Психологическая запрограммированность

Важнейшее достижение отчетного периода – доработка концепции психологической запрограммированности, а в связи с этим дальнейшее развитие теории алкоголизмии, усовершенствование методов дезалкоголизмии и классификации людей в зависимости от их отношения к алкогольным напиткам.

Идет шестьдесят пятый год существования Советского государства, однако оно, к сожалению, не смогло ликвидировать ряд социальных отрицательных явлений: религия, алкоголепитие, курение, азартные игры, нецензурные выражения, мошенничество, хулиганство, воровство. Заклинаниями и победными рапортами от них не избавиться. Многие годы авторы и лекторы назойливо твердят такие заклинания: «В нашей стране нет социальных корней алкоголизма», «У нас подорваны экономические основы алкоголизма», «Пьянство и алкоголизм – пережитки буржуазного строя»... Подобные заклинания, да еще подкрепленные фальсифицированными или надуманными фактами, создают картину благополучия, чем приносят вред обществу, содействуют сохранению отрицательных явлений. И действительно, их распространенность отнюдь не падает, не случайно мы пребываем в неведении относительно распространенности в СССР преступлений, пьянства, курения и т.п. Наша неспособность не только покончить с ними, но и остановить их рост, заставляет думать, что мы не располагаем строго научным пониманием рассматриваемых явлений, а также эффективными методами профилактики и изживания их. В отчетный период я пришел к убеждению, что многие отрицательные социальные явления можно правильно понять на основе концепции психологической запрограммированности. Ее суть.

Христианское духовенство считает человека существом греховным, падшим, над которым довлеет первородный грех. В действительности же мы рождаемся нейтральными по отношению к плохим и хорошим поступкам, рождаемся естественными безбожниками, трезвенниками, некурильщиками и т.д. Поведение человека зависит от внешних воздействий, психологических программ, которые вводят в его мозг родители, средства массовой информации, детский сад, школа и другие факторы окружающей среды. Программирование производится стихийно, сознательно и комбинированно.

Примером стихийного программирования может быть наркоманное программирование. Никто в нашей стране сознательно не распространяет пронаркотические сведения, лишь немногие люди получают их из случайных и очень редких у нас источников. Особо важно подчеркнуть: в результате серьезных мероприятий Министерства здравоохранения реализация наркоманных программ почти невозможна.

Ярким примером сознательного программирования является обучение людей религии, что обычно производится с раннего детства, сначала это делают верующие родители, затем родственники, знакомые, церковь. Здесь стоит совершенно определенная цель – сделать человека поклонником не вообще сверхъестественных сил, а определенного божества и его мифического окружения (их много выдумано). Церковники производят открытое и прямое сознательное программирование. Возможно косвенное сознательное программирование. Его, например, производили маоисты, когда стремились ослабить с помощью наркотиков американскую армию, воевавшую во Вьетнаме. Они поставляли наркотики, а приобщившиеся к ним солдаты наркоманно программировали своих товарищей и содействовали их наркоманизации. Л.Джованитти в книге «Кавалер ордена Почета» рассказывает о большом распространении среди американских бойцов употребления марихуаны, несмотря на строгие запреты начальства. Для нас особый интерес представляет сцена приобщения новичка к наркотику. Группа солдат идет на боевое задание, сделала привал. Наркоман Блонди тайно от сержанта предложил главному герою книги Глассу сигарету с марихуаной, причем в то же время провел короткое программирование. Он сказал: «Расслабься парень. Твой адреналин начинает действовать. Вот так. Взлетай. Лети, парень. Это лучшее оружие против Чарли (так американцы называли вьетнамских партизан. – Г.Ш.). Поверь мне». Программист передал наркотизированную сигарету Глассу. Ниже описывается «чудодействие» курения. Не будет натяжкой утверждение: красной чертой через книгу Джованитти проходит наркоманное программирование, и с этой точки зрения она вредна.

