Психологическое консультирование – новый выбор для психологов и клиентов
Оглавление
Предисловие научного редактора. 12
Психологическое консультирование – новый выбор для психологов и клиентов. 12
Предисловие. 16
Благодарности. 18
ЧАСТЬ I. Исторические и профессиональные основы консультирования. 19
Глава 1. История и тенденции развития консультирования. 20
Определение консультирования. 21
Персональное руководство. 22
Психотерапия. 22
Консультирование. 23
История консультирования. 24
До 1900 года. 24
1900-1909 годы.. 25
1910-е годы.. 26
1920-е годы.. 26
1930-е годы.. 27
1940-е годы.. 28
1950-е годы.. 28
1960-е годы.. 30
1970-е годы.. 31
1980-е годы.. 32
1990-е годы.. 34
Тенденции нового тысячелетия. 36
Проблемы профилактического здравоохранения. 37
Эффективное применение компьютеров и компьютерных технологий в консультировании 37
Рост движения лидерства. 38
Резюме. 38
Сводная таблица. Вехи в истории консультирования. 39
1900-е годы.. 39
1910-е годы.. 39
1920-е годы.. 39
1930-е годы.. 39
1940-е годы.. 39
1950-е годы.. 39
1960-е годы.. 40
1970-е годы.. 40
1980-е годы.. 40
1990-е годы.. 41
Задания для самостоятельной работы.. 41
Литература. 41
Глава 2. Качества эффективного консультанта. 45
Личностные качества и квалификация консультанта. 46
Нездоровые мотивы выбора профессии консультанта. 46
Личностные качества эффективного консультанта. 47
Поддержание профессионального уровня консультанта. 49
Образование консультантов. 50
Уровни помощи. 50
Специальности, связанные с оказанием профессиональной помощи. 51
Обучение профессиональных консультантов. 52
Теоретическая и системная подготовка консультанта. 53
Теоретические подходы.. 53
Системы консультирования. 56
Участие консультантов в смежных видах деятельности. 58
Продолжение образования. 58
Супервизирование. 58
Пропаганда консультирования. 59
Резюме. 60
Задания для самостоятельной работы.. 61
Литература. 61
Глава 3. Этические и правовые аспекты консультирования. 65
Определения: этика, мораль, право. 66
Этика и консультирование. 67
Кодексы профессиональной этики и стандарты практической работы.. 68
Разработка этических кодексов для консультантов. 68
Ограниченность этических кодексов. 69
Противоречия в этических кодексах и между этическими кодексами. 70
Принятие этически верных решений. 70
Другие этические принципы.. 71
Обучение консультантов принятию решений в ситуации этического выбора. 72
Этические вопросы в особых консультационных ситуациях. 73
Этические проблемы школьного консультирования. 74
Компьютеры, консультирование и вопросы этики. 74
Этические вопросы брачного/семейного консультирования. 74
Этические вопросы в других ситуациях. 74
Двойственные отношения. 75
Работа с консультантами, которые подозреваются в неэтичных действиях. 75
Закон и консультирование. 76
Правовое признание консультирования. 77
Профессиональные полномочия. 77
Правовые аспекты отношений консультирования. 80
Гражданская и уголовная ответственность. 82
Права клиентов и информация о клиентах. 83
Консультант в суде. 84
Резюме. 84
Задания для самостоятельной работы.. 85
Литература. 85
Глава 4. Консультирование в мультикультуральном и плюралистическом обществе. 90
Консультирование в культурно и этнически разнообразном мире. 91
Определение культуры и мультикультурального консультирования. 92
История мультикультурального консультирования. 93
Трудности мультикультурального консультирования. 94
Спорные вопросы мультикультурального консультирования. 95
Особенности консультирования при работе с отдельными культурными группами. 98
Евроамериканцы.. 98
Афроамериканцы.. 99
Испаноамериканцы.. 99
Американцы азиатского происхождения и выходцы с островов Тихого океана. 100
Коренные американцы.. 100
Международное консультирование. 101
Консультирование пожилых людей. 102
Пожилой возраст. 103
Потребности пожилых людей. 103
Консультирование пожилых людей. 104
Консультирование и вопросы пола. 105
Консультирование женщин. 106
Консультирование мужчин. 108
Консультирование и сексуальная ориентация. 111
