Тема 2. Управление маркетинговыми коммуникациями
1. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций.
2. Факторы, определяющие структуру маркетинговых коммуникаций.
3. Программа маркетинговым коммуникаций.
4. Оценка эффективности комплекса маркетинговых коммуникаций.
1. Понятие ИМК
Создание эффективного обращения и стратегического позиционирования товара требует интеграции всех элементов маркетинга-микс.
The integrated marketing communications (IMC) — интегрированные маркетинговые коммуникации — концепция, которая объединяет все способы и средства коммуникации в единый комплекс — рекламу, PR, личные продажи, стимулирование сбыта, каналы интернетмаркетинга, комплекс директмаркетинга.
Интегрированная маркетинговая коммуникация (ИМК) — это вид коммуникационно-маркетинговой деятельности, отличающийся особым синергетическим эффектом, возникающим вследствие оптимального сочетания рекламы, директ-маркетинга, стимулирования сбыта, PR и др. коммуникационных средств и приемов и интеграции всех отдельных сообщений.
ИМК (интегрированные маркетинговые коммуникации) - единая многоканальная синхронизированная коммуникация, объединяющая в единое целое разные направления (инструменты) продвижения товара/услуги/компании, позволяющая направлять целевым аудиториям согласованные, убедительные маркетинговые сообщения, содействующие достижению целей компании.
Основные достоинства подхода ИМК
q ИМК помогает созданию синергии за счет координации всех видов коммуникационной деятельности при формировании согласованных маркетинговых сообщений, которые воспринимаются и запоминаются представителями целевых аудиторий.
q В результате повышается эффективность маркетинговой деятельности компании, поскольку согласованные сообщения оказываются наиболее действенными, чем независимые и нескоординированные.
q ИМК содействует интернационализации маркетинговой деятельности компании, поскольку помогает ей контролировать согласованность всех обращений, распространяемых в разных странах.
q Согласованность сообщений содействует естественному процессу восприятия, что позволяет целевым аудиториям лучше запоминать и оценивать получаемую информацию.
q При постановке ИМК вводится единое финансирование и устраняется конфликты за бюджеты по разным направлениям разных подразделений.
q Организуется единый центр управления кампанией по продвижению продукта; q ИМК-подход позволяет более персонализировано взаимодействовать с представителями целевых аудиторий.
Традиционно ИМК сочетает все технологии below the line (BTL), above the line (ATL), прямого маркетинга (direct marketing), а также технологии по выстраиванию межличностных отношений с необходимыми персонами.
Над линией (аbove the line) расположилась прямая реклама, распространяемая через СМИ и СНРИ (средства наружной рекламы и информации). Рекламные материалы работают на информирование, узнавание, напоминание, формирование имиджа. То есть хотя реклама и «прямая», но коммуникативный канал с потенциальным потребителем получается опосредованный и без обратной связи.
«Под линией» — below the line — работают более изощренные механизмы стимулирования продаж (sales promotion), стимулирования потребителей (сonsumer promotion), стимулирования торговли (trade promotion). Здесь важны не просто демонстрация товара и фиксированный акт покупки, а интерактивный канал взаимодействия покупатель–продавец и возможность проведения вторичных исследований.
«Под линию» часто попадает и прямой маркетинг. В настоящее время особую культуру современного бизнеса. Именно из прямого маркетинга выросли программы лояльности (приверженности) потребителей — brand loyalty, loyalty program («второй стакан» бесплатно предложил продавец Coca-Cola еще в конце XIX века) и уже развернутые и подкрепленными новейшими информационными технологиями Customer Relationship Management (CRM) — управление взаимоотношениями с клиентами, ориентированные на потребителя.