Влияние внутренней и внешней локализации причин на формирование
Беспомощности
Большое значение имеет также то, какой характер носит локализация причин внутренний или внешний. Рассмотрим возможные здесь варианты.
1. Субъект может считать причиной своих неудач неблагоприятные внешние обстоятельства. В таком случае также развивается беспомощность. Если ситуация неудачи является значимой для субъекта, то это чувство может быть достаточно острым, но оно не распространяется на другие ситуации. Когда причина неудач связывается индивидом с независящими от него обстоятельствами, отказ от активности должен касаться преимущественно этой конкретной ситуации и не обязательно распространяться на все другое. Более того, отказ от активности в данном конкретном задании сопровождается смещением интересов в другие сферы деятельности, где успех возможен. Если никто не в состоянии справиться с этим заданием (а не только я), то неудача не может подорвать мою веру в себя. Однако даже при внешней атрибуции возможно возникновение если и не негативной самооценки, то эмоционального дефицита, проявляющегося в депрессивном эмоциональном состоянии, например когда субъект вынужден отказаться от весьма желательного результата действия или же ему приходится учитывать абсолютно нежелательный результат (см. пример с преподавателем, меняющим критерии оценки).
Неудачу в деятельности человек может считать следствием негативного и несправедливого отношения к себе руководства, людей и структур, наделенных властью. Такое отношение будет снижать мотивацию к деятельности, но в меньшей степени, чем внутренние стабильные причинные схемы (отсутствие способностей, отсутствие интереса и др.). При таких условиях человек будет стремиться избегать контакта с такими людьми и структурами, которые препятствуют достижению его целей, несправедливо относятся к субъекту деятельности. Апелляция на несправедливое, негативное отношение к себе может быть механизмом психологической защиты и приводит к самооправданию собственных неудач.
Ссылка на несправедливое, негативное отношение окружающих дает возможность легче пережить неудачу, в меньшей степени формирует чувство личной беспомощности. В аргументах, направленных на то, чтобы самооправдаться, ссылаясь на необъективность, чрезвычайную требовательность руководителя или учителя, на случай и отсутствие везения, заключено не только стремление снять с себя ответственность, но и попытка защититься от установок, которые способны превратить беспомощность в стабильное состояние. Приписывание причин поражения (неудачи) неблагоприятным обстоятельствам, которые могут измениться, или предубежденному отношению другого человека (руководителя, учителя и т.п.) содействует сохранению веры в свои возможности.
Но поощрять такой способ психологической защиты также не следует, поскольку апелляция к внешним факторам поражения (неудачи) не содействует самоанализу и работе над собой.
2. Наоборот, если человек считает самого себя виноватым в своих неудачах, беспомощность и отказ от поиска имеет тенденцию к генерализации (переносится на другие ситуации). Такая позиция приводит к снижению самооценки и тем самым подрывает готовность к активному поиску, который всегда связан с определенным риском неудачи и требует уверенности в своих силах.
Итак, как мы видели, в зависимости от отнесения ожидания к внутренним или внешним причинам, к мотивационному и когнитивному дефицитам добавляется (или не добавляется) еще один — снижение самооценки. К внутренней атрибуции могут предрасполагать субъекта определенные особенности личности, скажем, наряду с тем или иным локусом контроля «повышенная чувствительность к себе» (private self-consciousness [A.Feningstein, M.F.Schreier, A.H.Buss, 1975; D.M.Buss, M.F.Schreier 1976]).
Приписывая причины неудач внутренним факторам, человек считает, что только он сам (его способности, отношение и т.п.) является причиной успехов и неудач. Наиболее тяжелые последствия связаны с приписыванием причин неудач своим личностным качествам, которые воспринимаются как стабильные (неизменные) и универсальные. Такие установки приводят к отказу от поисковой активности при первых же неудачах, снижая уровень мотивации.
Вспомним героя А.Чехова, который сам себя называл «двадцать два несчастья» и был готов к поражению и неудаче еще до того, как брался за дело. Создается впечатление, что человек сам себя программирует на неудачу, ожидая поражения. Известно, что такое отношение приводит к появлению чувства беспомощности, которое влечет за собой пассивность, снижает мотивацию к деятельности.
Человек, которого преследуют неудачи (неуспевающий школьник, спортсмен-неудачник и др.) может считать, что причина его неудач — отсутствие способностей. В этом случае беспомощность субъекта обусловлена внутренней причиной, стабильной и глобальной, поскольку отсутствие способности может определять не только отставание и низкие достижения по всем параметрам (например, по всем учебным предметам в школе), но и неудачи в будущем.