Консультирование и духовность. 111
Резюме. 113
Занятия для самостоятельной работы.. 114
Литература. 114
ЧАСТЬ II. Стадии консультирования и основные теоретические подходы.. 122
Глава 5. Построение отношений консультирования. 123
Факторы, влияющие на процесс консультирования. 124
Структура. 124
Инициатива. 127
Физические условия. 129
Особенности клиента. 130
Качества консультанта. 131
Типы первичных интервью.. 132
Два типа ознакомительных интервью.. 132
Информационно-ориентированное первичное интервью.. 133
Первичное интервью, ориентированное на установление отношений. 134
Начало первичного интервью.. 136
Эмпатия. 136
Вербальное и невербальное поведение. 137
Неверное поведение при проведении интервью.. 138
Исследование и идентификация целей. 140
Резюме. 141
Задания для самостоятельной работы.. 142
Литература. 142
Глава 6. Содержание работы в отношениях консультирования. 146
Навыки, применяемые консультантом в фазах понимания и действия. 148
Изменение восприятия ситуации. 148
Наведение. 149
Полимодальное реагирование. 150
Точная эмпатия. 153
Самораскрытие. 154
Непосредственность реакции. 155
Юмор. 156
Конфронтация. 156
Заключение контракта. 157
Репетиция. 159
Перенос и контрперенос. 160
Реальность взаимоотношений. 163
Резюме. 164
Задания для самостоятельной работы.. 164
Литература. 165
Глава 7. Завершение отношений консультирования. 168
Функция завершения. 169
Выбор времени завершения. 170
Проблемы, связанные с завершением.. 171
Завершение отдельных сессий. 171
Завершение отношений консультирования. 171
Сопротивление завершению.. 173
Сопротивление клиента. 173
Сопротивление консультанта. 174
Преждевременное завершение. 174
Завершение, инициированное консультантом.. 176
Позитивное завершение консультирования. 177
Проблемы, связанные с завершением.. 178
Постконсультационное сопровождение. 178
Направление к другому специалисту и рециркуляция. 179
Резюме. 179
Задания для самостоятельной работы.. 180
Литература. 181
Глава 8. Психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании. 183
Теория – в практику. 184
Психоаналитические теории. 185
Классическая психоаналитическая теория. 185
Зигмунд Фрейд. 185
Понимание человеческой природы.. 186
Роль консультанта. 190
Цели. 191
Методы.. 191
Оценка теории: уникальность и ограничения. 192
Адлерианское консультирование. 194
Альфред Адлер. 194
Понимание человеческой природы.. 195
Роль консультанта. 197
Цели. 197
Методы.. 198
Оценка теории: уникальность и ограничения. 199
Резюме. 201
Задания для самостоятельной работы.. 203
Литература. 203
Глава 9. Личностно-центрированный, экзистенциальный и гештальт-терапевтический подходы в консультировании. 206
Личностно-центрированное консультирование. 207
Карл Роджерс. 207
Понимание человеческой природы.. 208
Роль консультанта. 209
Цели. 210
Методы.. 210
Оценка теории: уникальность и ограничения. 211
Экзистенциальное консультирование. 213
Ролло Мэй. 213
Виктор Фраккл. 214
Понимание человеческой природы.. 214
Роль консультанта. 215
Цели. 216
Методы.. 216
Оценка теории: уникальность и ограничения. 217
Гештальт-терапия. 217
Фриц Перлз. 218
Понимание человеческой природы.. 218
Роль консультанта. 219
Цели. 220
Методы.. 221
Оценка теории: уникальность и ограничения. 222
Резюме. 223
Задания для самостоятельной работы.. 223
Литература. 224
Глава 10. Рационально-эмотивная терапия и транзактный анализ. 228
Общие аспекты когнитивного консультирования. 229
Когнитивная терапия А. Бека. 230
Рационально-эмотивная терапия поведения. 230
Альберт Эллис. 230
Понимание человеческой природы.. 232
Роль консультанта. 233
Цели. 233
Методы.. 235
Оценка теории: уникальность и ограничения. 237
Транзактный анализ. 239
Эрик Берн. 239
Понимание человеческой природы.. 239
Роль консультанта. 244
Цели. 244
Техники. 245
Оценка теории: уникальность и ограничения. 246
Резюме. 246
Задания для самостоятельной работы.. 247
Литература. 247
Глава 11. Бихевиоральный, когнитивно-бихевиоральный подходы и терапия реальностью.. 250
Краткий обзор бихевиоральных подходов. 251
