Информационная терия эмоций

"Эмоции выступают в роли своеобразной Увалюты мозга - универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего по принципу: вредно - неприятно, полезно - приятно". П. В. Симонов "Эмоциональный мозг".

Академик И. П. Павлов известен широкой публике своими опытами над собаками и учением об условных и безусловных рефлексах. Но это только небольшая часть тех исследований, которые он проводил. В числе многочисленных его исследований были опыты по передаче телепатических сообщений от человека человеку и от человека животным. И это в 1926 году! Еще ему принадлежит учение о высшей нервной деятельности и гипотеза информационной природы эмоций.

Сейчас получило широкое распространение деление людей на "физиков" и "лириков", то есть на людей мыслительного и художественного типов мышления, а эта идея тоже принадлежала академику Павлову.

Концепция, которой придерживался академик Павлов по отношению к эмоциям, состояла в том, что эмоции, это прежде всего, следствие процессов, происходящих в высшей нервной системе. По отношению к Павлову существует предубеждение, что он все сводил к физиологии, однако, это весьма поверхностный взгляд. При том, что Павлов действительно уделял большое внимание физиологическому аспекту мышления человека, его исследования гораздо шире, чем просто исследования физиологии нервных процессов. П. В. Симонов, советский психолог, представитель школы, созданной Павловым, приводит такое высказывание академика Павлова:

"Прежде всего, важно понять психологически, а потом уже переводить на физиологический язык " ".

Исследования академика Павлова пришлись на время, когда Норберт Винер еще не опубликовал свои исследования в области хранения и переработки информации. Кибернетика и все с ней связанные технические термины, которые появились во второй половине двадцатого века, академику Павлову были просто неизвестны. Те процессы, которые Павлов называл условными рефлексами, наш современник назвал бы установлением логических связей между отдельными событиями. Сам Павлов не видел особой разницы между терминами инстинкты и рефлексы. Здесь важны не термины, а та концепция, которую стремился сформулировать Павлов. А концепция состояла в том, что из множества логических связей между отдельными событиями, создается цельная система оценки значимости тех или иных явлений и эмоции являются выражением этой оценки. Таким образом, в представлении академика Павлова, при формировании той или иной эмоции, важнейшую роль играет мыслительная деятельность человека. Вначале происходит восприятие информации, затем их понимание и оценка, которая выражается определенной эмоцией, а уже потом следует физиологическая реакция организма и определенные действия, которые предпринимает человек.

Если вам подобная схема формирования эмоций кажется естественной, возможно, в этом большая заслуга академика Павлова, ведь именно его представлении о природе эмоций были признаны советской материалистической наукой. Концепции, разработанные Павловым, вошли и в школьные учебники и в учебники университетов. Так учили и нас и наших родителей в течение многих десятков лет. Другое дело, что в школьные учебники вошли самые простые концепции из разработанные Павловым, и то, в сильно популяризованном виде.

Концепцию информационной природы эмоций развил советский психолог академик Павел Васильевич Симонов, с именем которого связывают информационную или потребностно-информационную теорию эмоций. Эмоции, в информационной теории рассматриваются как выражение вероятностного прогнозирования ситуации. В этой теории эмоция рассматривается не просто как выражение оценки сложившейся ситуации, а как выражении оценки достижения некой цели, которую поставил перед собой человек. А цели человека считаются производными от потребностей, которые он испытывает:

"Установки, ценности, интересы, цели субъекта являются производными от потребностей, порождаются ими "

Но при этом Симонов обращает внимание на том, что слово "потребности" применяется очень широко, как биологические или витальные потребности, социальные потребности и идеальные, то есть культурные и духовные потребности. Для описания эмоций Симонов предложил математическую формулу:

Э = f {П, (Ин - Ис), ...}.

В этой формуле, в самом общем виде он выразил, что эмоция Э, которую испытывает человек, зависит от силы и качества потребности П, и оценки вероятности ее достижения которая находится как разность двух величин Ин - информации о средствах необходимых для достижения потребности и Ис - информации о средствах, которыми человек располагает. Многоточие в формуле предполагает существование дополнительных неучтенных факторов. В числе известных дополнительных факторов Симонов называет вид взаимодействия с объектом, контактный или дистанционный. А для дистанционного вида. Согласно этой формуле эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными в зависимости от значения разности (Ин - Ис).

Считая "составление сколько-нибудь "полных", "развернутых" классификаций делом абсолютно бессмысленным и безнадежным", Симонов, исходя из своей концепции и этой формулы, предложил свою классификацию эмоций. Данную классификацию эмоций я привожу согласно книге П. В. Симонов "Эмоциональный мозг", изд. "Наука", Москва 1981г. Таблица 7 (стр. 142).

В этой таблице фигурируют следующие эмоции:

Удовольствие, наслаждение: Величина потребности нарастает, оценка вероятности выполнения превышает имевшийся прогноз. Контактное взаимодействие с объектом.

