Способности и интересы
Высокий интерес не означает способность человека к данной деятельности. В результате своего интереса человек стремится к данной деятельноси и может достигнуть больших успехов, чем другие дети, но это не означает счто человек способен к данной деятельности. Наши желания - предчувствие наших способностей 9интерес стимулирует занятия, способности приводят к продолжению занятий)
Признаки способностей: (Теплов):
· Индивидуально-психологические особенноти, по которфым люди различаются.
· Особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельностит (не любые индивидуаьные особенности)
· Не сводятся к ЗУНам
Основой способностей являются задатки – врожденные анатомо-физиологические особенноси человека, в частности, типологические особенности свойств Н.С., психические процессы и функции, органов чувств, двигательного аппарата человека.
Например, задаток – инертность Н.С., а способность (только в деятельности) – к запоминанию большого объема информации.
Для специальных способностей задатков не существует, но при развитии они обретают функциональный орган
Функциональный орган – прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, аналитически и физиологически обеспечивающие функционирование и
Условия успешной деятельности человека (основа способностей) (Лейтес)
· Психическая активность
· Саморегуляция – способность создать программу деятельности, на основе котрой управлять своими состояниями и свойствами.
Развитие способностей:
Созревание органических структур. Формирование функциональных органов (созревают до 5-6 лет – потом дети идут в школу т.к. их мозг созрел.
Становление специальных способностей (более тонкая дифференцировка – подростковый возраст необходимы игры, занятия ля развития.
Требования к деятельности, в которую включен ребенок для развития способностей:
· Высокий уровень мотивации
· Положительный эмоциональный настрой
· Оптимальный уровень трудности
· Творческий характер (изобретение новых вариантов решения0
В отечественной психологии способности – понятие динамическое (никогда не достигает оптимального уровня развития, может всегда совершенствоваться).
Современные исследования свидетельствуют, что психическое развитие ребенка очень сильно влияет на умственное развитие (плохое питание матери во время беременности приводит к недостаточной массе мозга, следовательно, даже при попадании ребенка в очень благоприятные условия, наследственность будет оказывать свое влияние, способный ребенок, живущий в деревне не получит пищи для размышлений).