Бихевиоральные теории. 252
Б. Ф. Скиннер. 252
Понимание человеческой природы.. 253
Модель «стимул – реакция». 254
Прикладной бихевиоральный анализ. 254
Социально-когнитивная теория. 254
Роль консультанта. 255
Цели. 255
Методы.. 256
Когнитивно-бихевиоральная теория и методы.. 260
Когнитивное реструктурирование. 261
Оценка теории: уникальность и ограничения. 261
Терапия реальностью.. 263
Уильям Глассер. 263
Понимание человеческой природы.. 264
Роль консультанта. 265
Цели. 266
Методы.. 267
Оценка теории: уникальность и ограничения. 268
Развитие и интеграция теорий консультирования. 270
Резюме. 270
Задания для самостоятельной работы.. 275
Литература. 275
ЧАСТЬ III. Навыки и направления в практике консультирования. 279
Глава 12. Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория. 280
Зарождение консультирования по вопросам брака и семьи. 282
Развитие в русле психоанализа. 282
Общая теория систем.. 282
Проблема шизофрении в контексте семьи. 282
Возникновение супружеского консультирования. 283
Развитие консультационной работы с трудными детьми. 283
Возникновение группового консультирования. 283
Изменения после Второй мировой войны.. 284
Мультикультуральное консультирование. 284
Ассоциации, образование и исследования. 284
Жизнь семьи и жизненный цикл семьи. 285
Отличия брачного и семейного консультирования от индивидуального и группового. 288
Консультирование по проблемам брака. 289
Психоаналитическая теория. 290
Социально-когнитивная теория. 290
Системная теория семьи Боуэна. 291
Структурно-стратегическая теория. 291
Рационально-эмотивная теория поведения (РЭТП) 292
Оценка супружеского консультирования и консультирование пар. 292
Семейное консультирование. 292
Психодинамическое консультирование семьи. 294
Эмпирическое консультирование семьи. 295
Бихевиоральное семейное консультирование. 296
Структурное семейное консультирование. 297
Стратегическое (краткосрочное) семейное консультирование. 298
Семейное консультирование, сосредоточенное на решениях. 298
Нарративное семейное консультирование. 299
Резюме. 299
Сводная таблица. 300
Некоторые теоретические подходы в брачном и семейном консультировании. 300
Задания для самостоятельной работы.. 303
Литература. 303
Глава 13. Групповое консультирование. 308
Место групповой работы в общей системе консультирования. 310
Типы групп. 311
Ориентационные/психолого-образовательные группы.. 312
Группы консультирования/группы решения межличностных проблем.. 312
Группы психотерапии и личностной реконструкции. 313
Целевые группы.. 313
Традиционные типы групп. 313
Т- группы.. 314
Группы встреч. 314
Групповой марафон. 314
Психодрама. 314
Группы самопомощи/поддержки. 314
Теоретические подходы к групповой работе. 315
Стадии групповой работы.. 317
Проблемы групповой работы.. 322
Отбор и подготовка членов группы.. 322
Размер группы и продолжительность групповой работы.. 324
Открытые и закрытые группы.. 324
Конфиденциальность. 324
Обстановка для проведения групповой работы.. 325
Ко-лидеры.. 325
Самораскрытие. 325
Обратная связь. 325
Проспективное наблюдение. 326
Качества эффективных групповых лидеров. 326
Будущее групповой работы.. 329
Резюме. 330
Задания для самостоятельной работы.. 330
Литература. 331
Глава 14. Консультирование по вопросам карьеры и психологическое сопровождение деятельности 334
Значение консультирования по вопросам карьеры.. 336
Организации консультирования по вопросам карьеры.. 336
Карьерное консультирование и характеристика карьер. 337
Информация о карьере. 338
Теории развития карьеры и консультирование. 340
Трейт-факторная теория. 340
Психодинамическая теория. 341
Теории развития. 343
Социально-когнитивные теории. 348
Комплексное карьерное консультирование. 348
Карьерное консультирование различных групп населения. 349
Карьерное консультирование детей. 349
Карьерное консультирование подростков. 351
Карьерное консультирование студентов колледжа. 353
Карьерное консультирование взрослых. 353
Карьерное консультирование женщин и представителей культурных меньшинств. 355