В процессе обобщения и возникновения самооценочных последствий ключевую роль играет воспринимаемая сложность задания. Если задание будет воспринято как исключительно сложное, то перенос беспомощности на задания другого рода и ее устойчивость будет, скорее всего, незначительным, ибо ответственность за провал возлагается на специфику задания, его исключительность. Последствия самооценочного характера также должны быть незначительны, поскольку речь идет лишь о частном, особом случае. В связи с этим последующего опыта успеха может оказаться достаточно для снятия беспомощности. Если же, напротив, задание воспринимается как относительно простое, то причина неудачи приписывается самому субъекту, его неспособности. Внутренняя локализация такого рода одновременно предполагает глобальность атрибуции, что усиливает тенденцию к обобщению беспомощности и самооценочные последствия такого обобщения. В этом случае последующий опыт успеха менее подходит для снятия беспомощности, ибо на фоне глобальной внутренней атрибуции неудачи отдельные успехи выглядят как исключение и приписываются каким-либо специфичным и случайным причинам [L.Y.Abramson et al., 1978; I.W. Miller, III, W.H.Norman, 1979]. На ключевую роль атрибуции этого типа указывают также данные клинического исследования Дуека [С.S.Dweck, 1975], использовавшего для воздействия на школьников с явными признаками хронической беспомощности две специальные методики, которые дали положительный терапевтический эффект (вклад каждой из методик отдельно не проверялся). Первая из них состояла в тренировке способности к альтернативной атрибуции — приписывать неудачи не неспособности, а недостаточным усилиям. Иначе говоря, она заключалась в своеобразной «атрибутивной терапии» [сравни: S.Valins, R.E.Nisbett, 1971]. Вторая методика сводилась к работе при «сопряженной» обратной связи об успехе и неудаче.
Исходя из приведенных выше соображений, следует сделать вывод, что к научению беспомощности приводит сильное и одновременно глобальное ожидание неудачи, связанное с атрибуцией относительно отсутствия способностей. Такое ожидание неудачи сказывается на мотивации субъекта: у человека снижается желание действовать, ибо его усилия теряют для него всякий смысл. Если его тем не менее вынуждали работать над очередным заданием, то вслед за мотивационным дефицитом (недостаточность усилий) возникает когнитивный. Перенос мотивационного (и связанного с ним когнитивного) дефицита на другие задания оказывается особенно широким, когда это очередное задание также не кажется чересчур трудным. Ведь в этом случае неудача будет усиливать не только атрибуцию относительно отсутствия способностей, но и ее самооценочные последствия. Если же очередное задание покажется субъекту чрезвычайно трудным, то ответственность за возможную неудачу будет возлагаться не столько на свою неспособность, сколько на крайнюю сложность задания, и неудача уже не будет сказываться на самооценке. Вот почему обобщение беспомощности и появление связанных с ним мотивационного, когнитивного и эмоционального дефицитов должны, скорее, наблюдаться при работе с заданиями средней, а не высокой субъективной степени сложности.
Проверка Франкелом и Снайдером [A. Frankel, M.L.Snyder, 19781 этих гипотез подтвердила их справедливость. Данные Франкела и Снайдера фактически свидетельствуют о решающей связи мотивационных и эмоциональных аспектов феномена беспомощности: недостаток прилагаемых усилий (мотивационный аспект) ведет к уклонению от нежелательных самооценочных последствий неудачи (эмоциональный аспект).
Когнитивные явления самооценочного характера, к которым следует отнести и атрибуцию неудачи относительно своей неспособности, вполне могут серьезно нарушать процесс решения поставленной задачи. Причем совсем не обязательно, чтобы при этом происходило снижение уровня мотивации, напротив, именно сверхмотивация может вести к нарушению способности решить задачу.
Это предположение получило подтверждение в уже рассмотренном нами ранее исследовании Дайнера и Дуека [С.I.Diener, С.S.Dweck, 1978], в котором пятиклассники, подразделенные на группы «беспомощных» и «ориентированных на достижение», после непродолжительной стадии упражнения сталкивались с длительной неудачей в выполнении задания на различение понятий. И если ориентированные на достижение дети реагировали на неудачу не атрибуцией, а главным образом размышлением о том, как рациональнее организовать процесс решения задачи, то их «беспомощные» товарищи изнуряли себя, объясняя неудачи своей бездарностью, одновременно пытаясь защититься от негативных аффектов и теряя время на безотносительные к заданию фантазии.
Тяготение к этим противоположным состояниям можно обозначить как ориентацию на дей-ствие и ориентацию на положение. Еще более примечательным в контексте нашего анализа явля-ется качественное изменение стратегии выдвижения гипотез. Если большинство ориентированных на достижение детей продолжают придерживаться целесообразных стратегий выдвижения гипотез или даже переходят к еще более эффективным стратегиям, то почти все «беспомощные» дети отказываются от таких стратегий в пользу более примитивных и неэффективных гипотез.
Недостаток прилежания — еще одна из возможных внутренних причин (реально действующая или приписанная субъектом). Человек, объясняя причину неудачи недостатком прилежания (недостаточностью усилий), может рассуждать следующим образом: «Я потерпел неудачу, потому что мало работал; я не достиг успеха потому, что не приложил соответствующих усилий». Приписывая причины неудач отсутствию прилежания, человек настраивает себя на то, что при условии достаточных усилий с его стороны он способен достичь успеха.
Такой внутренний фактор, как отсутствие интереса к деятельности (например, к учебному предмету), определяет локальную, но постоянную (и безвыходную, если с ней не работать) беспомощность в деятельности.