Социальные качества во взаимодействии
I противоположностей в общении
- доминантный собеседник – испытывает потребность обратиться к партнёру, напорист, легко перебивает собеседника, болезненно реагирует, если перебивают его, если выслушивает – непременно задаёт уточняющие вопросы; лидирует в общении; ценным является то, что умный доминант умеет принимать на себя ответственность; наделённые благородством и великодушием, такие партнёры нередко становятся любимцами в своей среде.
- недоминантный собеседник – чаще застенчив, нерешителен; чтобы состоялось общение, его лучше чаще хвалить, подбадривать, поощрять; склонен перекладывать ответственность на других
II противоположностей в общении
- мобильный собеседник – легко переключаются на общение от любых других занятий, речь быстра, мимика переменчива, в разговоре он часто перескакивает с одной темы на другую
- ригидный собеседник – в беседу он включается не сразу, идеальный слушатель, говорит вдумчиво, не любит, когда перебивают, для нетерпеливого человека общение с таким партнёром достаточно утомительно.
III противоположностей в общении
- экстраверты – расположены к общению, без общения скучают, способен на экстравагантные поступки, высказывания, совместная деятельность с таким человеком протекает легко и непринуждённо, обид не помнит.
- интроверты – не склонны к внешним коммуникациям, думают, что его не поймут, кажутся окружающим странными.
Вывод:
- в реальной жизни существуют и не только идеальные типы
- при общении следует учитывать психологические особенности участников общения, стремиться понять другого.
- Перцептивное общение - восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.
Особенности восприятия в межличностном общении:
- каждый стремится определённым образом представить себя, привлечь внимание.
- нередко общение строится на основе стереотипов (устойчивых, нередко упрощенных образов какого- либо человека, явления, складывающийся в условиях дефицита информации);1
- восприятие в процессе общения связано с эмоциональной стороной межличностных контактов:
ü люди склонны преувеличивать достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится
ü часто встречают партнёра по общению по внешним признакам («Встречают по одежке, а провожают по уму», т.е. внешность, физические качества, одежда в начале играют важную роль )
Механизмы социальной перцепции:
Способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга:
1. эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, способность человека сочувствовать и сострадать другим;
2. аттракция – особая форма восприятия и понимания другого человека на основе устойчивого положительного чувства, симпатии; чем более симпатичен нам человек, тем лучше мы понимаем его поступки;
3. казуальная атрибуция – приписывание человеку определенных причин поведения (не всегда этот механизм помогает общению)
4. идентификация – субъект общения ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нём; часто сочетается с эмпатией, что позволяет добиться понимания, постижения мотивов и смысла деятельности другого человека;
5. социальная рефлексия –самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияние на впечатление других людей; выяснение того, как понимает и воспринимает нас партнер по общению.
Вывод
Для успешного выполнения деятельности необходимо общение с другими людьми, что позволит получить необходимую информацию, обогатиться знаниями; при общении следует учитывать психологические особенности участников общения, стремиться понять другого, выстроить взаимодействие, скоординировать действия.
Культура общения
Это умение вступать в контакт с другим человеком при соблюдении вежливости и корректности, терпимости.
Важно показывать выражением лица, речью, что приятно и интересно общаться с собеседником.
1.Стереотип социальный [от греч. stereos — твердый typos — отпечаток] — относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события, явления и т. п.), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе.
Стереотип «преувеличения достоинств того человека, который нравится, и – недостатков того, кто не нравится»
Стереотип «привлекательности»
Стереотип «красота и ум – понятия несовместимые»
Стереотип«эффект проекции»
Стереотип «эффект ореола»
Стереотип «эффект ложного обобщения»
Стереотип «преклонения перед авторитетным мнением»
Стереотип «зависимости от оценочного мнения других людей»
«Эффект ореола» — это склонность человека оценивать поступки других людей на основании первого впечатления
Эффект ореола — это научное объяснение того, почему мы склонны навешивать на окружающих ярлыки, и затем не желаем с этими ярлыками расставаться. В условиях, когда вы узнали человека поверхностно, только с одной стороны, либо были до знакомства ознакомлены с его репутацией, создаётся благоприятная почва для того, чтобы эффект ореола проявился во всей красе.
Рассмотрим на примере.
Новый коллега на работе вызвался вам помочь и очень эффективно решил вашу проблему. К тому же был мил и дружелюбен. «Хороший человек, просто замечательный» — решаете вы и больше этим коллегой особо не интересуетесь. А затем узнаёте, что он побил свою жену. «Не может быть! Он хороший человек, просто замечательный, это всё пустые сплетни.» — думаете вы. Но когда выясняется, что всё так и есть, и ваш коллега склонен к бытовому насилию, вы думаете что-то вроде: «Эх, такой был хороший человек, жизнь, видимо, довела или жена плохая или, может, у него депрессия». Тот ярлык, который вы на него повесили изначально, не даёт вам открыть глаза на истину: единственное, в чём ваш коллега хорош — это в своей работе, а в остальном он совершенно асоциальный тип, причём был таким и в момент вашего знакомства.
Эффект ореола может быть как положительным так и отрицательным. Он может проявляться не только в отношении ваших личных знакомых, но и в отношении публичных лиц, звёзд, политиков, а также популярных брендов. Если вам однажды понравился определённый продукт какой-то компании, то нередко вы выдаёте «кредит доверия» этой фирме и считаете, что все их товары высочайшего качества, логотип приятный, а рекламная кампания интеллектуальная и ненавязчивая. Хотя возможно, всё совсем не так, но нет ни времени, ни желания разбираться во всём этом, и вы с удовольствием следуете повешенному вами ярлыку.
Эффектом ореола с успехом пользуются мошенники. Пример из классики: чиновники в комедии Гоголя «Ревизор» изначально познакомились с Хлестаковым как с ревизором. Уверенность в том, что перед ними именно член ревизионной комиссии, долгое время позволяла им закрывать глаза на то, что Хлестаков не разбирается в своей работе, не занимается ей, и вообще, на ревизора никак не похож.
Эффект ореола возникает в условиях:
— дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;
— перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
— незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
— стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
— яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.
Разумеется, эффект ореола наблюдается в поведении всех без исключения людей и является одним из последствий врождённого человеческого субъективизма.
Эффект проекции - проецирование на людей собственных качеств вызывает установку на ожидание и соответствующего поведения. Человеку, конечно, проще увидеть то, что ему хорошо знакомо и понятно, т. е. самого себя в другом человеке. Эффект проекции — человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он. Пример: Добряк думает ,что все вокруг добрые, злой, что все во круг злые.
«Эффект ложного обобщения» - на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов. «Все блондинки - глупые». |