Резюме. 358
Задания для самостоятельной работы.. 358
Литература. 358
Глава 15. Консультирование в начальной, средней и старшей школе. 364
Консультирование и психологическое сопровождение в начальной школе. 366
Основные задачи и обязанности консультантов. 366
Характер деятельности. 368
Консультирование и психологическая работа в средних классах школы.. 374
Основные задачи и обязанности консультантов. 375
Характер деятельности. 376
Консультирование и психологическая работа в старших классах средней школы.. 378
Основные задачи и обязанности консультантов. 379
Характер деятельности. 380
Резюме. 385
Задания для самостоятельной работы.. 386
Литература. 386
Глава 16. Консультирование в университетах и студенческие службы.. 392
Зарождение студенческих служб и университетского консультирования. 394
Теоретические основы и профессиональная подготовка для работы со студентами университетов. 395
Теоретические основы.. 395
Профессиональная подготовка. 397
Университетское консультирование. 397
Основные задачи и обязанности консультантов. 397
Характер деятельности. 399
Профессиональные студенческие службы (Student Life Professionals) 402
Основные задачи и обязанности консультантов. 402
Характер деятельности. 404
Консультирование и работа с нетрадиционными группами студентов. 405
Резюме. 406
Задания для самостоятельной работы.. 407
Литература. 407
Глава 17. Консультирование по вопросам психического здоровья, зависимости от психоактивных веществ и реабилитационное консультирование. 413
Консультирование по вопросам психического здоровья. 414
Теории и функции. 416
Консультирование по вопросам зависимости от психоактивных веществ. 419
Природа зависимости от психоактивных веществ. 419
Профилактика зависимости от психоактивных веществ. 420
Лечение лиц, употребляющих психоактивные вещества. 421
Лечение алкогольной зависимости. 422
Лечение других видов наркомании. 423
Семья и лечение зависимости от психоактивных веществ. 423
Работа с эмоциональными зависимостями. 423
Тендерные и культурные аспекты работы с зависимостями. 424
Реабилитационное консультирование. 425
Образование, сертификация и профессиональные организации реабилитационных консультантов. 426
Теории и методы.. 426
Основные задачи и обязанности консультантов. 429
Резюме. 430
Задания для самостоятельной работы.. 431
Литература. 431
Глава 18. Экспертное консультирование. 436
Экспертное консультирование: определение многоаспектной деятельности. 437
Особенности экспертного консультирования. 439
Четыре концептуальные модели. 440
Уровни экспертного консультирования. 441
Индивидуальное экспертное консультирование. 441
Групповое экспертное консультирование. 441
Экспертное консультирование организаций/сообществ. 442
Стадии экспертного консультирования и установки. 443
Специфические области экспертного консультирования. 445
Экспертное консультирование в школе. 445
Экспертное консультирование учреждений. 446
Обучение навыкам эксоертно-консультационной работы.. 448
Резюме. 450
Задания для самостоятельной работы.. 450
Литература. 451
Глава 19. Оценивание и исследование. 454
Природа оценивания и исследования. 455
Оценивание. 456
Некорректные методы оценивания. 456
Этапы оценивания. 456
Выбор модели оценивания. 457
Исследований в консультировании. 459
Исследование. 461
Этапы процесса исследования. 461
Релевантность исследования. 462
Выбор метода исследования. 462
Типология исследований. 463
Основные методы исследования. 464
Рекомендации по применению результатов исследований. 468
Статистика. 469
Резюме. 470
Задания для самостоятельной работы.. 470
Литература. 471
Глава 20. Психологическое измерение и применение психологических тестов. 475
Тесты и тестовые показатели. 476
История применения тестов в консультировании. 477
Проблемы и потенциальные возможности применения тестов. 478
Качества хороших тестов. 480
Классификация тестов. 481
Проведение тестирования и интерпретация результатов. 488
Оценка. 491
Диагноз. 492
Резюме. 493
