Глава 2 Традиционные методы. ции всего изделия. Этим, пожалуй, и объясняется тот факт, что конструктор -едва ли не единственный специалист современной промышленности



ции всего изделия. Этим, пожалуй, и объясняется тот факт, что конструктор -едва ли не единственный специалист современной промышленности, остаю­щийся "целостником", а не "частични-ком"; он защищает свое творение как единое целое, которое нужно либо принять без изменений, либо же все до основания переделать. Он слишком хорошо знает, сколько труда ему приш­лось вложить в многократные циклы из­менений, прежде чем было достигнуто тонкое равновесие, закрепленное в окон­чательном варианте его проекта.

Эта необходимость все время цикл за циклом двигаться по кругу заставляет проектировщика в поисках новых реше­ний работать не более чем над одним проектом одновременно вместо того, чтобы сопоставлять между собой нес­колько альтернативных проектов. Тра­диционный метод заключается в том, что на большом листе бумаги или на ко­пиях с исходного эскиза или схемы вычерчиваются последовательные вариан­ты решений. Отправной точкой для проектировщика служит единая кон­струкция, которая в довольно точном виде предстает перед его мысленным взором. Основным критерием для оцен­ки различных вариантов конструкции служит геометрическая увязка деталей, которую можно определить по черте­жу. Таким образом, процесс конструи­рования чертежным способом можно рассматривать как ускоренный вариант эволюции кустарного промысла, позво­ляющий за один раз изменять не одну, а целую совокупность деталей.

Соответствие разрабатываемого из­делия условиям его изготовления и использования - это уже другой вопрос, и здесь проектировщик чувствует себя менее уверенно, чем ремесленник. Чтобы решить, какая конструкция окажется работоспособной, а какая нет, что можно изготовить,- а что нельзя, конструктору приходится полагаться в основном на свою память и воображение. Для прео­доления этой трудности введена ста­жировка конструкторов, во время кото­рой они учатся распознавать нетехноло­гичные, дорогостоящие и неприемлемые для потребителя варианты решений. При этом "обучение" молодого конструктора обнаружению недостатков в своей рабо-

те проводится не на реальном рынке сбыта и не в реальном производствен­ном процессе, а на основании оценок его руководителя — главного или веду­щего конструктора. В производство передаются лишь чертежи, одобренные главным конструктором; значительно больше проектов бракуется в конструк­торском бюро. Постепенно хороший кон­структор-стажер выучивается предлагать своему руководителю только такие чер­тежи, которые тот, исходя из своего более богатого опыта, вероятнее всего, одобрит. К сожалению, ни у главного конструктора, ни у его помощников нет точного языка для описания будущих ситуаций, в соответствии с которыми они мысленно оценивают приемлемость предлагаемого проекта, — - чертеж об­ладает тем существенным недостатком. что на нем невозможно отразить требо­вания потребителей и трудности произ­водства.

В какой-то мере эту проблему удает­ся разрешить путем изготовления моде­лей и опытных образцов для оценки и испытаний, а также путем расчетов для определения эксплуатационных характе­ристик важнейших деталей и узлов. Эти опытные образцы и расчеты равносильны шаблонам и критическим размерам, с помощью которых ремесленник закреп­ляет некоторые точки в сложившейся в его воображении сети подлежащих вы­полнению требований.

Важно отметить следующее: над чер­тежом одновременно может работать только один человек, и все ситуации, ко­торым должна удовлетворять конструк­ция, приходится держать в одной голове. Из-за этого на ранних стадиях проек­тирования чертежным способом рабоп ведет всего один человек, чаще всего главный (ведущий) конструктор или руководитель группы. Только после то­го, как ведущему конструктору удалось сформулировать критические подпроб-лемы данной задачи и найти удовлетво­рительные решения этих подпроблем (обычно это происходит на той стадии проектирования, которая осуществляет­ся "на обороте старого конверта") можно распределить работу между нес­колькими исполнителями. Рассматривае­мые здесь новые методы были разрабо таны в первую очередь как раз для прео


Наши рекомендации