Итоговый контроль - экзамен
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Социальной работы»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Социальная геронтология»
Блок дисциплин СД
Специальность 040101 - «Социальная работа»
Факультет психологии и социальной работы
Форма обучения (дневная, заочная)
Семестр: 7
Всего учебных занятий – 117 часов
В том числе:
Аудиторных: 62 час, из них
Всего - 62 часа
Лекций – 36 часов
Практических – 26 часов
Самостоятельных – 55 часов
Итоговый контроль - экзамен
Сыктывкар 2009
Лист согласования и утверждения рабочей программы
Составитель УМК ____________ к.б.н., доцент Е.Н. Репина
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана
Специальности 040101 – «Социальная работа»
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры социальной работы
Протокол заседания № от «___»____________ 2009 г.
Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент _____________ И.А. Козырева
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета психологии и социальной работы
к.э.н., доцент ______________ Л.И. Быковская
«____»_____________2009 г.
Председатель УМК факультета
к.и.н., доцент ______________ Л.В. Хотемова
Пояснительная записка
Учебный курс «Социальная геронтология» предусмотрен для студентов высших учебных заведений обучающихся по специальности «социальная работа». Программа курса "Социальная геронтология" составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования, изучается в блоке специальных дисциплин. Овладение навыками успешного взаимодействия со старыми людьми требует понимания психофизиологических особенностей пожилого человека и старости как процесса, знаниями о болезнях пожилого и старческого возраста и возможностях их лечения.
Дисциплина "Социальная геронтология" раскрывает такие понятия, как биологические, психологические и социальные процессы старения организма, а также включает в себя описание соматических и психических заболеваний, наиболее часто встречающихся в пожилом и старческом возрасте. Рабочая программа курса «Социальная геронтология» также предусматривает рассмотрение таких актуальных на сегодняшний день проблем, как демографическое старение населения, проблемы взаимоотношений возрастных групп, насилие в семье, влияние стрессовых факторов, профилактика старения, медико-социальная работа, этические проблемы ухода за лицами пожилого и старческого возраста и др.
В основе базового образования специалиста по социальной работе заложена гуманистическая идея духовного развития, обеспечивающая формирование зрелой личности новой формации, способной акцентировать проблемы социума и личности, решать их, находить способы оптимизации формирования социальной политики региона.
Цель изучения дисциплины - формирование у студента:
- целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть современного общества и имеющих свой специфических характер; раскрытия сущности и обеспечение необходимости индивидуального подхода в осмыслении и организации социальной работы с населением старшего возраста; культивирование геронтофильных стереотипов в отношении пожилых и старых людей, формирование основ ценности социально-геронтологического мышления специалиста социальной работы;
- чуткого, внимательного, гуманного отношения к человеку, нуждающемуся в социальной защите, творческого мышления в решении социальных проблем, использования знаний по социальной геронтологии в социальной работе.
Задачи курса «социальной геронтологии» рассчитаны на:
1. Глубокое изучение теоретических основ и актуальных проблем старения и старости на современном социально-экономическом периоде развития общества;
2. Понимание старения населения как социально-демографического процесса со всеми его позитивными и негативными последствиями;
3. Овладение методиками изучения конкретных потребностей определенных категорий населения старшего возраста в социальной защите и умении своевременно их удовлетворять;
4. Формирование социально-экономического подхода к проблеме здоровья в пожилом и старческом возрасте, активной и жизнеспособной жизни;
5. Адекватное применение полученных во время учебы знаний в разработке тактических и стратегических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых и старых людей.
Учебная программа «Социальная геронтология» состоит из 17 тем, которые можно условно разделить на шесть разделов.
В первом разделе раскрывается понятие социальной геронтологии как комплексной науки, развивающейся на основе междисциплинарных исследований, говорится об истоках развития геронтологии, начиная с мифов Древней Греции и заканчивая сегодняшним днём. Здесь же рассказывается о вкладе российской науки в создание геронтологии.