Задания для самостоятельной работы.. 494
Литература. 494
Приложение А. Этические стандарты Американской ассоциации консультирования. 499
Преамбула. 499
Этический кодекс. 499
Раздел А: Отношения консультирования. 499
Раздел Б: Конфиденциальность. 502
Раздел В: Профессиональная ответственность. 504
Раздел Г: Отношения с другими специалистами. 507
Раздел Д: Оценка, психологическое измерение и интерпретация. 509
Раздел Е: Преподавание, профессиональная подготовка и супервизирование. 511
Раздел Ж: Исследования и публикации. 514
Раздел 3: Разрешение этических вопросов. 516
Стандарты общепринятой практики. 517
Раздел А: Отношения консультирования. 517
Раздел Б: Конфиденциальность. 518
Раздел В: Профессиональная ответственность. 518
Раздел Г: Отношения с другими специалистами. 519
Раздел Е: Оценка, измерение и интерпретация. 519
Раздел Ж: Обучение, тренинг и стажировка. 519
Раздел 3: Исследования и публикация. 520
Раздел И: Разрешение этических споров. 520
Ссылки. 521
Приложение Б. Этические стандарты Американской психологической ассоциации. 522
Введение. 522
Преамбула. 524
Общие принципы.. 525
Принцип А: Компетентность. 525
Принцип Б: Честность. 525
Принцип В: Профессиональная и научная ответственность. 525
Принцип Г: Уважение прав и достоинства людей. 525
Принцип Д: Забота о благополучии других людей. 526
Принцип Е: Социальная ответственность. 526
Этические стандарты.. 526
1. Общие стандарты.. 526
2. Оценка, анализ или вмешательство. 531
3. Рекламирование и другие публичные заявления. 532
4. Терапия. 534
5. Неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность. 536
6. Обучение, контроль за обучением, исследование и публикации. 537
7. Судебные действия. 542
8. Решение этических спорных вопросов. 543
Приложение В Диагностическое и статистическое руководство. 545
Четвертое издание {DSM-IV) 545
Классификации. 545
Нарушения, обычно возникающие в младенчестве, детстве или подростковом возрасте (37) 546
Делирий, деменция, амнестические и другие когнитивные расстройства (123) 547
Психические расстройства, вызванные общесоматическими состояниями, ранее нигде не классифицированные (16) 548
Нарушения, развивающиеся в результате применения психоактивных веществ (175) 548
Заболевания, связанные с употреблением кофеина. 549
Шизофрения и другие психотические расстройства (273) 553
Расстройства настроения (317) 554
Тревожные расстройства (393) 555
Соматоформные расстройства(445) 555
Искусственные расстройства (471) 555
Диссоциативные расстройства (477) 556
Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации (493) 556
Парафилии (522) 557
Нарушения половой идентификации (532) 557
Расстройства приема пищи (539) 557
Расстройство сна (551) 557
Расстройства контроля над влечениями, ранее нигде не классифицированные (609) 558
Расстройства адаптации (623) 558
Расстройства личности (629) 558
Другие состояния, которые могут быть в центре клинического внимания (675) 558
Дополнительные коды.. 560
Многоосевая система. 560
Предисловие научного редактора
Психологическое консультирование – новый выбор для психологов и клиентов
Несколько лет назад, во время редактирования книги Хьелла и Зиглера «Теории личности», у автора этих строк возникло ощущение, что перед российскими читателями приоткрывается дверь в новый увлекательный мир научных теорий личности. Отклики читателей и устойчивый интерес студентов-психологов к книге Хьелла и Зиглера показали, что это ощущение было верным. Теперь читателям предлагается книга Сэмюэля Глэддинга «Психологическое консультирование: понимающая профессия». Это значит, что настало время для следующего шага в освоении мирового опыта практической психологии, – если теории личности позволяют разнообразно описывать и предсказывать с различной степенью надежности этапы развития личности и факторы, влияющие на развитие личности, то теории психологического консультирования позволяют и психологам и их клиентам осуществить выбор собственного индивидуально-неповторимого пути к желательным личностным изменениям.
