Разработка индивидуализированных программ психологической подготовки спортсменов к соревнованиям

Разработка индивидуализированных программ психологический подготовки спортсменов осуществляется на основе результатов диагностики состояния психологической подготовленности на предсоревновательном этапе, индивидуально-психологических особенностей, характера доминирующего предстартового состояния и поведения спортсменов на соревнованиях.

При организации психологической подготовки спортсменов к соревнованию учитывается динамика состояния предстартовой психологической подготовленности спортсмена. Психологическая подготовка каждого спортсмена к соревнованию строится на основе отклонения предстартовой психологической готовности от установленных ранее параметров. Важно знать факторы, влияющие на динамику психологической готовности конкретного спортсмена. При психологической подготовке спортсменов необходимо знать индивидуальные проявления этого состояния в каждом микроцикле на этапе непосредственной подготовки к конкретному соревнованию.

Ниже представлено содержание психологической подготовки спортсменов к соревнованию при отклонении от заданных параметров в каждом структурном компоненте психологической готовности.

Уровень сформированности компонентов психологической подготовленности определяется на следующих этапах подготовки спортсменов к соревнованию: вначале этапа предсоревновательной подготовки; после втягивающего микроцикла; после ударного микроцикла; после восстановительного микроцикла за день до соревнования. Методики диагностики сформированности компонентов психологической подготовленности представлены в предыдущем параграфе. Полученные результаты по каждому спортсмену служат исходными данными для разработки индивидуализированных программ психологической подготовки и организации работы по коррекции психологической подготовленности каждого спортсмена после каждого обследования.

1 Потребностно-мотивационный компонент.

В случае выявления у спортсмена вначале предсоревновательного этапа отклонений составляющих этого компонента от заданных параметров работа со спортсменами строится по следующим основным направлениям:

1 Анализ выступлений спортсменов на предыдущих соревнованиях.

2 Развитие у спортсменов качества результативности спортивной деятельности.

3 Формирование у спортсменов адекватной самооценки своей психологической подготовленности и планирование соревновательных целей в связи с возможностями спортсмена.

4 Ориентация на повышение соревновательной мотивации.

5 Актуализация у спортсменов мотивации на достижение успеха.

6 Создание положительного эмоционального фона на занятиях.

7 Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества тренера со спортсменами.

8 Удовлетворение актуальных потребностей спортсменов.

Анализ выступления спортсменов на прошедших соревнованиях и объяснение его результатов проявлением усилий на тренировках и соревнованиях. Для этого используется мотивационный тренинг «причинных схем».

Совершенствование у спортсменов результативности (как качества личности) тренировочной и соревновательной деятельности у спортсменов. Содержание работы по данному направлению представлено в предыдущем параграфе.

Формирование у спортсменов адекватной самооценки своей психологической подготовленности и планирование на этой основе содержания психологической подготовки. Поскольку самооценка определяет устойчивость спортивной мотивации, то считается необходимым при управлении формированием мотивации решение следующих задач: 1) формирование адекватной самооценки у спортсменов; 2) учет характера самооценки при постановке соревновательных целей. Содержание работы по этому направлению представлено в предыдущем параграфе.

При развитии у спортсменов способностей к адекватному целеполаганию, планированию своего поведения и самоанализу своей деятельности рекомендуется «тренинг личностной причинности». Укрепление спортивной мотивации рассматривается как развитие у спортсмена ощущения того, что он сам является причиной своего поведения и всех его последствий. При проведении этого мотивационного тренинга решаются следующие задачи: 1) постановка перед спортсменом реально достижимых перспективных целей на основе сопоставления целей со своими возможностями; 2) выявление в психологической подготовленности своих сильных и слабых сторон; 3) постановка ближайших целей; 4) научить спортсменов понимать, действительно ли его поведение, выполняемая им деятельность приближают его к цели.

Ориентация на повышение соревновательной мотивации. Исследования характера спортивной мотивации позволили выявить соотношение у спортсменов тренировочной и соревновательной мотивации и представить содержание этой работы со спортсменами (см. предыдущий параграф).

Анализ специальной литературы по проблеме мотивации и результаты психологических исследований позволяют определить задачи по формированию спортивной мотивации у спортсменов на этапе углубленной спортивной специализации и подобрать соответствующие для этого возраста и квалификации средства.

Актуализация у спортсменов мотивации достижения успеха. Содержание работы по решению этой задачи представлено в предыдущем параграфе.

Создание положительного эмоционального фона на занятиях.

Между мотивацией и эмоциями человека имеется определенная взаимосвязь – положительные эмоции при выполнении деятельности способствуют укреплению мотивации. В этой связи на тренировочных занятиях создается положительный эмоциональный фон. Это достигается путем создания условий для занятий; управления общением с занимающимися; использования психорегулирующей тренировки при настройке на занятия, а также использования других средств.

Обеспечение благоприятного педагогического сотрудничества. Важно понять, что на данном этапе тренер и спортсмен – равноправные союзники в достижении спортсменом высшего спортивного мастерства. Тренер должен дать понять это спортсмену и добиться от него сотрудничества. Требования тренера должны быть приняты спортсменом как его собственные. Сотрудничество, сотворчество тренера и спортсмена – это залог их успешной плодотворной работы в достижении высоких спортивных результатов.

Удовлетворение актуальных потребностей спортсменов. В процессе подготовки спортсменов к соревнованию выявляются у них актуальные потребности, что служит отправным моментом для их удовлетворения. Выявляются следующие потребности: физиологические, в безопасности, в уважении, в одобрении, в общении, в самоутверждении, в самовыражении, в стремлении спортсмена к достижению высоких результатов. Подробно решение этой задачи описано в предыдущем параграфе.

Наши рекомендации