B) Уровень и пространство развития

Видовой уровень жизни

2.

Онтогенез человека

Схема 3. Модель начала социального развития человека

Примечание: обозначения те же, что на схеме 1.

В точке неравновесия ребенок как сложноорганизованная, динамическая система становится чувствительным к слабым воздействиям. Случайное слово или конфликтная ситуация могут повлиять на его онтогенез. Для понимания особенностей перехода ребенка от врожденной, биологически обусловленной психической деятельности, к социально и духовно обусловленной, то есть. к душевной, сказанное выше имеет особое значение. Поскольку психика, эмоции и поведение ребенка в раннем возрасте являются диссипативными, слабоструктурированными системами, постольку для перехода от рефлекторной психической деятельности к произвольной, душевной ребенок нуждается в наличии в окружающем его пространстве соответствующих «точек сборки» как эталонов самонастройки ребенком порогов сенсорной чувствительности и диапазонов своей душевной и сознательной деятельности.

В момент рождения каждый ребенок имеет веер возможных вариантов жизни [Дружинин, 2010] как потенциальных онтогенезов и направлений своего индивидуального развития. Государство как субъект управления развитием человека играет главенствующую роль в виде разрешительного, внешнего параметра порядка, цензора и контролера реализации тех или иных потенций и направлений развития современного человека [Болотов, 2011]. Именно государство определяет направление и содержание развития своих граждан. Иллюстрацией к сказанному является приведенная ниже схема 4.

Данная схема показывает, что шаг вправо или влево от предначертанной обществом нормативной модели социализации, воспитания, развития человека и его психики расценивается государством либо как преступление, либо как невоспитанность, либо как безнравственность или как психическая, душевная болезнь, то есть в любом случае наказуемо. В некоторых случаях государство выступает как препятствие к развитию человека как духовной индивидуальности как субъекта жизни и развития. Специалисты этот факт называют «полем свободы человека» [см. Харитонов, 2010, с. 79; Юнг, 2010, с.60] (схема 4).

  СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА ЗДОРОВЬЯ (развитие и эксплуатация)  
СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО (борьба и уничтожение) ÝПСИХОСЕМАНТИЧЕСКОЕ Ü РАЗВИТИЕÞ ЧЕЛОВЕКА СОЦИАЛЬНОЕ ДОБРО   (ожидание и поощрение)
  СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА БОЛЕЗНИ (лечение и исправление)  

Схема 4.Социальный туннель развития человека как личности

Говоря о потенциале развития современного государства как сложной социальной системы, мы должны отметить, что эта проблема является предметом современной философии физики и нового научного направления социальной синергетики.Благодаря социальной синергетике, по мнению В. П. Бранского, впервые в истории оказывается возможным рациональное решение эсхатологической и экзистенциальной проблемы цели и конечности развития человека и человечества. Таким образом, современная социальная синергетика становится материальным мостом между гуманитарными, социальными и естественными науками [Бранский, 200, 2003; Бранский, Пожарский, 2002].

Для того чтобы более прояснить физическую, и в первую очередь клеточную основу состояния здоровья человека, обратимся к центральному понятию теории информации и термодинамики, к понятию энтропии. В самом общем виде энтропия — это закон рассеивания энергии тепла, закон выравнивания всех количественных и качественных свойств системных объектов, например, температуры, давления и т. д. Энтропия в открытой системе изменяется до равновесного, с окружающей средой, состояния.

В литературе имеются разные определения энтропии. Приведем некоторые из них: так, по мнению Г. Н. Дульнева, энтропия ─ «мера недостатка информации в системе» [1998]. Другие авторы отмечают, что энтропия ─ это мера связанной, фиксированной, не свободной, энергии, которая не может быть использована для работы При этом необходимо отметить, что количество несвязанной, свободной и полезной энергии в физической Вселенной постоянно уменьшается. Во Вселенной все движется в сторону большей вероятности, в сторону максимальной энтропии. От теплого тела к холодному. Энтропия также есть мера неупорядоченности системы, например, информационной неопределенности, хаоса и незнания человека.

Таким образом, увеличение информации (негэнтропия) ведет к снятию неопределенности и, соответственно, к уменьшению энтропии системы.

В циклических обратимых процессах поглощается столько же энергии, сколько выделяется. Энтропия системы тогда равна нулю. В косном, не живом, физическом мире эволюция ведет изолированную систему к равновесию, к затуханию разнообразия. Говорят о двух теориях эволюции мира: биологической и физической. Физик Э. Шредингер говорил о возможности двух типов законов: для живой и неживой материи.

Г. Н. Дульнев в своей монографии использует следующий математический язык для анализа значения роста энтропии в клетке как живой системе [1998]:

«В открытых системах вблизи точки равновесия общая энтропия системы — DS равна сумме вырабатываемой системой энергии — diS, ее оттоку или притоку из вне — deS (см. формулу 1)

1. DS — энтропия системы — = diS + deS, где diS есть внутренняя энтропия системы, а deS отток энергии.

2. Энтропия системы при diS = 0; равна ее оттоку; то есть DS = deS, что противоречит принципу существования всего живого.

3. При deS = 0, DS = diS, противоречит принципу открытости системы».

4. «Энтропия системы равна нулю DS = 0, при diS = deS, когда количество произведенной в системе энтропии равно ее оттоку. Это точка перехода к порядку.