Иногда на лекциях мы используем следующую метафору процесса психологического консультирования – полет баллистической ракеты от точки запуска «А» к цели «Б». Прежде всего, для того чтобы попасть из точки «А» в точку «Б», в аппаратуру управления должны быть введены координаты этих точек где находится ракета и куда она должна попасть. Так и в психологической практике. Для успешной работы должно быть выполнено необходимое условие: и психолог и клиент должны получить представление о том, где находится клиент и куда он хочет попасть. Такая «географическая» привязка может быть выполнена с помощью правильно выбранной, подходящей и клиенту и психологу, теории. Однако для успешного полета ракеты или эффективной работы с клиентом следует выполнить и достаточное условие. Таким достаточным условием для ракеты является наличие специального элемента управления – гироскопа, который сохраняет свое положение на протяжении полета, что позволяет использовать его как точку отсчета для управляющих воздействий на газовые рули. От точности гироскопа зависит точность попадания ракеты в цель. Таким «гироскопом» для психологов являются процедуры психологического консультирования, описанные и исследованные в тысячах работ наших зарубежных коллег. И если в области ракетной техники мы по-прежнему «впереди планеты всей», то в области консультирования нам еще предстоит устанавливать и совершенствовать образовательные и квалификационные стандарты. Предлагаемая вниманию читателей книга поможет заполнить существующий пробел и, мы надеемся, сделать следующий шаг в развитии отечественной практической психологии.
Для российского читателя примечательной станет уже первая часть книги, в главах которой рассказывается об истории развития консультирования, индивидуальных качествах эффективного консультанта, этических и правовых аспектах консультирования.
Определения руководства, психотерапии и психологического консультирования, приведенные С. Глэддингом в самом начале его книги, позволяют читателям предварительно установить некоторое условное соотношение между этими формами работы с клиентами. Разумеется, при наличии в мировой психологической практике свыше 250 различных психотерапевтических (Corsini & Wedding, 1989) и 400 консультационных подходов не следует устанавливать жесткие границы между ними; предпочтительнее, на наш взгляд, развивать свое собственное ощущение этих границ в своей работе с клиентами и обсуждать вопросы наличия этих границ в профессиональном сообществе.
Исторически и экономически прослеженное соотношение общественной востребованности консультирования и академической готовности специалистов к этому вызову, описанное в первой главе, внушает осторожный оптимизм по отношению к перспективам отечественного психологического консультирования. Осторожный, поскольку вся история взлетов отечественной психологии связана не с общественной, а скорее государственной востребованностью психологических знаний: так было с педологией и с тестами в 30-е годы XX века, так было с инженерной, а фактически авиационно-космической, психологией в 1950-1960-е годы. Подобная же востребованность возникла в школьной и медицинской областях уже в 80-е годы. Последнюю попытку – дай Бог, чтобы последнюю, – государственного стимулирования психологической науки мы видели в президентском указе о развитии психоанализа в России. Однако за этими впечатляющими взлетами неизбежно следовали не менее впечатляющие падения. В ситуации государственного стимулирования прикладных психологических дисциплин никто не в состоянии поддерживать устойчивое развитие этих дисциплин в изменяющихся политических условиях – они просто выпадают из зоны интересов следующего государственного лидера!
Только общественная потребность в психологических услугах может обеспечить устойчивое развитие отечественного психологического консультирования, и эта потребность формируется на наших глазах. На память приходит история 1996-1997-х годов, когда из-за недостатка финансирования в одном из городов Сибири решили сократить школьную психологическую службу. Это решение вызвало такую сильную отрицательную реакцию родителей учеников, что директора школ на свой страх и риск сохранили штат психологов, а решение о сокращении было, хотя и с задержкой, отменено.
Разумеется, нам еще долго идти по пути формирования у населения устойчивого спроса на психологические услуги, но первые шаги уже сделаны, и это движение набирает скорость.
