А) продовольственный товары
Б) непродовольственный товары
Простые товары – классифицируются не более чем по 3м признакам – соль, овощи, хозяйственное мыло
Сложный ассортимент – классифицируются более чем по 3м признакам – обувь, одежда и пр.
Укрупненный ассортимент – определяется соотношением отдельных групп изделий
Развернутый ассортимент – определяется представленными разновидностями товаров
Комбинированный ассортимент – набор нескольких групп товаров разного назначения , которые связаны общностью спроса (мужская одежда это брюки, галстуки, рубашки и пр.)
Смешанный ассортимент – это совокупность непродовольственных и продовольственных товаров
Товарный ассортимент: 3 составляющие:
1) Базовый ассортимент – 50% прибыли и более приходит от этих товаров
2) Привлекающие товары – выделяет магазин, среди конкурентов
3) Дополняющие товары – дополняются с основным товарам (батарейки к игрушкам, соусы)
Группы товаров:
1) Основная группа – товары приносят основную прибыль компании
2) Поддерживающая группа – товары, которые поддерживают доходы от продаж
3) Уходящая – без прибыли
Стратегически группы – в будущем будут составлять основную прибыль
Тактические группы признаны стимулировать продажи от основной группы
Термины
Класс товара – большие объединения товаров, которые удовлетворяют обобщенные потребности (продовольственные, медицинские, непродовольственные)
Группа товаров – объединяет товары сходные либо по своим размерам, либо по особенностям хранения либо по особенностям изготовления из одного материала (молочная, мясная)
Категория(вид) товара – объединяет товары со сходным назначением и потребительскими характеристиками. (торт, пирожное)
Товарная позиция – объединяет товары, которые имеют сходные потребительские характеристики, но отличаются друг от друга некоторыми деталями.(аромат с лимоном, с яблоком или отличие по брендам)
Наименование товара – включает все существенные для продажи характеристики товара.
Артикул товара – цифровой код товара в системе учета магазина, присваивается каждому товару индивидуально.
Характеристики ассортимента товара
Структура ассортимента – это процентное соотношение, определенных совокупностей и изделий к их общему количеству
Широта ассортимента : КШ = Гф / Гн
КШ – коэффициент широты
Гф – фактическое количество групп товара
Гт - теоритическое количество групп товара
Полнота ассортимента: Кп = Вф / Вн
Вф – фактическое количество видов товаров
Вн – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем
Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товара по каждому наименованию: Кг = Рф / Рн
Рф - Фактическое количество разновидностей товара
Рн - Количество разновидностей товара, предусмотренное ассортиментом перечня
Устойчивость ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида в продаже: Ку = 1 – (Р’ф1 + Р‘ф2 + … + Р‘фn/Рн *n )
Р’ф1 - Фактическое количество разновидностей товара в первом периоде
Р’ф2 - Фактическое количество разновидностей товара во втором периоде
Оптимальный коэффициент устойчивости для универмагов – 0.8 , для специализированных магазинов – 0.75
Новизна ассортиментов – появление новых разновидностей товара за определенный период времени: Кн= Ро / Рф
Ро – количество новых разновидностей товара
Рф – среднее количество разновидности
Гармоничность ассортимента показывает, насколько продажи одного товара влекут за собой продажи второго товара
Формирование ассортимента – это деятельность по подбору групп товаров, видов товаров категорий и так далее.
Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления, формирования ассортимента, определяемые руководством организации.
Стабилизация ассортимента – это состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью спроса и низкой степенью обновления
Категорийный менеджмент
Задача
N группы | Наименование | Реализация шт. |
Приборы Датчики | ||
Камеры | ||
Заграждения Турник Шлагбаум Автоматические ворота Видеодомофон Считыватели Ключи Программное обеспечение | ||
Пульт Акустическая система |
Ку1=2/(618+703)=0.15%
Ky2=1/1527=0.065%
Ky3=8/5145=0.1556%
Ky4=2/754=0.2652%
Ширина ассортимента – общая численность ассортиментных групп
Глубина ассортимента – много вариантность предложений в каждой группе
Гармоничность ассортимента – близость товаров между собой при продаже
Насыщенность ассортимента – общий перечень всех, всех, всех товаров
Этапы формирования ассортимента:
· Решение о товарной специфике магазина (продовольственные, медицинские, непродовольственные)
· Выбор конкурентной стратегии магазина, концепции и позиционирования
· Формирование ассортимента
· Разработка стратегии ценообразования
· Анализ эффективности и корректировка ассортиментной и ценовой политики
Товарный классификатор – это структура ассортимента перечень классов, групп, подгрупп, категорий, составляющих ассортимент магазина.
Товары делятся по уровням:
1) Класс товаров – высший уровень классификации. (женская одежда)
2) Товарная группа – объединена общими признаками (деловая одежда, повседневная одежда, вечерняя одежда)
3) Товарная категория – это совокупность товаров, которую покупатель воспринимает как сходные между собой (Шкафы, тумбы, полки)
Ассортиментная матрица – это перечень всех товарных позиций, предназначенных для продажи.