5. Когда приток энтропии меньше ее оттока, то есть при deS < 0, но deS > diS, DS < 0, энтропия системы уменьшается».

Таким образом, Г. Н. Дульневым показана принципиальная возможность движения от хаоса к порядку.

В биологических, живых системах производство энтропии всегда происходит с определенной скоростью в единицу времени и на единицу объема открытой системы.Производство энтропии за единицу времени на единицу объема в синергетике обозначается s (сигма)=diS / dt ³ 0 и в физике называется функцией диссипации.

Следовательно, для оценки состояния здоровья человека на разных этапах его онтогенеза можно математически рассчитать как нормативные следующие физические критерии:

1. процесс убывания энтропии в человеке как живой системе, когда DS < 0;

2. скорость производства энтропии на разных уровнях жизнедеятельности человека (микро, мезо- и макроуровне), когда diS> 0;

3. Скорость роста энтропии в человеке, когда DS > 0.

Для прояснения связи энтропии и здоровья человека обратимся к следующему примеру Г. Н. Дульнева.

Он предлагает рассмотреть жизнедеятельность космонавта на космическом корабле как закрытой системе. При этом он рассуждает следующим образом: Исходное условие ─ это DSk (энтропия внутри корабля) = disk. + deS, производство энтропии космонавтом и обмен его теплом и веществом с внутренней средой. Тогда изменение энтропии внутри корабля составит: DSср. (энтропия внутренней среды) = deS, а общее изменение энтропии изолированной системы (всего корабля) будет равно: DS = DSk+ DSс = diSk > 0, так как энтропия изолированной системы возрастает на величину ее производства организмом космонавта [Дульнев, 1998].

Если космонавт здоров, то его состояние стационарно и не меняется, DSk = disk + deS = 0. В стационарном состоянии производство энтропии внутри системы disk > 0 компенсируется ее оттоком наружу deS < 0.

Физик Э. Шредингер в еще 1949 году показал, что живой организм увеличивает свою энтропию и тем самым приближается к смерти: dS ® dSmax. Избежать смерти можно, только отдавая энтропию в среду, или, иначе выражаясь, при извлечении из среды отрицательной энтропии — негэнтропии, информации. Информация и есть тот инструмент, при помощи которого живой человек снижает рост энтропии своего организма.

В детстве у человека повышенный метаболизм клеток и повышенный обмен веществ, который обеспечивает с одной стороны рост энтропии, а с другой, компенсирует ребенку активный отток энтропии и сохранение теплового неравновесия: DS = diS+ deS < 0, Все в целом приводит к уменьшению энтропии его организма как системы.

В старости отток продолжается, но компенсация и сохранение теплового неравновесия, за счет метаболизма клеток снижается, энтропия системы растет: DS = diS + deS > 0 и смерть наступает при достижении равновесия deS = DSmax.

Проведенный выше анализ понятия энтропии позволяетсделать вывод о том, что физический оптимум здоровья человека — это его способность поддерживать баланс оттока и производства энтропии своего организма.

Отток энтропии в здоровом организме человека выше, чем энтропия, поглощаемая им через пищу или получаемая из внешней среды.

В целом внутренняя энергия организма как ресурс жизнедеятельности человека — это общий запас энергии как физической, органической, многоклеточной системы, который складывается из энергии поглощаемых веществ (питание и дыхание); энергии движения и взаимодействия молекул; энергии движения и взаимодействия ядер и электронов в атомах, в молекулах и т. д. во всех подсистемах и этажах всего организма человека.

В организме человека насчитывают от 50 до 100 триллионов клеток. Каждую минуту в организме человека появляется один миллион новых клеток. Клетка как открытая система функционирует таким образом, что производство энтропии (тепла) пропорционально ее объему, а отток пропорционален площади ее поверхности.

В результате производства энтропии клетка перегревается из-за невозможности (малая площадь) отдать энергию. Таким образом, по мнению, Г. Н. Дульнева, «деление одной клетки пополам сохраняет тот же объем и то же количество произведенной энтропии (тепла), но увеличивает в 1,26 раза ее отдачу во внешнюю среду, так как поверхность ее удваивается» (Курсив мой – авт). [Дульнев, 1998]. При этом известно, что каждая клетка в организме человека делится примерно 50 раз, после чего наступает стадия ее деградации.

Здесь важно отметить, что для клетки весь организм человека выступает как внешняя среда. Генетиками научно доказано информационное взаимодействие каждой клетки со всеми другими клетками организма, которое получило название «текстовая генетика».

Следовательно, каждая клетка, имея информацию о состоянии других клеток и организма в целом, ведет себя в соответствии с тем индивидуальным значением, которое имеет для нее полученная информация. В литературе так же описывают различные типы взаимодействия органов в организме человека. При этом говорят об угнетающем типе воздействия одного органа на другой и о стимулирующем типе воздействия, что получило название «плюс-минус» (+ –). Этот тип взаимодействия распространен, например, между эндокринными органами» [Линг, 2008, с. 51].

Скорость деления клеток того или иного органа, его функционирование и долголетие определены генотипом человека как параметром порядка.