Одним из условий, стимулирующих спрос на психологические услуги, является наличие или отсутствие формализованной ответственности специалиста перед индивидуальным, групповым или корпоративным клиентом. Вопрос об этических и правовых аспектах работы психолога-консультанта также рассматривается Сэмюэлем Глэддингом в первой части его книги. Читателям необходимо только ввести поправку на специфику российского обыденного правосознания как по отношению к этическим, так и по отношению к правовым нормам. Впрочем, быстрое изменение этого правосознания вполне возможно. Например, уже к 1998 году некоторые страховые компании обсуждали возможность страхования профессиональных рисков психологов, работающих на уровне выборов глав субъектов федерации. Возможно, эта практика возникнет в скором будущем и, несомненно, станет одним из стимулов развития психологических услуг в стране.
Далее, новым для российского читателя материалом станут главы второй части, посвященные созданию рабочих отношений «психолог– клиент» в консультировании, характеристикам рабочего процесса в консультировании и завершению отношений «психолог–клиент» по завершении консультирования. В этих главах представлены все рабочие процедуры процесса консультирования безотносительно их теоретического содержания. Именно эта теоретическая стерильность придает изложенному материалу высокую практическую ценность. Краткий обзор теорий, предпринятый автором в других главах второй части, безусловно, будет полезен для студентов-психологов, поскольку выражает взгляд автора на место этих теорий в современной общенаучной классификации. Так, например, транзактный анализ Глэддинг относит не к гуманистическим подходам, а к когнитивным, что отличает его от позиции других авторов (Нельсон-Джоунс, 2000).
На наш взгляд, основной интерес к предлагаемой книге возникает при прочтении третьей части ориентированной на различные области психологической практики. Предлагаемый набор приложений, разумеется, неполон, но подобная информация ранее не предлагалась российскому читателю. Именно в этой части автор выражает основную идею психологического консультирования XX и начала XXI века – идею выбора, к которому приходят и психолог, и его клиент. Психолог выбирает для себя специализацию в существующих областях или создает новые области психологической практики, например: консультационная работа с геями и лесбиянками, с Интернет-аддиктивным поведением подростков, с ВИЧ-инфицированными клиентами. Клиент принимает решение о выборе темы обращения к консультанту-психологу. Иногда его выбор носит лишь предварительный характер, и только после установления доверительных рабочих отношений клиент готов выбрать более значимую и, возможно, более болезненную тему для работы.
К счастью или к несчастью, но мы все обречены делать эти выборы в своей жизни, и эта обреченность связана с тем, что мир в начале XXI века стал информационно прозрачным, финансово мобильным и экономически нестабильным. Эти характеристики современного общества не делают жизнь людей проще, но представляют собой серьезный вызов психике человека.
Исчезновение экономических и политических границ вызывает необходимость межкультурального консультирования в бизнесе, образовании, социальных службах. Повышенная мобильность рабочей силы востребует новые формы карьерного консультирования, а сохранившиеся языковые различия вызывают к жизни культурно-лингвистическое консультирование. Конфессиональные и расовые различия в современном мобильном обществе требуют новых форм консультирования как посредничества – медиации.
Население экономически развитых стран стремительно стареет, и это выдвигает новые задачи для практической психологии: скоро консультирование пожилых людей станет одной из важнейших областей практической психологии. С другой стороны, улучшение состояния здоровья и увеличение продолжительности жизни выдвинет на первый план подготовку молодых людей и людей среднего возраста к долгой здоровой старости как продолжительному этапу жизненного пути.
Развитие информационных технологий делает психологическое консультирование доступным для людей во всем мире. Если в США уже сейчас существует около 15 000 сайтов, оказывающих разнообразные консультационные услуги в области здоровья, в том числе и психологические услуги, а страховые компании оплачивают консультирование своих клиентов в Интернете, а национальная служба здоровья Великобритании с лета этого года начала предоставлять услуги профессиональных психологов через Интернет, то понятно, что через два-три года возникнет рынок онлайновых психологических услуг и в Рунете. На сегодняшний день из примерно 600 русскоязычных психологических сайтов только два-три десятка предоставляют приемлемый уровень сервиса.