Судя по этому описанию, Симонов рассматривает частный случай проявления данных эмоций, как в отношении потребности и вероятности, так и в отношении контакта. Для того чтобы испытывать наслаждение, вовсе не обязателен контакт с объектом, вполне можно испытывать данные эмоции, не входя в контакт с объектом, например, в уме решив шахматную задачу или рассматривая чудный природный пейзаж. Обязательное возрастание потребности тоже представляется мне сомнительным. Удовольствие и наслаждение это эмоции, которые люди обычно стремятся продлить. Наслаждение и удовольствие могут проявляться в тех случаях, когда человек завершает некоторое действие, испытывает удовольствие от завершения дела и не планирует его продолжения, но эти же эмоции могут служить и причиной продолжения действий.

Безразличие: Величина потребности небольшая, оценка вероятности выполнения высокая. Контактное взаимодействие с объектом.

Опять же, неясно, почему Симонов безразличие связывает с контактным взаимодействием с объектом. Точно так же можно испытывать безразличие и вдали от объекта. Кроме того, безразличие может быть разным. Случай, когда величина потребности небольшая, а вероятность выполнения высокая, лучше выражается словами "не представляет интереса", "неважно". Но есть и друга форма безразличия, которую Симонов даже не упоминает. Это апатия, случай, когда величина потребности высока, а оценка вероятности выполнения стремится к нулю.

Неудовольствие, отвращение, страдание: Величина потребности нарастает, оценка вероятности выполнения падает. Контактное взаимодействие с объектом.

Страдать можно и от отсутствия контакта, так и испытывать неудовольствие по поводу отсутствия контакта. Отвращение, это специфическое ощущение, которое связано с желанием удаления объекта из своего окружения и своих мыслей, пожалуй, действительно связанно с контактом, пусть даже с воображаемым. Неудовольствие Симонов смешивает с желанием большего, неудовлетворенностью, совершенно иной эмоцией. Неудовольствие обычно связано с возникшими препятствиями, реальными или воображаемыми и обычно считается негативной эмоцией. А неудовлетворенность, это открытие новых, еще не покоренных горизонтов. Неясна связь между отвращением и ростом потребности, скорее это ситуация, когда потребность становится вообще отрицательной. Термин страдание, обозначает не определенную эмоцию, а широкий спектр самых разных эмоций, каждая из которых требует отдельного описания.

Восторг, счастье, радость: Величина потребности нарастает, оценка вероятности выполнения превышает имевшийся прогноз. Дистанционное взаимодействие с объектом. Обладание или овладение объектом.

Не вполне ясно, как можно совместить обладание или овладение и дистанционное действие с объектом. Как правило, с обладанием или овладением как раз ассоциируются контактные действия. Восторг, счастье и радость это три совершенно разные эмоции, каждая из которых имеет свои специфические характеристики. Радость часто связанна со вполне планируемым завершением определенного действия и не обязательно связана с ростом потребности или превышением оценки вероятности. Эмоция восторга имеет прямое отношение к формированию потребности, а не просто к ее росту. А оценка вероятности выполнения часто превышает все реальные пределы, независимо от того, предшествовал этому некий прогноз. Часто бывает, что эмоции восторга вообще не мог предшествовать никакой прогноз, просто потому, что человек ничего об объекте не знал. Счастье действительно связанно с тем, что человек обнаруживает ситуацию в лучшем виде, чем он мог предполагать, но вот с ростом потребностей это напрямую не связано. Человек обычно счастлив тем, что у него есть, а когда у него возникает потребность в чем-то большем, это уже не эмоция счастья.

Спокойствие: Величина потребности небольшая, оценка вероятности выполнения высокая. Дистанционное взаимодействие с объектом. Обладание или овладение объектом.

Спокойное, ровное отношение к предмету мало вяжется с желанием им обладать. Может идти речь о формальном обладании объектом, когда человек уверен, что объект никому больше не нужен. Но также, речь может идти о случае, когда объект находится в общем пользовании и доступен или о случае, когда объекта нет, но при необходимости он может быть создан. Рамки слова "обладать" явно узки для описания всех возможных вариантов. Наверное, слово "спокойствие" лучше подходит для описания состояния, когда нет доминирующей ярко выраженной эмоции, а не для обозначения определенной эмоции.

Беспокойство, печаль, горе, отчаяние: Величина потребности нарастает, оценка вероятности выполнения падает. Дистанционное взаимодействие с объектом. Обладание или овладение объектом.