Таким образом, на основе сказанного выше можно сделать вывод о том, что неотвратимое деление каждой клетки увеличивает энтропию человека как физической системы, а взаимодействие и деление триллионов клеток, из которых состоит его организм, представляет собой огромный внутренний энергоинформационный ресурс, доступ к которому человек получает в процессе развития психики и сознания.

Для понимания процесса эволюционного возникновения и развития психической деятельности, в том числе и сознания человека, сказанное выше имеет принципиальное значение, так как рост отростков, деление и увеличение тем самым площади миллионов нейронов головного мозга человека в относительно закрытом, ограниченном, сферическом пространстве его черепа приводит не только к росту энтропии, но и к возникновению новых площадей (извилин). Приводит к возникновению миллиардов новых пространственных, функциональных, энергетических и информационных контактов-взаимодействий (синестезии) всех анализаторов их аксонов и дендритов друг с другом.

Собственно, эта энергоинформационная основа; рост количества взаимосвязей и процесс скачкообразной самоорганизации нейронов головного мозга человека и лежат, по нашему мнению, в основе эволюционного возникновения и развития его психики и сознания.

Сознания как вербально-образного, полимодального, негэнтропийного механизма энергоинформационного взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром в режимах настоящего прошлого и будущего времени.

Возникновение у нашего предка речи, словесного мышления, понятийной памяти и сознания внесли иерархическую структуру и порядок в деятельность и функционирование нейронов головного мозга и снизили тем самым его внутреннюю энтропию, так как являются достаточно энергоёмкими процессами. В противном случае головной мозг человека просто взорвался бы от перегрева.

И. Пригожин и Н. Н. Моисеев сформулировали следующий важный принцип эволюции сложных, динамических систем: «Если законы сохранения (материи, энергии, импульса) допускают несколько равновесных состояний (решений), то реализуется состояние движения, которому отвечает минимальный рост энтропии» [Цит. по: Дульнев, 1998. с. 102].

В отношении развития современного человека сказанное выше означает, что эволюция его психики, души, сознания и духовности как инструментов взаимодействия с окружающим, все более усложняющимся, миром продолжается до сих пор.

Направление этой скачкообразной эволюции определяется законами самоорганизации жизнедеятельности человека как энергоинформационной, конфедеративной, живой, динамической, открытой, слабоструктурированной, неравновесной, социально-психологической системы.

Возвращаясь к проблеме интерпретации физической сути здоровья, мы на основе вышесказанного и обобщения специальной литературы можем дать следующие связанные между собой гипотетические описания физической сути здоровья человека.

1) Здоровье — это соотношение функционирующих (молодых) и нефункционирующих (старых) клеток организма человека [Болотов, 2011, c. 11].

2) Здоровье — это «мера активности» функционирования элементов некой подсистемы (органа) в организме человека [Васильев, Ковеленов, Ковлен, 2004, с. 60].

3) Здоровье — это способность человека сохранять баланс притока и оттока энтропии (энергии и информации) своего организма.

4) Отношение объёма жидкости к массе тела так же может рассматриваться как физический показатель здоровья и долголетия человека.

Поскольку организм человека как физический объект, включает в себя связанную энергию и фиксированную информацию; а биологическую жизнь человека можно рассматривать какорганическую форму существования и тиражирования генетической информации, постольку информацию можно рассматривать в качестве одной из необходимых и важнейших категорий при изучении развития человека и сохранения его здоровья. К этому можно добавить все вышесказанное об энтропии, успехи современной информационной медицины, текстовой генетики, факты возникновения случаев «информационного невроза», «информационного стресса» и теоретико-экспериментальный опыт исследования психоинформационной саморегуляции [Степановский, 2006].

Все сказанное выше позволяет нам говорить об энергоинформационной основе развития сенсорных, психических и душевных способностей человека, в том числе развития, нарушения и восстановления его здоровья.

Физической основой энергоинформационной природыразвития человека, его психики и здоровья,во-первых, является эмпирический факт реальных и непрерывных энергоинформационных взаимодействий между собой всех его клеток, внутренних органов и подсистем, в том числе и организма в целом с микро- и макросредой; во-вторых, в способности человека к инструментально-смысловой самоорганизации, осознанному получению, хранению и производству новой информации (знания) как отрицательной энтропии (негэнтропии) и противостояния тем самым хаосу и неопределенности внешнего и внутреннего мира.

Человек как инструментальный субъект способен свое тело, организм, свои биологические потребности, текущую ситуацию, общество в целом, других людей, болезнь и даже страх смерти превратить в информацию, в инструмент и в ресурс своего физического и духовного развития.

В качестве вывода мы предлагаем описание некоторых аспектов научной парадигмы (от греч. paradeigma — пример, образец, модель) психологии здоровья.

Сегодня многие сводят научную методологию к учению о методе. Представляется, что общая методология науки не сводится только к способу получения знаний, это слишком узкий подход.На наш взгляд, методология—это научно обоснованная система взглядов и представлений специалистов на законы происхождения, существования и взаимодействия объекта и предмета данной науки.В нашем случае человека, его психики и здоровья.

Помнению Т. Куна,научная парадигма — это существующая некоторое время модель, образец научного исследования, которая признается научным сообществом как основа для дальнейшего развития науки и является достаточно открытой для того, чтобы новые поколения ученых могли в ее рамках найти для себя нерешенные проблемы любого вида.