Кроме того, в данном разделе затрагивается проблема старости и власти; рассматриваются несколько видов старости: хронологическая, физиологическая, психологическая и социальная; приводятся исторические примеры геронтократии. Раскрываются психологические проблемы, связанные со старостью, с изменением социального статуса пожилого человека, описываются этапы психологического старения, пять типов приспособления к старости. Говорится о пожилом человеке и его ближайшем окружении – его семье, раскрываются проблемы взаимоотношений возрастных групп.
Во втором разделе рассматривается такая проблема, как демографическое старение населения, описываются возрастные периоды жизни человека, методы оценки демографической структуры населения; даются понятия о таких показателях, как «средняя продолжительность предстоящей жизни» и «индекс развития человечества», описывается демографическая ситуация в истории России, рекорды долголетия.
В третьем разделе рассматриваются наиболее часто встречающиеся соматические заболевания пожилого и старческого возраста: сердечно-сосудистые, заболевания бронхо-лёгочной системы, мочевыводящей системы, опухоли, сахарный диабет. Здесь также раскрываются такие понятия, как фундаментальная геронтология, гериатрия, геропротекция, паспортный и биологический возраст человека.
В четвертом разделе описываются психические расстройства позднего возраста, в частности предстарческие психозы и старческое слабоумие. Здесь также говорится об основных синдромах, встречающихся в пожилом возрасте, требующих принятия срочных мер.
Пятый раздел раскрывает проблемы профессионально-трудового старения. Дается понятие о работоспособности, трудоспособности; общее представление о профессиональном старении различных категорий работников; формы приспособления к снижению работоспособности в пожилом возрасте, а также медико-социальные аспекты профессиональной реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте.
Шестой раздел освящает проблемы организации медико-социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста; рассматривается общее состояние проблемы помощи пожилым в современном обществе: новые принципы международной политики, демографический кризис и кризис здравоохранения, профилактика старения, как новое направление медицины ХХI века. Раскрывается суть о медико-социальной работе с лицами пожилого и старческого возраста и об этических проблемах ухода за пожилыми и старыми людьми. Описываются формы медико-социальной помощи пожилым: геронтологические, гериатрические и геропрофилактические центры. В данном разделе затрагивается опыт медико-социальной работы с пожилыми людьми в зарубежных странах: Швеции, Великобритании, Франции, Германии, США, Японии и др.
Знание социальной геронтологии обеспечит на этапах обучения студента интеграцию с профессионально значимыми дисциплинами федеральной компоненты учебного плана: психологии, социологии, теории и технологии социальной работы, дисциплин специализации "Содержание и методика медико-социальной работы", "Основы социальной медицины".
Учебный курс «Социальная геронтология» даёт студенту представление о социальной геронтологии как о науки и учебной дисциплине, а также формирует представление о месте социальной геронтологии в современном обществе, о её взаимосвязи с другими общественными системами.
По завершению обучения по дисциплине «Социальная геронтология» студент должен:
- Овладеть основами знаний по социальной геронтологии (знать биосоциальную сущность старения и старости; социогеронтологические теории старения и т.д.);
- Знать и понимать основные проблемы социальной геронтологии (своеобразие социальных, психологических, медико-биологических, демографических, этнографических и др. проблем пожилого и старческого возраста);
- Знать научные подходы к решению проблем социальной геронтологии (о возможностях благополучной адаптации к пенсионному периоду жизни пожилых и старых людей; давать сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым людям в России и за рубежом и др.).
Учебный курс «Социальная геронтология» предлагается в VII семестре; рассчитан на 117 часов, из которых 62 аудиторных часа; включает различные формы преподавания: лекции, семинары, практические задания, самостоятельную работу, тесты, контрольные работы.
Итоговая форма контроля для студентов очного отделения – экзамен, для студентов заочной формы обучения контрольная работа и экзамен.
Требования государственного стандарта специальности
040101 – «Социальная работа»
Понятие и задачи геронтологии. Медико-биологические, демографические, этнографические, социально-гигиенические вопросы старения человека.
Роль и место пожилых и старых людей в современном обществе. Сравнительный анализ отношения государства и общества к пожилым и старым людям в России и за рубежом.
Проблемы социальной работы с пожилыми и старыми людьми.