Все описанные выше возможности изменений и выборов, с ними связанных, делают психологическое консультирование всеохватывающей, динамической, стремительно развивающейся прикладной дисциплиной, за которой большое будущее.
Добро пожаловать в него!
Юрий Ковалев,
Томасу М. Элмору,
первому, кто познакомил меня с искусством и наукой консультирования,
кто терпеливо на примерах учил меня воздействовать на личность
Предисловие
Консультирование – это динамичная, развивающаяся, увлекательная профессия, имеющая дело с трагедией человека и его возможностями и призванная эффективно и благотворно воздействовать на личность. В задачи этой профессии входит профилактическая работа, развитие личности, исследовательская работа, увеличение возможностей человека, изменение и коррекция личности в непрерывно усложняющемся и хаотичном мире. Раньше консультирование сводилось к персональному руководству, в виде оказания помощи людям в принятии разумных решений. В настоящее время руководство представляет собой лишь одну часть этой многогранной профессии.
Настоящая книга представляет консультирование с разных сторон, охватывая его историю, теории, приемы работы, проблемы, направления и течения. Кроме этого, в книге уделено внимание значению личности консультанта, а также межкультурных, этических, правовых условий, в которых работают консультанты. Сосредоточиваясь на содержании и процессе консультирования, эта книга дает вам возможность лучше понять, чем занимаются консультанты и как они это делают.
Материалы в книге «Консультирование. Комплексная профессия» (4-е издание) разделены на три основные части. Часть I содержит четыре главы, посвященные истории и основам консультирования. Отдельные главы сориентируют вас в профессии консультирования:
· определение и история консультирования;
· качества эффективного консультанта;
· этические и юридические аспекты консультирования;
· консультирование в мультикультуральном, плюралистическом обществе.
Часть II освещает процесс, стадии и теории консультирования. Этот раздел обращается к универсальным аспектам распространенных подходов в консультировании и заостряет внимание на отдельных теориях и способах работы с проблемами клиентов. В эту часть входят следующие семь глав:
· создание отношений консультирования;
· работа в системе отношений консультирования;
· прекращение отношений консультирования;
· психоаналитический и адлерианский подходы в консультировании;
· личностно-центрированный, экзистенциалистский и гештальт-терапевтический подходы к консультированию;
· рационально-эмотивная терапия поведения и транзактный анализ;
· бихевиоральные, когнитивно-бихевиоральные подходы и терапия реальностью.
В части III делается акцент на знаниях и навыках, необходимых в консультировании. Консультанты могут выступать либо в качестве универсальных экспертов, практикующих в различных областях, либо концентрироваться в одной-двух областях. Б частности, в данной части перечисляются следующие области деятельности консультантов.
· Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория.
· Групповое консультирование.
· Консультирование по вопросам карьеры на протяжении жизни.
· Консультирование в начальном, среднем и старшем звене школы.
· Консультирование в колледжах и студенческие службы.
· Консультирование в области психического здоровья и реабилитационное консультирование.
· Консультация.
· Оценка и исследование.
· Применение психологических тестов, измерение и диагностика в консультировании.
Общей темой, проходящей через всю книгу, является положение, что консультирование предполагает как генерализованный, так и специализированный способы оказания помощи. Несмотря на то что эта профессия находится в зрелом возрасте, она все еще продолжает развиваться. Это хорошо видно на примере профессиональных организаций, таких как Американская ассоциация консультирования и 17-е отделение (Консультационной психологии) Американской психологической ассоциации. Существуют также немало других профессиональных групп – социальных работников, психиатрических сестер, психиатров, терапевтов в области брака и семьи, пасторальных консультантов, использующих процедуры и теории консультирования в повседневной работе. В сущности, немало профессий содержат элементы оказания помощи.
В этой книге вы отыщете результаты моих усилий, предпринимавшихся на протяжении жизни, направленных на то, чтобы понять, чем была, есть и будет профессия консультирования. Мой экскурс вобрал в себя разнообразный опыт клинической работы с клиентами всех возрастов и жизненных этапов, а также общения со студентами, заинтересованными в углублении понимания сущности консультационной работы. Исследования, наблюдения, обсуждения, ассимиляция чужого опыта и его анализ внесли вклад в содержание страниц этой книги.