Традиционно структура научной парадигмы включает в себя два обязательных аспекта:1)определение объекта и предмета исследования в их взаимосвязи друг с другом, и с окружающей средой; 2) формулирование основных научных категорий, программы и принципов исследования.

Научная категория — это понятие, отражающее существенные, отличительные и характерные свойства, состояния, процессы и признаки предмета исследования в его связи и взаимодействии с объектом. Такими базовыми для психологии здоровья являются категории: человек как индивид, человек как личность, человек как индивидуальность, человек как субъект, человек как объект, психика человека; физическое, социальное, психическое, профессиональное, душевное и духовно-нравственное здоровье человека. Индивидуальное бытие, бытие, онтогенез и жизнедеятельность человека.

Совокупность таких научных категорий, во-первых, описываетпредмет науки, который отличает ее от других родственных и смежных наук, изучающих один и тот же объект а, во-вторых, становится основой формулирования единой теории в данной предметной области, в нашем случае теории человека и его здоровья. Так, в отличие от медицины, психология здоровья делает акцент на изучении не только собственно здоровья, а на оценке роли и значении психики, души и духовности человека в развитии, сохранении и восстановлении его здоровья.

Когда в научной парадигме говорят об объекте познания, то, во-первых, речь идет об определении стратегического направления развития исследований в данной науке. Обычно в науке существует один объект познания, в котором на основе развития науки и познавательных потребностей человека со временем выделяются разные предметные области или стороны, что и приводит к возникновению смежных наук, изучающих один и тот же объект. Во-вторых, речь идет об образце формулирования научной программы не в смысле ее копирования, а как о наиболее эффективной модели постановки и решения исследовательских задач в данной предметной области.

Переходя к собственно методологическим проблемам человекознания и психологии здоровья необходимо сказать следующее: Поскольку теория функциональных систем П. К. Анохина, по его определению, предполагает рассмотрение человека как представителя животного мира, как Homo sapiens, и не может прямо и логично без дополнительных условий объяснить надзоологическое и надгенотипическое поведение человека. Например, не может объяснить тот факт, что человек как личность может превратить почти любую врожденную функциональную систему в инструмент для получения удовольствия. Постольку общеметодологическойосновой современного человекознания и психологии развития наряду с функциональной логично рассматривать так же и инструментально-смысловую методологию познания человека и его психики.

1. Монистический подход изучения человека и его психики,то есть принятие исследователями в качестве общеметодологических следующих принципов:

· системного и диалектического, единства особенностей окружающей природы, культурной среды и свойств человека включая и его психику;

· единства противоречий общественной истории и индивидуальной природы человека;

· единства объективного и субъективного в человеке;

· единства биологического и социального;

· единства физического и психического;

· единства материального и духовного;

· внешнего и внутреннего;

· индивидуального и общего;

· статического и динамического;

· хаоса и порядка;

· уникального и типического;

· функционального и инструментального;

· врожденного и приобретенного;

· иррационального и рационального;

· сознательного и бессознательного [Снетков, 2008, 2010];

2. Экзистенциально-холистический подход, суть которого заключается, во-первых, в том, что человек исследуется с позиции системной целостности, то есть с позиции неотделимости энергоинформационной природы человека от окружающей его среды и индивидуального бытия, а, во-вторых, в том, что сущностные свойства и состояния человека формируются в контексте его непрерывного инструментально-смыслового, психологического, энергоинформационного взаимодействия с текущей ситуацией как неотъемлемой частью окружающей природы и социальной среды. Именно поэтому изменение условий и образа жизни человека неминуемо повлекут за собой изменения энергоинформационной природы его развития.

Вместо заключения отметим, что исходя из результатов исследований А. Л. Чижевского; учения В. И. Вернадского о Ноосфере, и центральной идеи настоящей работы о единстве существования энергоинформационной, физической, психической и душевной природы человека с окружающей его ноосферной, по сути энергоинформационной, планетарной средой, методологическим основанием дальнейшего развития психологии человека и его здоровья мы предлагаем рассматривать трансцендентальный гуманизм(далее трансгуманизм).

Исходное положение трансгуманизма состоит в том, что устойчивое и непрерывное развитие врожденной естественной, энергоинформационной, психической природы человека в течение всей его эволюции происходило и происходит в настоящее время в трансцендентной, до конца им не понятой, противоречивой, неопределенной и постоянно расширяющейся Вселенной; происходит через самопознание и самоорганизацию; через осмысленное использование человеком как инструментальным субъектомпсихики и энергоинформационных ресурсов своего организма и среды.

При этом мы имеем в виду не дарвиновскую, линейную, биологическую, бессознательную эволюцию, заканчивающуюся смертью биологической особи, полезные достижения которой проявляются только после ее смерти. А имеем в виду продолжающуюся и сегодня бифуркационную, инструментально-смысловую эволюцию, прогрессивные результаты которой проявляются в раскрытии новыхспособностей и смыслов деятельности человека еще при его жизни как инструментального субъекта; в его способности как личности накапливать и передавать другим людям и новому поколению свой индивидуальный опыт, знания и средства как инструменты адаптации, жизнедеятельности и развития. Именно эта способность и привела к возникновению целенаправленной трудовой и социально ориентированной, общественной деятельности человека.