Пример комбинированного программирования – питейное программирование. У нас признается нормальным, оправданным умеренное или культурное алкоголепотребление, поэтому прямо и косвенно пропагандируют его средства массовой информации, дегустационные залы, кино, театр, художественная литература и т.п. Некоторые авторы открыто призывают к обучению культурному питью даже несовершеннолетних (это запрещено законом). Так, З.Н.Кишковский сообщил о том, что возглавляемая им кафедра занимается разработкой «рекомендаций для подготовки учебной программы педагогического института Благовещенска. Будущие педагоги, – продолжает профессор, – будут знакомить своих учеников с вином. С культурой его потребления, с обычаями и отклонениями от них. Иначе говоря, молодой человек с малых лет будет усваивать в своем сознании, к чему может привести неумеренное потребление напитков». Это фантазия. В действительности же «молодой человек с малых лет будет усваивать в своем сознании» лживые сведения, на основе которых у него будет формироваться питейная запрограммированность. Быстрому протеканию этого процесса будет содействовать стихийное программирование.

Психологическое программирование это наиболее тонкая и очень эффективная форма принуждения людей – идеологическая. Другими формами являются физическое (телесное наказание, тюрьма и т.п.) и экономическое (полное или частичное лишение средств к существованию). Церковь обладает большим опытом совершения идеологического принуждения, на этом поприще она творит настоящие чудеса: религиозно запрограммированные люди добровольно унижаются перед нелепыми измышлениями дикарей, несколько модернизированными духовенством, приносят «им в жертву» состояния, последние гроши, время, счастье, а иногда жизнь свою и детей.

Что же такое психологическая запрограммированность? Прежде всего рассмотрим термин «программирование» и «запрограммированность».

5.1. Понятие «психологическая запрограммированность»

Существительное «программирование» обладает большой полисемией, оно применяется во многих словосочетаниях: «программирование математическое», «программирование машинное», «программирование генетическое», «программирование средой», «программирование дыхания», «программирование психики» и др.; «программированное обучение», «программированное учебное пособие» и др. Приведу высказывания, в которых слово «запрограммировать» прилагается к человеку, взятие из словаря-справочника, изданного под редакцией Н.З.Котеловой и Ю.С.Сорокиной: «Нью-Йорк таймс» сумела так запрограммировать определенный круг своих читателей, что для них новость не новость, факт не факт и правда не правда, если они не опубликованы в «Нью-Йорк таймс». «Я смотрю на его застывшее лицо и пытаюсь понять, где там запрограммирована (модное словечко!) страсть к путешествиям». «Выбор решения товарищами Капустиным и Яновым был запрограммирован в их сознании всей сущностью почти полувека существования нашего общества». В этих фразах имеется в виду психологическое программирование.

Ю.Андреев пишет о реализации своей внутренней программы; в предисловии к сб. «Вопросы психической адаптации» (Новосибирск, I974; автор не указан), говорится о том, что внутренний физиологический и психологический мир живого организма есть запрограммированный мир среды его обитания, условия, в которых живет человек, «программируют», наряду с генетическими программами, и здоровье и болезни человека (стр.8 и 11). Академик Н.П.Дубинин высказал очень интересный взгляд на социальное программирование, он пишет, что содержание социального мира, формирующего личность, переходит от поколения к поколению в виде социальных программ, что молодые люди не несут в своей биологической наследственности никаких следов ошибок и достоинств родителей.

Мы видим, что термин «программирование» и его производные широко применяются, причем и при рассмотрении психики человека. Конечно, с позиции принципа оптимализма мне надлежало бы ввести оригинальный термин, однако многолетний поиск его не дал положительного результата; более подходящим оказался термин «питейное программирование». В отчетный период он был дополнен более широким термином «психологическое программирование». Слово «программирование» обозначает совокупность воздействий, формирующих программу, а слово «запрограммированность» – отражение их в мозгу в форме ассоциаций. Психологическая запрограммированность, как отмечено выше (стр.6) – комплекс временных связей, принуждающий человека периодически выполнять определенную социально-психологическую программу. Состав этого родового понятия можно выразить в виде такой формулы: «психологическая запрограммированность» = «питейная запрограммированность» + «курительная запрограммированность» + «наркоманная запрограммированность» + ... + «трезвенная запрограммированность».

Психологическое программирование происходит под влиянием социальной среды, ее программ. Социальная психологическая программа – совокупность однородных психофизиологических раздражителей социальной среды, производящих программирование человека. Важным программирующий раздражителем является общественное мнение.

Термины «психологическая программа», «психологическое программирование» и «психологическая запрограммированность» в целом удачны и, можно думать, войдут в научный лексикон, а соответствующие понятия помогут успешно решить некоторые социальные проблемы, в том числе алкогольную, курительную и наркоманную

Наши рекомендации