Психологическая характеристика типов темпераментов

Характероло-гический признак Типы темпераментов
сангвиник флегматик холерик меланхолик
Уравновешенность поведения хорошо уравновешенное отлично уравновешенное неуравновешенное очень уравновешенное
Эмоциональные переживания поверхностные, кратковременные слабые сильные, кратковременные глубокие и длительные
Настроение устойчивое, жизнерадостное устойчивое, без больших радостей и печалей неустойчивое, с преобладанием бодрого неустойчивое, с преобладанием пессимизма
Речь громкая, живая, плавная монотонная, медленная громкая, резкая, неравномерная тихая, с задыханием
Терпение умеренное очень большое слабое очень слабое
Адаптация отличная медленная хорошая трудная (замкнутость)
Общительность умеренная невысокая высокая низкая (замкнутость)
Агрессивность в деятельности миролюбивое поведение сдержанность в поведении агрессивное истеричность в поведении, возмущение и уход от сложностей
Отношение к критике спокойное безразличное возбужденное обидчивое
Активность в деятельности энергичная (деловая) поведение неутомимого труженика страстная, увлеченная неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)
Отношение к новому безразличное отрицательное положительное оптимистическое, сменяется пессимистическим и наоборот
Отношение к опасности расчетливое, без особого риска хладнокровное, невозмутимое боевое, рискованное, без особого расчета тревожное, растерянное, подавленное
Стремление к цели быстрое, с избеганием препятствий медленное, упорное сильное с полной отдачей то сильное, то слабое, с избеганием препятствий
Самооценка некоторая переоценка своих способностей реальная оценка своих способностей значительная переоценка своих способностей чаще всего - недооценка своих способностей
Внушаемость и мнительность небольшая стабильная умеренная большая

Задание 1.18. Диагностическая процедура

Определение типа темперамента с помощью

опросника Г. Айзенка (подростковый вариант)

Инструкция: Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения, если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.

ВОПРОСЫ

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверять любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружиться голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе случиться попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно бываешь, уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?

Бланк ответов

Да – «+», нет – «-».

                   
                   
                   
                   
                   
                   

Обработка результатов

Отвечая на вопросы, ты получил(а) баллы по шкалам: лжи, экстраверсии-интроверсии и нейротизма (эмоциональной неустойчивости). Посчитай количество баллов, совпадающих с ключом Если количество баллов по шкале лжи превышает 5 баллов, то ты был неоткровенен в своих ответах и результаты теста не соответствуют реальности. Отложив полученную сумму баллов по шкале Х (интроверсия-экстраверсия) и сумму по шкале У (стабильность), определи, в каком квадрате ты оказался. Шкала имеет деления от 0 до 24 баллов. Начало шкалы – 0 баллов, а середина шкалы равна 12 баллам.

Сверь свои результаты с оценочной таблицей для этой шкалы. Например, если по шкале интроверсии-экстраверсии у тебя получилось 5 баллов, а в оценочной таблице указано, что от 1 до 7 – значительная интроверсия, то это значит, что ты ярко выраженный интроверт.

Ключ

1. Экстраверсия-интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм:

«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи:

«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.

«нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

Оценка результатов

Оценочная таблица для шкалы экстраверсии – интроверсии.

Интроверсия Экстраверсия
значительная умеренная умеренная значительная
1-7 8-11 12-18 19-24

Оценочная таблица для шкалы эмоциональной устойчивости.

Эмоциональная устойчивость Эмоциональная неустойчивость
высокая средняя высокая очень высокая
до 10 11-14 15-18 19-24

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический.

Психологическая характеристика типов темпераментов - student2.ru

Занятие 12. Ведущие отношения личности и типы профессий

Характер – это система взаимоотношений личности с действительностью, проявляющаяся в её поведении и деятельности.

Определяющие отношения человека, его характер оказывают существенное влияние на выбор профессии и успешность учебной и трудовой деятельности.

Задание 1.19. Диагностическая процедура

«Мотивы выбора профессии»

Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на Ваш выбор профессии.