Мы отличаем естественный трансгуманизм от технического трансгуманизма, когда изменения и развитие индивидуальной природы человека обусловлены внедренными в его тело техническими устройствами или химическими препаратами.

Трансгуманизммы рассматриваем как метапарадигму современного человекознания и всех наук о человеке. Метапарадигму,интегрирующую в себе прошлые достижения, результаты современных исследований и дальнейшие усилия естественных, гуманитарных, экологических и технических наук в познании, воспитании, обучении, лечении и развитии человека XXI века.

Объектом психологии здоровья как прикладной отрасли современного человекознания выступает человек как индивид в единстве всех своих противоречивых состояний, процессов, свойств и потенций на всех этапах онтогенетического развития и профессиональной деятельности от рождения, глубокой старости и до ухода из жизни. Таким образом, перинатальная психология; психология смерти; (танатология) и тератология; (наука об ошибках развития) также должны быть включены в сферу интересов современного человекознания и психологии здоровья. (См. случай с бурятским ламой Джоржем Итигиловым).

Предметом психологии здоровья выступают: 1) душевное, психическое и духовно-нравственное здоровье человека; 2) изучение особенностей и механизмов развития психики и формирования души человека и ее влияния наего жизнь и здоровье. Предметной, то есть далее неделимой единицей изучения состояния здоровья человека может рассматриваться активность, динамика и направление отдельного вектор-процесса, протекающего в том или ином органе, подсистеме организма или уровне взаимодействия человека с внешней и внутренней средой.

Поскольку человек как сложноорганизованная, конфедеративная, живая и разумная система, обладающая многими сущностями, в одно и то же время по каким-либо одним подсистемам или органам может оцениваться как здоровый, а по другим — больным, постольку можно и нужно говорить об индивидуальной психологии здоровья человека. При этом перспективной задачей индивидуальной психологии здоровья является оценка соотношения и изучение структуры «здоровья» и «нездоровья» в процессе жизни одного и того же человека, исходя из врожденной или приобретенной нормы реакции его организма; привычек, образа и условий жизни данного человека.

Одной из задач развития индивидуальной психологии здоровья может стать теоретическое и прикладное изучение как положительных, ресурсообразующих параметров порядкаи «точек сборки», которые способствуют развитию и укреплению здоровья человека, так и отрицательных, патогенных параметров порядка и «точек сборки», которые лежат в основе возникновения различных нарушений здоровья человека и снижения его долголетия.

Относительно человека как объекта исследованияпсихологии здоровья можно сказать следующее.

Если рассматривать человека в рамках физической модели как открытую физическую систему, неотделимую от окружающей природы и не имеющую постоянной и локальной границы, отделяющей человека от окружающей его среды, то мы логически приходим к констатации факта относительности физической целостности человека и, соответственно, к концепции относительности состояния его здоровья. Как физическая система человек всегда открыт окружающей планетарной среде и природе Вселенной.

Сказанное выше означает, что диапазон влияния человека на свое здоровье ограничен и колеблется от его полного отсутствия до максимально возможного в данных условиях соучастиячеловека как инструментального субъекта в формировании и сохранении своего здоровья и долголетия. Применение для оценки состояния здоровья человека аппаратурных устройств, созданных на основе современных нанотехнологий способно показать всю глубину влияния психики, души и духовности человека на свое развитие и здоровье.

В рамках физической модели состояние здоровья может рассматриваться как функция окружающей среды и оцениваться аппаратурными средствами.

Если рассматривать человека в рамках психологической модели, то мы приходим к выводу,что автономность и целостность человека существуют только в рамках его сознания и «семантической Я-концепции». Человек как субъект психической деятельности сам ставит границу своего «Я», посредством которой формирует себя как духовную и независимую индивидуальность, противостоящую обществу и природе Вселенной. Таким образом, человек как личность относительно закрыт от окружающей его среды.

Это означает, что в рамках психологической модели человека его можно оценивать как субъекта, ответственного за состояние своего здоровья. В рамках этой модели состояние здоровья может рассматриваться как инструмент обратной связи, формирующийся в процессе произвольного взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром. Для изучения здоровья в рамках этой модели может использоваться весь арсенал методов исследования психики и души человека.

В стрессовой, фрустрирующей или экстремальной ситуации в головном мозге и организме человека на основе активизации адаптационных и метаболических процессов образуется несколько энергетических, нейрохимических, электромагнитных, физических, психологических, информационных и других контуров, концентрированный импульс заряда которых направлен на самоорганизацию и упорядочение в первую очередь самой хаотичной и слабоструктурированной из его подсистем.

Иногда этот скачкообразный и непредсказуемый процесс резкого роста внутренней энергии организма человека настолько сильный, что приводит к возникновению новых межанализаторных, межсистемных, смысловых, функциональных и инструментальных внутренних связей (например, «синестезия» или «ось сознания»), которые становятся основой формирования новых, например, экстрасенсорных свойств и способностей человека. Становятся основой нового качества, уровня и глубины взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром.

Именно экстремальная ситуация иногда позволяет человеку выйти на новый духовный, надзоологический, надсоциальный и надситуативный уровень жизнедеятельности и действовать в единстве и в соответствии с законами своей индивидуальной и окружающей природы. К этому же выводу на основе изучения профессиональной деятельности летчиков приходят Д. В. Колесов и В. А. Пономаренко. Они считают, что «духовность летчика — это фактор его самосохранения, профессионального долголетия и успешности его в своей профессии» [2008, с. 164].