Беспокойство я бы рассматривал не здесь, а вместе со страхом и тревожностью в одной группе. Отчаяние тоже принципиально отличается от печали и горя. Почему Симонов решил, что, когда человек испытывает горе или печаль, величина его потребностей нарастает, мне не ясно. Очень часто, человек, испытывая подобные эмоции, почти готов отказаться от своей потребности. Он воспринимает действительную или воображаемую потерю, но в то же время, он достаточно легко воспримет позитивное развитие ситуации. Человек, испытывающий отчаяние, излучает уверенность в негативном развитии ситуации и если вдруг окажется, что ситуация значительно лучше, вначале человек просто не поверит в это. О каком росте потребностей вообще идет речь?

Бесстрашие, смелость, уверенность: Величина потребности нарастает, оценка вероятности выполнения превышает имевшийся прогноз. Дистанционное взаимодействие с объектом. Защита, сохранение объекта.

Заявление, что при уверенности оценка вероятности превышает имевшийся прогноз, неверна в том случае, когда уверенность сменяет восторг. При этом оценка становится более реальной. Уверенность, это весьма созидательное состояние, а не стремление что-либо защитить. Смелость и бесстрашие это готовность преодолевать опасность и это действительно связано с защитой, но потребность при этом может, как падать, так и расти. И бесстрашие, и смелость, и уверенность, могут проявляться как дистанционно, так и в контакте с объектом.

Расслабление: Величина потребности небольшая, оценка вероятности выполнения высокая. Дистанционное взаимодействие с объектом. Защита, сохранение объекта.

Какое отношение расслабление имеет к защите объекта, я не знаю. И вообще, расслабление, мне представляется не эмоцией, а отсутствием напряжения.

Настороженность, тревога, страх, ужас: Величина потребности нарастает, оценка вероятности выполнения падает. Дистанционное взаимодействие с объектом. Защита, сохранение объекта.

Добавим в эту группу беспокойство. Все эти эмоции связанны с защитой и сохранением объектов, но вот величина потребности и оценка вероятности, по моему мнению, зависит только от динамики происходящего.

Торжество, воодушевление, бодрость: Величина потребности нарастает, оценка вероятности выполнения превышает имевшийся прогноз. Дистанционное взаимодействие с объектом. Преодоление, борьба за объект.

Борьба за объект часто предполагает как раз тесный контакт, а не дистанционное взаимодействие. Представленные здесь три разные эмоции сильно отличаются друг от друга. Торжество проявляется как ощущение преодоления, то есть своей победы. По динамике происходящего, это антипод поражения. Оценка вероятности в этом случае равна единице, цель уже достигнута и результат известен. Всякие сомнения отпали. После этого, человек переключает свое внимание на другие цели, а уже достигнутая цель теряет свое значение. О росте какой потребности идет речь? При бодрости человек ощущает в себе готовность к конструктивному действию, по отношению к объекту. А о борьбе за объект он даже и не думает. А воодушевление, это настрой на достижение определенной цели. На препятствия человек обращает очень мало внимания, а оценка вероятности только начинает формироваться вместе с определением новой цели.

Невозмутимость: Величина потребности небольшая, оценка вероятности выполнения высокая. Дистанционное взаимодействие с объектом. Преодоление, борьба за объект.

Невозмутимость это состояние, когда человек не придает значения происходящему вокруг него. Сохранять невозмутимость можно в разных случаях, и тогда, когда человек остается серьезным в смешной ситуации, и тогда, когда человек остается спокоен в опасной ситуации. Вероятно, Симонов имеет в виду именно второй вариант. Это незаменимое качество, когда нужно близко контактировать с опасным предметом.

Нетерпение, негодование, гнев, ярость, бешенство: Величина потребности нарастает, оценка вероятности выполнения падает. Дистанционное взаимодействие с объектом. Преодоление, борьба за объект.

Все эти эмоции являются различной реакцией на возникающие препятствия, но вот к возрастанию потребности они вряд ли имеют отношение. А если человек испытывал страхе, а затем перешел в гнев, очевидно оценка вероятности достижения цели стала выше, раз человек решился на этот шаг.

Классификацию дистанционных действий Симонов разделил на три разновидности: обладание или овладение объектом, защиту или сохранение объектов, преодоление или борьбу за объект. Эту классификацию Симонов позаимствовал из военного дела:
"согласно военной науке они существуют в трех основных разновидностях: наступление (преодоление), оборона (защита, сохранение) и отступление (утрата ранее занимаемых позиций)".

Ограничив себя военной классификацией, Симонов сразу начинает рассматривать поведение человека с точки зрения военной тактики и стратегии, как постоянную битву с противником. Выбрав такую позицию, Симонов очень сильно ограничивает себя. Все богатство дистанционных отношений между людьми он сводит к стратегическому и тактическому соперничеству, но оставляет за бортом все формы сотрудничества. Намек на сотрудничество отдаленно можно проследить только в категории "контактные действия".

Я полагаю, что и сам П. В. Симонов был сам не вполне уверен в своей классификации, иначе, зачем тогда нужны были оговорки о том, что построение исчерпывающей классификации дело безнадежное.

Наши рекомендации