию передаваемых моментов, а также радиальные усилия, передаваемые на подшипники. Угловое смещение осей валов вызывает значительно меньшие пульсации скорости валов, чем их параллельное смещение. Как и параллельное, угловое смещение наиболее опасно при жестком соединении валов. Неправильная центровка валов электродвигателей и рабочих машин в некоторых случаях приводит к возникновению пульсаций токов и моментов.
Центровка электродвигателя относительно вала вращаемой им машины является одной из наиболее ответственных и трудоемких операций при монтаже.
Чтобы обеспечить нормальную работу центрируемых валов и правильное распределение нагрузок между подшипниками при непосредственном соединении электродвигателя с рабочей машиной (при помощи муфты), валы соединяемых машин должны быть установлены в такое положение, при котором торцевые поверхности полумуфт в горизонтальной и вертикальной плоскостях будут параллельны, а оси валов будут располагаться на одной линии. Практически бывает трудно добиться строгой параллельности плоскостей полумуфт, поэтому валы приходиться соединять при некоторой несоосности их. Величина нессюсности зависит от типа применяемых полумуфт. При правильном (соосном) соединении электродвигателя и механизма они работают спокойно, без вибрации.
Путем перемещения двигателя на небольшие расстояния в горизонтальной и вертикальной плоскостях добиваются такого взаимного положения валов двигателя и рабочей машины, при котором величины зазоров между полумуфтами будут равны. Центровка производится в два приема: предварительная и окончательная. При предварительной центровке стальную линейку или стальной угольник прикладывают к образующим обеих полумуфт и проверяют, есть ли зазор между ребром линейки и полумуфтами. Такую проверку выполняют в четырех местах: вверху, внизу и в двух боковых направлениях.
Если зазор есть, то под лапы электродвигателя подкладывают прокладки толщиной 0,5—0,8 мм. При этом число тонких прокладок не должно превышать 3—4 штук, так как при большем числе прокладок может нарушиться центровка.
Если по условиям центровки прокладок оказывается больше, то их необходимо заменить общей прокладкой большей толщины.
Окончательную центровку проводят при помощи одной пары центровочных скоб. Наружная скоба 1 закрепляется на полумуфте 2 рабочей машины, а внутренняя скоба 3 — на полумуфте электродвигателя 4.
Скобы крепятся на полумуфтах при помощи хомутов 5 и болтов 6. В процессе центровки измеряют радиальные а и осевые b зазоры при помощи щупов, индикаторов или микрометров. При этом индикатор или микрометрическую головку устанавливают на место болтов 7 и 8.
Центровочные скобы устанавливают друг против друга при совпадении маркировочных пометок (рисок) на полумуфтах, поставленных во время спаренной обработки полумуфт на станке или нанесенных перед рассоединением их в начале ремонта. Пометки лучше всего ставить зубилом.
Посредством винтов устанавливают зазоры по окружности и торцу в пределах 1—2 мм, проверяя отсутствие задевания скоб друг за друга при одновременном проворачивании обеих валов на 360° в направлении вращения электродвигателя.
Рисунок 1.
Скобы для центровки электродвигателя с механизмом:
1 — скоба;
2 — палец;
3 — прижимной или стопорный болт;
4 — болт для замера зазора;
5 — рекомендуемая форма записи значений зазоров.
Для измерения зазоров по окружности и торцу оба вала одновременно поворачивают от исходного верхнего положения на 90, 180 и 270°. При каждом из этих положений пластинки щупа должны входить с легким усилием, одинаковым во всех замерах.
При помощи щупа измеряют радиальный зазор а между болтом скобы и полумуфтой и аксиальный зазор b между торцами полумуфт.
Затем поворачивают оба ротора относительно первоначального положения на 90, 180 и 270° и в каждом из этих положений замеряют зазоры а и b. Значения радиальных зазоров записывают вне окружности, аксиальных — внутри окружности.
Точность центровки определяется сравнением зазоров замеренных в противоположных точках полумуфт. Разность значений этих зазоров (a, - a3; a2 - a4 - b1 - b3, b2 - b4) должна быть не более указанной в таблице 1.
Таблица 1 - Допустимая разность зазоров
Вид муфты | Допустимая разница в значениях зазоров, мм, при частоте вращения, об/мин | ||
00 30 | 0015 | 075 | |
Жесткая | 0,02-0,04 | 0,03-0, 07 | - |
Полужесткая или с полужесткими пальцами | 0,03 - 0,06 | 0,06 - 0,10 | 0,10 - 0,15 |
Пружинная | 0,05 - 0,08 | 0,08 - 0,12 | - |
Зубчатая | 0,06 -0,10 | 0,10 - 0,14 | - |
Примечание. Меньшая разница в значениях зазоров относится к аксиальным зазорам, а большая — к радиальным.
Расцентровка в горизонтальной плоскости (большая разница в зазорах а2 и а4; b2 и b4) устраняется перемещением по горизонтали корпуса электродвигателя.
Расцентровка в вертикальной плоскости (большая разница в зазорах а, - а3; b, - b3) устраняется путем изменения толщины подкладок под лапами электродвигателя.
В заключение еще раз проверьте точность центровки, сравнивая разность значений зазоров (a, - а3; а2- а4\ b,- b3\ b2- b4).