Закономерности общения и взаимодействия

Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории. Общение является деятельностью, совершающейся между людьми и направленной на возникновение психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимообмен эмоциями. Общение – это многоплановый, полисодержательный и полифункциональный процесс.

Вступая в общение, люди «вплетаются» в ткань реальной жизни и для социальной психологии очень важно понимать механизм такого «вплетения». Нельзя понимать человека упрощенно: на каком-то этапе он «несоциален», а, переходя через какую-то границу, становится «социальным». Личность, с одной стороны, продукт социальных связей и отношений, а, с другой, - сама является созидателем, творцом этих отношений и связей. Поэтому чрезвычайно важно рассматривать личность в «социальном контексте». У животного тоже существует связь с внешним миром, но, как говорил К. Маркс, животное не «относится» ни к чему и вообще «не относится».

Структура общественных отношений достаточно сложна и исследуется различными науками. Так социологическая теория устанавливает определенную субординацию общественных отношения, выделяя среди них экономические, социальные, политические, идеологические и др. Эти отношения строятся не на основе симпатий или антипатий взаимодействующих социальных субъектов (личностей, групп), а на основе объективных законов развития и положения занимаемого субъектом в системе общества. Общественные отношения носят безличностный характер. Их сущность не во взаимодействии конкретных субъектов, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей

Социальная роль – это фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений. И. Кон под ролью понимает функцию, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Эти ожидания регламентируются не индивидом, выполняющим социальную роль, а обществом. Социальная роль связана с определенным видом деятельности личности. Кроме этого роль несет на себе печать общественной оценки. Общество одобряет или не одобряет социальные роли. Таким образом, указывая на роль, мы относим индивида к определенной социальной группе, и он является носителем содержания и функций этой роли. Человек является много ролевым существом. Причем, роли есть врожденные и приобретенные. В деятельности человек входит в роль, интернализирует роль. Процесс интернализации для каждого человека индивидуален. В истории становления человека существует несколько механизмов интернализации содержания социальных ролей:

Личностно – именной (для примитивных общественных состояний).

Профессионально – именной (для промежуточных общественных состояний, например, Древняя Греция).

Универсально – понятийный (для развитых общественных состояний).

Межличностные отношения возникают внутри каждого вида общественного отношения.

Общественные отношения связаны с межличностными отношениями как социальное и психологическое, обогащая друг друга. Иногда размышления индивида не идут дальше межличностных отношений, он не понимает смысла общественных отношений («злой преподаватель», «плохой торговец» и т.д.). Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, где определяющая роль отводится чувствам. В социальной психологии чувства сводятся к двум группам:

· Конъюнктивные – сюда относятся сближающие и объединяющие людей чувства.

· Дизъюнктивные – относятся чувства, разъединяющие людей.

Межличностные отношения - достаточно сложное социокультурное образование, требующее к себе особого внимания. В социальной психологии существует специальная методики – социометрия, исследующая системы эмоциональных отношений в группе.

Данные заносятся в особую таблицу – социометрическую матрицу или представляются в виде особой диаграммы – социограммы, после чего расчитываются специальные «социометрические индексы», как индивидуальные, так и групповые. При помощи данных социометрии можно рассчитать позицию каждого члена группы в системе межличностных отношений. Однако диагноз группы, данный социометрией, не может быть полным, здесь схватывается лишь одна сторона исследования: со стороны симпатий и антипатий в группе.

Очень важно в социальной психологии разобраться в соотношении общения с деятельностью. Не всегда в социолого-психологических концепциях деятельности отводилось подобающее ей место. При таких подходах человек выступает как общающееся, но не действующее существо. Правильнее было бы рассматривать общение и деятельность в органическом единстве. Таковы реальные человеческие отношения. Люди не только общаются, но они общаются в определенной деятельности. Именно общение объединяет людей в некоторую действующую общность. Посредством общения деятельность организуется и обогащается.

Учитывая сложность общения, необходимо разобраться с ее структурой.

Коммуникативная сторона общения или коммуникация в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть не только в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает прочес восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления между ними понимания.

Коммуникативная сторона общения. В узком смысле слова о коммуникации говорят как об обмене информацией. Но этот подход не является корректным, так как при этом упускается существенная сторона человеческой коммуникации. С этой точки зрения коммуникация есть одновременно и передача, и формирование, и уточнение, и развитие информации. При коммуникативном процессе идет не только передача информации, но и каждый субъект общения вкладывает свой смысл в принимаемую информацию. Передача информации – это определенный тип отношений. В этом процессе люди должны говорить на одном языке, идет кодирование и декодирование содержания общения. Коммуникатор и реципиент меняются местами в ходе общения. В коммуникативном процессе могут возникнуть коммуникативные барьеры, на основе психологических и социальных факторов.