Физическую сущность процесса «выгорания» можно прояснить, если рассмотреть этот процесс по аналогии с работой технического трансформатора. Человек как «биохимический, электролитический трансформатор» может работать в разных режимах и контурах: «повышающим» или «понижающим».

Как понижающий трансформатор человек снижает «входное», высокое напряжение энергии и поток информации на входе до «необходимого, рабочего» уровня на выходе. Как повышающий трансформатор человек способен минимальную энергию и поток информации на «входе» повышать до максимального уровня на «выходе». Но в отличие от технического трансформатора, человек сам вырабатывает внутреннюю информацию и энергию, которую произвольно подает на тот или иной контур в зависимости от цели и ситуации. При этом у человека как живой, биохимической, энерго-информационной, инструментально-смысловой, целеустремленной, социально-психологической системы существуют свои, соответствующие потребности. Потребности не только в саморегуляции и координации человеком всех потоков энергии и информации, но и в обязательном «поступлении» на его «вход» и «снятии» с «выхода» (востребованности) социальной средой и другими людьми энергии (например, работы или заботы) и информации (опыта или знаний). Нарушение той или иной потребности может привести к болезненному сбою в жизнедеятельности человека.

На наш взгляд, критические, экстремальные и стрессовые ситуации характеризуются двойственной энергоинформационнойприродой возникновения и течения. Поэтому феномен возникновения синдрома выгорания и его последствия можно объяснить резким и совместным ростом энергии (тепла) и информационного хаоса (неопределенности) в организме и неготовностью или неумением человека справиться с этими взаимосвязанными потоками. В результате чего весь организм или некоторая подсистема человека в полном смысле слова перегревается и попадает в область терминальных состояний (более подробно об этом см. Иванов, 2004; Линг, 2008; Тимофеев, 1997].

«Деперсонализация» как показатель возникновения синдрома выгорания, по мнению Н. Е. Водопьяновой, характеризуется «циничностью и бесчувственностью отношения человека к субъектам взаимодействия» [2009, с. 323-324].

В соответствии с выше данным определением личности как «психологического конструкта-инструмента» взаимодействия индивида с социальным окружением показатель «деперсонализация» может интерпретироваться как отказ индивида использовать в данной экстремальной ситуации сформированный им в процессе прежней жизни «психический конструкт-личность» как неэффективный инструмент выживания и к поиску или переходу к другим, например, к своим врожденным индивидным ресурсам как более эффективным и надежным инструментам достижения цели в данной ситуации.

Исходя из вышеприведенного описания принципов и этапов онтогенетического развития человека, возникает теоретическая дилемма: на каком этапе и уровне организации жизнедеятельности человека возникают и устойчиво существуют копинговые стратегии: на уровне человека как биологического индивида? человека как личности? или человека как инструментального субъекта?

На основе приведенного выше определения души человека как его психологической компетенции мы предлагаем в качестве одной из центральных задач современного человекознания и психологии здоровья рассматривать душепопечение как научно обоснованное и индивидуально ориентированное развитие психологической компетенции и стиля психической деятельностичеловека. То есть целенаправленное развитие духовной способности человека как субъекта психической деятельности осознанно, произвольно и адекватно использовать в процессе своей жизнедеятельности, свою психику, свой организм, физическое тело, сознание и интеллект как инструменты развития и достижения поставленных целей.

Центральной и фундаментальной задачей дальнейшего развития человекознания, в том числе и психологии здоровья может стать эмпирическое изучение и теоретическое описание конечного числа антропоцентрических «параметров порядка» и типология индивидуальных, «точек сборки», определяющих развитие и активную жизнедеятельность человека на протяжении всей его жизни.

Знание параметров порядка и смысловых точек сборки позволит сжать всю многообразную и бесчисленную информацию о факторах, влияющих на здоровье и развитие человека до их конечного числа.

Такое знание позволит создать адекватную синтетическую, многовекторную модель развития человека и его здоровья, которая даст возможность оценивать и прогнозировать изменение его состояний и поведения в различных будущих ситуациях и условиях жизни.

В литературе уже встречаются отдельные попытки системного лечения и описания многомерной, биокомпьютерной модели человека [см. Должиков, 2009, Пучко, 2006].

В качестве возможных парадигмальных, методологических подходовк изучению жизнедеятельности и состояния здоровья человека с позиции естественных наук и современной физики мы можем сформулировать следующие взаимодополняющие концепты.

Классический подход. Если мы определяем категорию «здоровье» с позиции классической физики, опирающейся на декартовское мировоззрение о противопоставлении материи и разума, которое получило отражение в ньютоновской механике и в причинно-следственной, непрерывной картине мира, то мы приходим кпониманиюсостояния здоровья как механическому и непрерывному вектор-процессу, ограниченному пределами отдельного органа (этажа) как подсистемы организма и физического тела человека.

При этом под процессом предлагается понимать изменение во времени количества вещества, энергии и информации в пределах одного или нескольких этажей (см. схему 1) или подсистемах организма человека.

