Влияние факторов внешней и внутренней среды на организационную культуру

Для того чтобы осуществить процесс формирования и развития организационной культуры, необходимо провести анализ тех факто­ров, которые оказывают на нее существенное влияние.

Любые усилия, связанные с изменением, совершенствованием культуры, могут быть нивелированы за счет негативного воздей­ствия какого-либо фактора. Отсутствие учета влияния различных внешних и внутренних процессов, явлений и т.д. на организацион­ную культуру может привести к потере затраченных денежных средств, времени, людских ресурсов. Поэтому так важно знать ос­новные факторы, влияющие на культуру фирмы, а также направле­ние их воздействия.

Анализ факторов внешней и внутренней среды является одним из пер­вых этапов процесса формирования и развития организационной культу­ры и осуществляется в следующей последовательности:

1. Выделяются наиболее существенные факторы, которые влияют на организационную культуру. Их перечень будет определяться сфе­рой деятельности фирмы, ситуацией на рынке, ее конкурентным положением, размером и др.

2.Определяется вес (ранг) каждого фактора, Вес или ранг факто­ров можно определить экспертным путем, например через опрос руководителей, работников организации.

3.Проводится анализ зависимости организационной культуры от каждого фактора (направление воздействия фактора, характер влияния, специфика фактора, возможность его изменения или устране­ния, степень зависимости и т.п.).

Анализ факторов внешней среды. Среди основных факторов внеш­ней среды, оказывающих влияние на организационную культуру, выделяются:

• национальная культура и менталитет;

• деловые партнеры (поставщики, потребители, финансовые ин­ституты и др.);

• конкуренты;

• акционеры и собственники;

• инвесторы;

• законодательные акты (федеральные, муниципальные, между­народные);

• международная ситуация (политическая, экономическая, со­циальная);

• внутренняя политическая, экономическая ситуация, социаль­ная ситуация;

• научно-технический прогресс.

Рассмотрим более подробно, как те или иные факторы внешней среды влияют на организационную культуру.

Влияние национальной культуры и менталитета на организационную культуру особенно остро проявляется при работе организации в различных странах (глобально ориентированных организаций

В различных странах с разными национальными культурами сло­жились определенные модели управления организациями. Традици­онно выделяют американский и японский стиль управления. Одна­ко идеология управления российскими организациями трже имеет собственные характерные черты.

Во многом на организационную культуру оказывает влияние до­минирующая в данном географическом регионе религия и отноше­ние к ней индивида (наибольшее влияние в мусульманских и других восточных культурах).

Деловые партнеры по-разному влияют на организационную куль­туру.

Особенности и специфика ведения бизнеса в современных усло­виях формируют новую культуру взаимоотношений с поставщиками сырья, материалов, оборудования, комплектующих, основанную на доверии, положительной репутации. Это связано с необходимостью точных и своевременных поставок в нужных для бесперебойного производства объемах.

Влияние поставщиков трудовых ресурсов на организационную куль­туру проявляется в том, насколько она может быть воспринята персо­налом. Если на рынке труда преобладают низкоквалифицированные кадры, то в условиях дефицита работников высокой квалификации и образования будет сложно ориентировать персонал на проведение исследований, разработок, генерирование идей, творческий подход. Еще одно направление влияния данного фактора лежит в области тех социальных гарантий, которые может предоставить организация, в условиях труда, культуры организации трудового процесса Люди будут стремиться работать в той фирме, в которой организационная культу­ра ориентирована на заботу о своих работниках.

Влияние инвесторов на организационную культуру заключается в том, что денежные средства будут вкладываться в организацию, ко­торая не замешана в скандалах, у которой положительная репутация, к которой существует доверие. При формировании организационной культуры следует это учитывать, чем будет создан благоприятный инвестиционный климат в организации.

Законодательные акты прямо или косвенно регламентируют определенные положения организационной культуры. Например, в области требований к организации труда, обеспечению питания и мест отдыха, требований к внешнему виду, возможных санкций и поощрений и др. Положения организационной культуры должны быть законными.

Международная политическая, экономическая, социальная ситуа­ции оказывают влияние на организационную культуру путем форми­рования общих направлений и тенденций развития организаций (например, глобализация, информационная экономика), а также путем установления общечеловеческих ценностей.

Внутренняя политическая, экономическая, социальная ситуацииопределяют уровень жизни населения, специфику условий функцио­нирования организаций в данной стране; в рамках государственного управления даются основные идеологические установки, сказываю­щиеся и на экономической политике. Все это влияет на Организаци­онную культуру путем формирования ценностных ориентации, определенной степени социальной защищенности работников, уровня социальной ответственности организации перед обществом.