Коммуникация как передача информации может носить двоякую направленность: а) в сторону единичных приемников информации, то есть отдельных людей, такой вид называется аксиальный (от лат. Axis-ось), б) направление сигнала в сторону многих приемниковретиальный (от лат. Rete-сеть). Распространение информации в обществе проходит через определенные фильтры «доверия», «недоверия». Информация может быть принята или не принята и не только истинная принимается, но и ложная. Важно знать какие фильтры действую, что необходимо сделать для совершенствования механизма прохождения информации. Совокупность этих приемов называется фасцинация.

Сама по себе информации исходящая от коммуникатора может двух типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она может стимулировать действие- активизация или побуждение запрещение действия-интердикция и побуждение, вносящее рассогласование в действиях-дестабилизация.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах.

Передача информации осуществляется при помощи знаковых систем. Различают вербальную и невербальную информацию.

Вербальная использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным средством коммуникации. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получили название убеждающей коммуникации», на ее основе разрабатывается экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи.

Коммуникативный процесс включает в себя пять составляющих элементов, важность каждого из них неоспорима в процессе взаимосвязи коммуникатора и реципиента: Коммуникатор (кто передает сообщение) – Сообщение (что передается) – Канал (как осуществляется передача) – Аудитория (кому передается сообщение) – Эффективность (с каким эффектом принято сообщение).

Невербальная коммуникация. Этот вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: а) оптико-кинетическую, б) пара- и экстралингвистическую, в) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, г) визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Существует особая область исследования, предметом которой является значимость оптико-кинетических знаковых систем в коммуникации –кинесика. ( В течение одного часа финны жестикулируют 1 раз, итальянцы – 80, французы – 20, мексиканцы – 180).

Паралингвистические и экстралингвистические системы знаков. Первая включает в себя систему вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность). Проксемика– специальная область, занимающаяся нормами пространственно-временной организации общения (Интимное расстояние–0-45 см., персональное расстояние-45-120 см., социальное расстояние-120-400 см., публичное расстояние-400-750 см.

«Контакт глаз»- это зрительное восприятие, движение глаз, «формула интимности», дистанция общения.

Система невербальной коммуникации является довольно важной стороной коммуникативного процесса.

Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. В социальной психологии достаточно сложно развести понятия «общение» и «взаимодействие». Часто их отождествляют, иногда их рассматривают как содержание и форму одного процесса и т.д. Дело в том, что нет строгого описания этих понятий. В литературе выделяются три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль задается традицией - это стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече (в американской культуре при встрече принято на вопрос: «Как дела?» отвечать: «Прекрасно!». Мы на такой вопрос стараемся ответить «по существу»).

В своей жизни люди вступают во множество различных взаимодействий. Как правило, деление типов взаимоотношений происходит по принципу дихотомии (диаметрально-противоположное), например, кооперация – конкуренция, согласие – различие и т.д.

Кооперация или кооперативное взаимодействие представляет собой упорядочение, комбинирование, суммирование единичных сил участников. Важным элементом кооперации является соучастие, степень включенности каждого взаимодействующего субъекта.

Конкуренция – это такая форма деятельности, при которой между участниками возникает конфликт. Каждый конфликт должен быть исследован со стороны структуры, динамики, функции и типологии. Не всякий конфликт ведет к негативным последствиям. И. М. Дойч называет в своих работах два вида конфликтов: деструктивный и продуктивный.

Деструктивный конфликт по своей сути совпадает с обыденным представлением, то есть ведущий к разногласию, к рассогласованию во взаимодействии. Он характеризуется расширением вовлечения в него участников и «эскалацией» или усилением напряженности.

Продуктивный конфликт чаще возникает при столкновении различных точек зрения, при выборе различных способов решения вопроса. Такой конфликт способен сформировать всестороннее рассмотрение проблемы, мотивации партнера.

При всех положительных моментах дихотомического рассмотрения общения, его оказывается не достаточно. Существуют различные методики определения «мелких» типов взаимодействия, которые могли бы в эксперименте быть единицей наблюдения. Исследуя проблему взаимодействия, Р. Бейлс, пришел к заключению, что каждая групповая деятельность может быть описана в четырех областях проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем.

Таблица 1

Наши рекомендации