Классическое понимание состояния здоровья, во-первых, опирается на идею о том, что его можно измерить. И, во-вторых, что на основе этого измерения и знания исходных, например генетических или каких-либо других, характеристик и показателей условий жизни и профессиональной деятельности человека можно спрогнозировать процесс будущих изменений состояния здоровья человека.

Можно сказать, что в настоящий период психология здоровья и развития человека находятся в рамках классической парадигмы.

Квантовый подход. Если мы подходим к изучению состояния здоровья человека с позиции квантовой физики, то приходим к пониманию состояния здоровья как системы, интегрирующей в себе флуктуации пучка разнонаправленных вектор-процессов. Системы, характеризующейся скачкообразностью развития и выходом за границы отдельного органа и пределы физического тела человека.

Квантовый подход к состоянию здоровья человека опирается на идею физической неотделимости человека как открытой системы от окружающей его природы и возможности скачкообразного, непредсказуемого изменения состояния здоровья человека.

С одной стороны, этот подход логически приводит нас к признанию относительной зависимости здоровья от желаний самого человека, то есть к пониманию ограниченности его влияния на состояние собственного здоровья.

С другой стороны, он открывает человеку возможность использования в качестве ресурсов своей жизнедеятельности и укрепления своего здоровья особенности его индивидуального бытия («микрокосмоса») и потенциала окружающей планетарной природы («макрокосмоса»).

Квантовый подход к изучению развития человека и укреплению его здоровья предполагает разработку вероятностных моделей возникновения различных состояний, свойств и структуры человека в неопределенной и непредсказуемой среде. Некоторые специалисты говорят о непредсказуемости будущего развития планетарной среды Земли и всего человечества. Именно поэтому современный научный мир обратился к изучению когнитивных, нравственных и духовных потенций человека, к гуманистической и экзистенциальной психологии.

Одним из проверенных многовековой историей способов увеличения ресурсов противостояния человека неопределенности и агрессивности окружающей природы является практика его духовного развития. Собственно, в этом и заключается экзистенциальный характер современного уровня развития человекознания и психологии здоровья.

Для понимания сути духовного здоровья человека мы предлагаем следующее определение его духовности. Духовность человека — это интегральное и доминантное [Ухтомский, 2000] состояние его внутренней среды, обусловленное единством существования его организма как открытой физической системы и окружающей трансцендентной природы Вселенной; (онтология); процессом самопознания (гносеология); представлениями, отношениями, знаниями, целями, ценностями, смыслами и принципами жизни человека, установленными его разумом (логика) и утвержденными волей в качестве теоретической основы его индивидуальной гипотезы «Я-жизни» (феноменология).

Духовность человека — это теоретическая основа его жизни, деятельности и развития. Духовность как внутренний закон, как принцип жизнедеятельности человека становится нравственной точкой сборки и критерием самооценки его психической и социальной деятельности. Становится началом освобождения человека от физических, биологических, социальных и прочих детерминант его жизни. Духовность делает человека субъектом (автором) своей жизни и, как следствие, становится основой развития у него чувства личной ответственности и совести.

Совесть как признак души у нравственно здорового человека — это осознание им несоответствия своей жизнедеятельности внутреннему духовно-нравственному закону. Таким образом, духовно-нравственное здоровье — это потребность и в тоже время способность человека жить в единстве с окружающим миром и осознанно действовать в соответствии с законами окружающей, социальной среды и природы Вселенной.

Формирование духовно-нравственного здоровья современного человека мы рассматриваем как центральную задачу трансгуманистической метапарадигмы современного человекознания и психологии развития человека.

Практика автократического воспитания детей в некоторых семьях показывает, что в основе нарушения их духовно-нравственного здоровья лежит психологическое насилие, под которым мы предлагаем понимать не санкционированное самим ребенком навязывание ему каких-либо ценностей, чувств, отношений, правил жизни и поведения, способом, противоречащим его индивидуальной природе и требованиям значимой для него окружающей среды.

Тогда уничтожение субъективного, духовного мировоззрения человека как теоретической гипотезы и основы его личной жизни каким-либо химическим, например наркотик или алкоголь, средством или вербальным способом (словом) и лишение тем самым человека смысла его настоящей или будущей жизни и надежды на реализацию своих жизненных планов можно охарактеризовать как психологическое убийство.

Психологическая, педагогическая, психиатрическая и судебная практика показывают, что суициду, преступности, наркомании, алкоголизации и внешне не объяснимой агрессивности, например, вандализму современных подростков часто предшествует психологическое насилие, осуществляемое в семье и / или значимом социальном окружении. Психологическим и физическим насилием воспитать ответственного человека невозможно; ответственность есть результат развития психологической компетенции (души) человека и его свободного выбора.

В заключение настоящей работы мы можем проинтерпретировать суть известной фразы Сократа о познании человеком самого себя. Основой самопознания человека выступает его сознание, которое мы определяем как негэнтропийный механизм и одновременно вербально-образный, полимодальный инструмент произвольной самоорганизации и упорядочения энергоинформационных взаимодействий человека с самим собой и окружающим миром в режимах прошлого, настоящего и будущего времени. Сознание человека развивается на основе его витального интеллекта как врожденной психофизиологической, рассудочной способности к установлению и экстраполяции причинно-следственных отношений и связей (законов) изменения явлений и процессов из внутреннего и внешнего мира.