Напишите эту профессию, специальность ______________________________________

№ п/п Утверждения Оценка – как повлияло утверждение на ваш выбор:
Очень сильно Сильно Средне Слабо Никак
1. Требует общения с разными людьми          
2. Нравится родителям.          
3. Предполагает высокое чувство ответственности          
4. Требует переезда на новое место жительства          
5. Соответствует моим способностям          
6. Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием          
7. Дает возможность приносить пользу людям.          
8. Способствует умственному и физическому развитию.          
9. Является высоко оплачиваемой          
10. Позволяет работать близко от дома          
11. Является престижной          
12. Дает возможности для роста профессионального мастерства          
13. Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах.          
14. Позволяет реализовать способности к руководящей работе          
15. Является привлекательной          
16. Близка к любимому школьному предмету          
17. Позволяет сразу получить хороший результат труда для других          
18. Избрана моими друзьями          
19. Позволяет использовать профессиональные умения для работы          
20. Дает большие возможности проявить творчество          
Внутренние мотивы Внешние мотивы
Индивидуально значимые Социально значимые Положительные Отрицательные
       
       
       
       
       
Итого:   Итого:   Итого:   Итого:  

Наибольшая сумма баллов в столбике свидетельствует о преобладании данного мотива.

Если у тебя преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы, то ты придерживаешься стратегии правильного выбора профессии, то есть, выбирая профессию, в первую очередь учитываешь свои «Хочу» и «Могу», а также для тебя важно, насколько будущая профессия поможет тебе развиваться в дальнейшем.

Если у тебя преобладают внутренние социально значимые мотивы, то для тебя при выборе профессии в первую очередь важным является то, насколько твоя профессиональная деятельность поможет окружающим людям и тем самым повысит твой социальный статус.

Если у тебя преобладают внешние мотивы, то для тебя важнее при выборе данной профессии не соответствие ее твоим способностям, интересам и склонностям, а другие факторы:

- при преобладании внешних положительных мотивов для тебя в первую очередь важны условия работы (высокая зарплата, расположение работы и т.д.), а не сама работа;

- при преобладании внешних отрицательных мотивов в первую очередь важно одобрение окружающими твоего выбора.

Занятие 13. Эмоциональные состояния личности. Воля

Эмоции – это переживания в форме пристрастного, сугубо личного отражения жизненного смысла явлений и ситуаций.

С развитием разума и высших человеческих потребностей на их базе сформировались более сложные эмоции – человеческие чувства.

Можно выделить четыре основные формы эмоциональных состояний, различающихся силой и продолжительностью: чувства, эффект, страсть, настроение.

Эмоциональное состояние оказывает влияние на успешность прудовой деятельности.

Эмоциональные состояния выполняют роль регуляторов человеческого поведения и общения.

Профессии с повышенной ответственностью (хирург, водитель, спасатель, врач скорой помощи, летчик, авиадиспетчер), в которых человеку приходится работать в стрессовой, экстремальной обстановке, требуют большей эмоциональной устойчивости.

Есть много профессий, в которых хорошее настроение становится одним из показателей успешности, особенно в профессиях врача, педагога, продавца, менеджера.

Воля человека – выражается в его способности преодолевать препятствия и трудности.

Волевое поведение определяет ряд волевых качеств: целеустремлённость, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, смелость, мужество, дисциплинированность.

Волевые качества личности проявляются в степени выраженности ее целеустремленности, настойчивости, выдержки, решимости, инициативности, самостоятельности и т.д.

Волю можно назвать основой характера человека, ведь обладая развитыми волевыми качествами можно добить всего, чего хочешь, к чему стремишься.

Любое намерение, желание, решение человека, каким бы оно ни было, требует от человека волевого усилия. Люди, которые хорошо воспитали у себя волевые качества – хозяева своей жизни, желаний и поступков.

Задание 1.20. Ответить на вопросы

Методика «Какая у меня воля»

Инструкция.Учащийся должен ответить на вопросы с максимальной объективностью. Возможны три варианта ответа: «да», «не знаю», «нет».

1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам интересна, независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться и потом снова вернуться к ней?

2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда вам нужно сделать что-то неприятное (например, выйти на дежурство в выходной день)?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию на работе или в быту, в состоянии ли взять себя в руки настолько, чтобы глянуть на ситуацию трезво, с максимальной объективностью?

4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5. Найдете ли силы утром встать раньше обычного, как было запланировано вечером?

6. Останетесь ли на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли данное сгоряча обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь и вы человеком слова?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13. Относитесь ли неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы. Так ли это?

15. Сможете ли прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам слова противной стороны?

Обработка результатов

Подсчитать набранное количество баллов, присваивая ответам «да» 2 очка; «не знаю» – 1 очко; «нет» – 0 очков.