Тематический план для студентов очного отделения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | |||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | |||||||
Всего | В том числе | ||||||||
Лекции | Семинар | Практич. работа | Лаборатор. работа | ||||||
1. | Раздел 1. Теоретические основы курса. Тема 1. История развития «геронтологии» и «социальной геронтологии». Тема 2. Предмет и методы социальной геронтологии. Тема 3. Социально-психологические теории старения и старости. | ||||||||
2. | Раздел 2. Старение населения и его социальные последствия. Тема 1. Демография старения. Демографическая ситуация в современном обществе. Тема 2. Роль и место старости в онтогенезе человека. | ||||||||
3. | Раздел 3. Социальная значимость медицинских проблем населения старшего возраста. Тема 1. Особенности здоровья населения пожилого и старческого возраста. Тема 2. Медико-социальная помощь и вопросы реабилитации людей пожилого и старческого возраста. Основы общей гериатрии. Тема 3. Предупреждение преждевременного старения. | - | - | ||||||
4. | Раздел 4. Психология и психопатология старения и старости в контексте социальной геронтологией. Тема 1. Анализ психической деятельности на ранних и поздних стадиях старения и старости. Тема 2. Социальные аспекты психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте. | ||||||||
5. | Раздел 5. Профессионально-трудовое старение и его социальная значимость. Тема 1. Профессионально-трудовое старение: формы и характеристики. Тема 2. Социальные и психологические модели адаптации к пенсионному периоду. Тема 3. Одиночество в пожилом возрасте как социальная проблема. | - | - - | - | |||||
6. | Раздел 6. Государственная социально-геронтологическая политика в РФ. Тема 1. Государственная социально-геронтологическая политика в РФ. Тема 2. Пенсионное обеспечение по старости: проблемы, перспективы. Тема 3. Социальная геронтология и социальная работа, взаимосвязь и взаимовлияние. Тема 4. Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми. Тема 5. Перспективы развития «стареющего» общества. | - - - | - - | - | |||||
Итого |
Тематический план для студентов заочного отделения
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов по учебному плану | |||||||
Максимальная нагрузка студентов (часов) | Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | |||||||
Всего | В том числе | ||||||||
Лекции | Семинар | Практич. работа | Лаборатор. работа | ||||||
1. | Раздел 1. Теоретические основы курса. Тема 1. История развития «геронтологии» и «социальной геронтологии». Тема 2. Предмет и методы социальной геронтологии. Тема 3. Социально-психологические теории старения и старости. | - - | - - - | ||||||
2. | Раздел 2. Старение населения и его социальные последствия. Тема 1. Демография старения. Демографическая ситуация в современном обществе. Тема 2. Роль и место старости в онтогенезе человека. | - | - - | ||||||
3. | Раздел 3. Социальная значимость медицинских проблем населения старшего возраста. Тема 1. Особенности здоровья населения пожилого и старческого возраста. Тема 2. Медико-социальная помощь и вопросы реабилитации людей пожилого и старческого возраста. Основы общей гериатрии. Тема 3. Предупреждение преждевременного старения. | - - - | - | ||||||
4. | Раздел 4. Психология и психопатология старения и старости в контексте социальной геронтологией. Тема 1. Анализ психической деятельности на ранних и поздних стадиях старения и старости. Тема 2. Социальные аспекты психических заболеваний в пожилом и старческом возрасте. | - - | |||||||
5. | Раздел 5. Профессионально-трудовое старение и его социальная значимость. Тема 1. Профессионально-трудовое старение: формы и характеристики. Тема 2. Социальные и психологические модели адаптации к пенсионному периоду. Тема 3. Одиночество в пожилом возрасте как социальная проблема. | - - - | - - | ||||||
6. | Раздел 6. Государственная социально-геронтологическая политика в РФ. Тема 1. Государственная социально-геронтологическая политика в РФ. Тема 2. Пенсионное обеспечение по старости: проблемы, перспективы. Тема 3. Социальная геронтология и социальная работа, взаимосвязь и взаимовлияние. Тема 4. Зарубежный опыт социальной работы с пожилыми. Тема 5. Перспективы развития «стареющего» общества. | - - - - - | - - - | ||||||
Итого |
Содержание учебной дисциплины