В процессе развития своего духовного самосознания человек открывает в своем внутреннем мире постоянный и, по сути, бесконечный, источник знаний о свой индивидуальной природе и, соответственно, о законах природы Вселенной, которые ему даны в его организме и физическом теле.

На основе развития духовного самосознания и в процессе самопознания человек постоянно получает негэнтропию — информацию, то есть знание о самом себе и окружающей его природе и в той же мере снижает свою внутреннюю энтропию. Именно поэтому самопознание является одним из важнейших инструментов и этапов развития современного человека, вносящим в его жизнедеятельность иерархический, предсказуемый и осмысленный порядок, снижающий энтропию его внутреннего мира, укрепляющий здоровье и продлевающий его долголетие.

Литература

1. Анохин П. К. Очерки физиологии функциональных систем. М., 1975.

2. Бароненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента. М., 2010.

3. Басина Г. И., Басин М. А. Синергетика. Основы методологии. СПб., 2006.

4. Басина Г. И., Басин М. А. Синергетика. Эволюция и ритмы человечества. СПб., 2003.

5. Бауэр Э. С. Теоретическая биология. СПб., 2002.

6. Болотов Б. В. Здоровье человека в нездоровом мире. М., 2011.

7. Бранский В. П. Социальная синергетика и теория наций. СПб.,2000.

8. Бранский В. П. Философия физики ХХ в. СПб., 2003.

9. Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. СПб., 2002.

10. Васильев А. Э., Ковеленов А. Ю., Ковлен Д. В. Ресурсы организма. СПб., 2004.

11. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009.

12. Должиков В. П. Системный подход к лечению человека. М., 2009.

13. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М., 2010.

14. Дульнев Г. Н. Введение в синергетику. СПб., 1998.

15. Иванов К. П. Проблемы физиологии выживания организма при перегреве // Основы энергетики организма. Том. 4 Энергоресурсы организма и физиология выживания. СПб., 2004.

16. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинова Н. А. Основы индивидуального здоровья человека. М., 2001.

17. Колесов О. В., Колесов Д. Д. Состояния человека. М, Воронеж, 2008.

18. Колесов Д. В., Пономаренко В. А. Отношение к жизни и психология риска. М., Воронеж, 2008.

19. Крейн У. Психология развития человека. 25 главных теорий. СПб., 2007.

20. Линг Г. Физическая теория живой клетки. СПб., 2008.

21. Малиновский А. А. Тектология. Теория систем. Теоретическая биология. М., 2000.

22. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2006.

23. Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. М., 1993.

24. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. М., СПб., 2006.

25. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 2000.

26. Прохоров А. О. Семантические пространства психических состояний. Дубна, 2005.

27. Пучко Л. Г. Радиэстезическое познание человека. Система самодиагностики, самоисцеления и самопознания человека. М., 2006.

28. Розин В. М. Психика и здоровье человека. М., 2010.

29. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

30. Сагоян О. Здоровье и совершенство. Энергетические практики оздоровления. М., 2011.

31. Секач М. Ф. Психология здоровья М., 2003.

32. Синергетика и психология. Тексты. Вып.1. Методологические вопросы. М.,1997.

33. Синергетика и психология. Тексты. Вып.2. Социальные процессы. М.,2000.

34. Синергетика и психология. Тексты. Вып.3. Когнитивные процессы. М. 2004.

35. Синергетика и методы науки / под. ред. М. А. Басина. СПб., 1998.

36. Силуянова И. В. Антропология болезни. М., 2007.

37. Снетков В. М. Человековедение как наука. Часть 1. От человекознания к человековедению. Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2002. Вып. 2. С. 63–83.

38. Снетков В. М. Человековедение как наука. Часть. 2. Философско-методологические основы разработки модели человека как объекта управления. Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2002. Вып. 3. С. 76–89.

39. Снетков В. М. Принципы человековедения. Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2004. Вып. 3. С. 98–109.

40. Снетков В. М. Монистическая парадигма наук о человеке как развитие идей Б. Г. Ананьева. Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2008. Вып. 1. С.60–72.

41. Снетков В. М. Антропоцентрическая парадигма как основа интеграции развития психологии. Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2010. Вып. 2. С.134–142.

42. Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. М., 2004.

43. Степанский В. И. Психоинформация : учебное пособие. М., 2006.

44. Тимофеев И. В. Терминальные состояния. СПб., 1997.

45. Ухтомский А. А. Доминанта души. Рыбинск, 2000.

46. Физиология человека. Compendium / под ред. акад. РАМН Б. И. Ткаченко М., 2009.

47. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М., 2005.

48. Харитонов В.А. Философия как наука, формирующая мировоззрение человека. М., 2010.

49. Хата З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке. М., 2001.

50. Шемякин Ю.И. Семантика самоорганизующихся систем. М., 2003.

51. Школа и психическое здоровье учащихся. М.,1998.

52. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М.,2009.

53. Шри Ауробиндо Жизнь божественная. Книга 1.СПб., 2005.

54. Шри Ауробиндо Великая психология. М., 2006.

55. Эмото М. Послания воды. М., 2006.

56. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.

57. Юнг К.Г. Синхрония: аказуальный принцип: сб.ст. / пер.англ. и нем. М., 2010.

Наши рекомендации