Алгоритм процесса принятия УР (блок-схема)
Субъективные факторы УР.
Характер мышления сугубо индивидуальный.
Характеристики мышления:
1.Свойства, кот обладает мышление:
1)широта мышления. Мыслит широко – всеохватывающее мышление, узко – одна сторона проблемы и не видит больше ничего.
2)глубина мышления – это длина цепочки причинно-следственных связей. Чем глубже анализируем эту цепочку, чем больше кол-во цепочек лицезрим – тем глубже мыслим. Некоторые не хотят тратить на это время, а чаще не умеют.
3)гибкость мышления. Со стороны посмотреть, нестандартный подход – гибкость.
4)быстрота мышления. Умение человека переходить с идеи в мысль, умение довести до собеседника свои идеи.
2.У каждого свой уровень. Невозм-но одновременно обладать этими св-вами максимально. Если мыслит глубоко, он может мыслить быстро? Широта и гибкость тоже не сочетаются (у неуча гибкость мышления выше, чем у профессора)
Особенности нашего мышления влияют на хар-р принятия УР. В кризисной ситуации нужно быстрое мышление.
Важно знать особ-тимышления рук-ля, работников и своего мышления.
Особенности мышления не ограничив-ся св-ми.
Выделяют 2 уровня мышления:
1.абстрактное (когда человек мыслит образно, ассоциативно)
2.конкретное (мышление вербальногохар-ра, мысли словами)
Нельзя говорить, что одно из них более эффективно. В одних ситуациях лучше 1-е, в других – 2-е.
Оперативное – конкретное
Страт-ое – абстрактное
3. Наше мышление развивается над действием новой информации, мы приобретаем опыт (у каждого индивид-й).наш опыт накладывает отпечаток на наше мышление.
4- рационально понимаем, что это лучшее (логика так говорит). Опыт говорит, что 10 раз принимали его и в 8 случаях был неудачен
2 -8 случаев удачны. Начнем применять с этого (а вдруг повезет, до этого везло)
У другого человека - другой опыт.
4.Хар-р восприятия инф-ции.
Принятие УР базируется на анализе инф-ции. Характер анализа у каждого уникален.
Пример. Слушают доклад на годовом собрании. У одного блокнот – он пишет, обращает внимание на цифры. Другой слушает о технологическом обеспечении. Третий на докладчика не смотрит, наблюдает за другими – для него важна реакция. Другой глубоко задумался – его волнует контекст, что он хочет умолчать.
5. Управленческий замысел.
Потребности менеджера:
-во власти
-в принадл-ти
-в успехе
У каждого превалирует одна. Это оказывает влияние на принятие УР (будет утверждать свою власть, либо будет учитывать интересы коллектива, либо главное – конечный рез-т).
6.Сверхзадача.
У каждого есть цели в работе, в учебе, в личной жизни. У кого-то она краткосрочная, у кого-то на годы вперед. У каждого мен-ра есть стратегические цели – это и есть сверхзадача. Если у ЛПР есть сверхзадачи, они будут проходить красной нитью через все решения, кот он принимает. Если решение противоречит сверхзадаче, он не примет его.
Надо учитывать и у подчиненных.
Пример. Кто-то в 14 лет решил расписать свой жизненный план. Получилось, что нужно 600 лет., он скорректировал план – прожил 72 года и полностью реализовал свой план.
7.особ-ми психотипа.
Выделили типы темперамента. Холерик проявляет себя хорошо в кризисных ситуациях. Флегматики в более спокойной обстановке. Меланхоликам не доверяем. Напр-тьпсихотипа: интроверт – когданичто не мешает, экстраверт – коллективные решения. В кризисе прагматики лучше, конструктивные критики. Аналитики, реалисты – в спокойных условиях. Идеалисты плохи в УР.
Анализ позволяет выявить уровни субъективных факторов (тестир-я, анкеты и т.д.).
На практике мы не можем признать УР рациональными – они ограниченно рациональные (ограниченно разумные)
Причины ограниченной рациональности:
1)причины личностно-политического характера (реш-е проблем связано с отношением с людьми, с кот вы связаны – симпатии и антипатии). Зав-ть не от разума, а от эмоций. Нужно учитывать политику групп организации.
2)причины организационногохар-ра. Мы не можем встретить идеальную организация. Любая орг-ция постоянно развивается (внутр. среда), меняется и внешняя среда
-темпы изменения не совпадают
-меняются структуры во внутр и внешних средах
В каждый момент времени есть несоответстие между внутр ивнешн средой.
3)причины когнитивного характера – связаны с нашим мышлением, логикой, памятью, кот отнюдь не совершенны. Проблема в том, что мы не понимаем знания, их необх-ть. «Я начальник – ты дурак».
Алгоритм процесса принятия УР (блок-схема).
АЛГОРИТМ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УР
- Подготовительный
1.выявление проблемы
2.анализ проблемы
3.формирование системы целей
4.Анализ барьеров и возможностей
5.Прогноз рез-та ( если +, то дальше, если -, то возврат к 1.)
6.организация разработки УР
- Разработка УР
1.генерация альтернатив
2.сравнит.анализ альтернатив
3.выбор окончательной альтернативы
4.формулировка УР
5.оценка кач-ва УР (если -, то возврат к выявлению пробл., если +, то дальше)
- Реализация УР
1.организация реализации
2.контроль реализации
3. рценка эф-ти УР( если -, то на начало, если +, то дальше)
4. программирование УР