От 0 до 12 очков. С силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей. Ваша интуиция выражается известным изречением: «Что, мне больше к нужно?» Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете, чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.

От 13 до 21 очка. Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует вас и в глазах окружающих людей. Если хотите в жизни достичь большего, тренируйте волю.

От 22 до 30 очков. С силой воли у вас в порядке. На вас можно положиться – вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли – это очень хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, гибкость, снисходительность и доброта.

Занятие 14. Способности. Способность к запоминанию

Истинное знание человека венчается познанием своей личности.

Л.Н. Толстой

. Психологическая характеристика типов темпераментов - student2.ru Психологическая характеристика типов темпераментов - student2.ru

Способности... Как их выявить? Как их развивать? Эти вопросы волнуют всех. Как узнать, есть ли у тебя способности? Прежде чем рассматривать такое сложное явление, как способность, необходимо ввести еще одно понятие – склонность. Этим словом называют расположение, тяготение к каким-либо видам деятельности. Так, один с увлечением рисует, лепит и это доставляет ему удовольствие, другой – испытывает влечение к техническим конструкциям, третий – к музыке или танцам. Склонности – предпосылки развивающихся способностей. Сильная устойчивая склонность свидетельствует о предпосылках способностей.

Способности – это совокупность достаточно устойчивых, хотя и изменяющихся качеств личности человека, определяющих успешность обучения чему-либо или совершенствования.

Различают общие способности и специальные.

Критериями общих способностей, по мнению психолога В.И. Жуковской, являются:

1. Быстрота понимания и быстрое овладение знаниями, умениями, навыками.

2. Логичность, гибкость и самостоятельность мышления.

3. Быстрота и прочность запоминания материала.

4. Высокая способность к абстрагированию, обобщению, анализу и синтезу учебного материала.

5. Находчивость и сообразительность при решении задач.

6. Владение обратимыми операциями мышления.

7. Пониженная утомляемость.

8. Целеустремленность.

Наличие общих способностей обеспечивает качество учебы и труда.

Помимо них есть специальные способности.

Специальные способности необходимы для успешного выполнения какой-либо определенной деятельности – математической, литературной, художественной, технической, спортивной и др. У кого-то ярко проявляются способности к художественной деятельности, у кого-то к математической или литературной.

Что же дает основание говорить о наличии у человека способности к какой-то деятельности?

Основанием, по мнению психолога В.А. Крутецкого, служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений.

Специальные способности – это не всякие индивидуально-психологические особенности, а лишь те, которые соответствуют требованиям определенной деятельности. Только в процессе соответствующей деятельности может прояснится, есть ли у человека способности, одарен ли он в этом направлении. Нельзя говорить о способности к музыке, если его не пытались обучать игре на инструментах, пению. Чтобы узнать, если у тебя способности к той или иной деятельности, надо пробовать себя в соответствующей деятельности, приложить труд, настойчивость.

Личность нередко проявляет себя в увлечениях какой-то деятельностью.

Задание 1.21. Ответить на вопросы

Твои увлечения

1. Есть ли у тебя хобби? ___________________________________________________________

2. Какое? Опиши кратко __________________________________________________________

________________

3. Что дает тебе твое увлечение? ___________________________________________________

________________

4. Связано ли оно с твоими профессиональными намерениями? _________________________

5. Влияет ли твое увлечение на результат твоей учебы (положительно, отрицательно) ______

________________

6. Знают ли о нем твои друзья? _____________________________________________________

7. Одобряют ли твое увлечение родители? ___________________________________________

Память

Память – это психический процесс, помогающий нам запомнить то, что мы видим, слышим, говорим, делаем, помогающий нам сохранять все это и в нужный момент вспоминать, т.е. узнавать, воспроизводить то, что знаешь.

Психологическая характеристика типов темпераментов - student2.ru

Механическаяпамять–это запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается.

Смысловаяпамять – это память информации, которая осмыслена.

Забывание неосмысленного материала особенно интенсивно протекает сразу после заучивания, в первый час, а через 48 часов в памяти остается всего 25%.

Любой изучаемый материал попадает сначала в кратковременную память и только после многократных повторений этот материал сохраняется в долговременной памяти. Объем кратковременной памяти ограничен. Он составляет 5-9 единиц. Запоминая длинный текст, необходимо заучивать его небольшими фрагментами.

Задание 1.22. Работа с таблицей «Ведущие свойства специальных способностей»

Наши рекомендации