Изменившийся характер научно-технического прогресса — от тех­нической направленности к генной инженерии, биотехнологиям, информационным технологиям и телекоммуникациям — вынужда­ет организации так же смещать акцент в своей производственно-хозяйственной деятельности. О низком уровне организационной культуры сегодня свидетельствует не только использование в произ­водственном процессе физически и морально устаревшего оборудо­вания, но и морально устаревших методов организации производ­ства, управления персоналом, организации управления предприяти­ем (линейно-функциональные жесткие структуры управления, ограниченные обязанности отдела кадров и т.п.).

Анализ факторов внутренней среды.Среди основных факторов внутренней среды, оказывающих влияние на организационную куль­туру, можно выделить следующие:

• личность создателя (основателя) организации;

• временной период существования организации на рынке (ста­дия жизненного цикла);

• размер организации;

• сфера деятельности организации;

• уровень образования и квалификации работников;

• располагаемые ресурсы;

• технология.

Влияние личности создателя (основателя) организациина органи­зационную культуру проявляется в том, что его основные убеждения, мировоззрение, идеалы передаются его сотрудникам и всей органи­зации и впоследствии будут транслироваться через поколения рабо­тающих. Так, Э. Шейн считает, что основатель организации «навя­зывает» ей свои представления о целях, средствах их достижения, ценностях, обусловленных его личностью, собственной культурой.

Взаимосвязь организационной культуры и жизненного цикла органи­зации. Любая организация может быть охарактеризована определен­ной продолжительностью своего существования на рынке — стадией жизненного цикла. Переход организации от одной стадии жизнен­ного цикла к другой сопровождается неизбежным изменением ее культуры.

Организационная культура в процессе смены стадий жизненного цикла организации изменяется в сторону усиления индивидуализма работников иуменьшения ориентированности на инновации.

Организационная культура в своем развитии также проходит определенные стадии: детства, роста, зрелости и старости. Эти ста­дии жизненного цикла организационной культуры совпадают со стадиями жизненного цикла организации, так как организационная культура формируется и развивается только в процессе существова­ния и функционирования фирмы.

На разных стадиях развития организации возникают разные возможности и механизмы для изменения организационной куль­туры.

В зависимости от стадии жизненного цикла организации ее куль­тура изменяется от гибкой, неформальной к коллективной, семейс­твенной, а затем — к формальным отношениям, ужесточению конт­роля; на следующем этапе происходит смещение центра внимания с контроля собственных процессов на потребителя, рынок.

Размер организации также влияет на организационную культуру. Для крупных предприятий важное место занимает вопрос объединения персонала, иерархии управле­ния, культурной адаптации новых работников и т.д.

Влияние сферы деятельности на организационную культуру. Орга­низации, занятые в различных сферах деятельности, будут обладать различными культурами как по основополагающим целям, так и по ценностям, культуре организации трудового процесса, коммуника­циям и т.д.

Для сферы услуг (торговля, транспорт, консалтинг), а также для топливно-энергетического комплекса характерен акцент на ичном авторитете и доверии, высоком уровне, узкоспециализированном профессионализме. Промышленность и финансовая сфера требуют, кроме этого, умения работать в команде, делегировать полномочия, ответственность. В сфере отдыха и туризма преобладают требования универсализма и возможности сотрудников работать в различных областях. Для связи и строительства личный авторитет и доверие незначительны.

Влияние уровня образования и квалификации работников на органи­зационную культуру проявляется в том, какие ценности могут вос­принять работники, насколько возможно проявление творческого подхода и инициативности с их стороны, какие и в каком количестве необходимы мероприятия для обучения, ротации, повышения ква­лификации работников и т.д.

Если персонал не понимает создаваемой руководством организа­ционной культуры, не принимает ее, то она остается только декларируемой, а истинная, реально существующая культура будет совсем иной.

Среди всей совокупности факторов можно выделить шесть ос­новных, оказывающих наибольшее влияние на организационную культуру: национальная культура и менталитет, личность создателя организации, временной период существования фирмы на рынке, размер организации, сфера деятельности и уровень образования и квалификации работников.

Результаты, полученные в ходе анализа факторов внешней и внут­ренней среды, могут быть использованы руководителями организа­ций в процессе формирования организационной культуры с целью нивелирования негативного влияния, усиления положительного воз­действия факторов, что позволит создать культуру, наиболее соответ­ствующую внутренней среде и внешним условиям.

Наши рекомендации