А. Помощь неполным семьям и семьям, которым грозит распад
Если в свете имеющихся ныне сведений о психических лишениях детей первым требованием является ограничение причин, приводящих к помещению детей в специальные учреждения, то эффективная помощь угрожаемым семьям является первым и основным шагом для осуществления данного требования Подобная помощь должна быть, как правило, комплексной, так как и условия, приводящие к затруднениям, бывают обычно многообразными и изменчивыми. В основном, однако, в данном комплексе, следует различать по крайней мере три главных элемента: лечебный, социальный и воспитательный.
а) Лечебная помощь, разумеется, касается тех случаев, где функции семьи угрожает болезнь матери или какого-нибудь другого члена семьи. Особая роль принадлежит психиатрической службе, так как сообщество лиц психопатических, психотических или с иными психическими нарушениями представляет для ребенка опасность, что на его долю не достанется достаточного или равномерного поступления сенсорных или эмоциональных стимулов. Особым источником опасности являются с данной точки зрения аутистические и депрессивные матери. Необходимо узкое сотрудничество детских и общих психиатров в деле диспансеризации пациентов, так как требуется тщательно взвесить, до какой степени пригодны предпринимаемые мероприятия не только применительно к ребенку, но и применительно к развитию болезни матери, на которую отрыв от ребенка может оказать неблагоприятное влияние. Бывают, однако, и такие случаи, когда психическое нарушение у ребенка является не следствием, а причиной разложения семьи со всеми дальнейшими неблагоприятными последствиями как для родителей, так и для остальных детей семьи. В таких случаях чаще всего следует иметь в виду, что наблюдаемые нарушения поведения всех членов семьи являются результатом предыдущей длинной цепи различным образом обусловленных взаимодействий.
Алкоголизм родителей также является относительно частой причиной помещения детей в детские учреждения и главной причиной продолжительного их пребывания в них. Как уже было указано, алкоголизм играет особо значительную роль в анамнезах детей, поступающих в детские психиатрические лечебницы и дома с повышенной воспитательной заботой.
_____________
Наша работа, касающаяся детей, происходящих из семей с отцами-алкоголиками (Матейчек, 1981), показала, что рассматриваемые дети — но сравнению с контрольными — посещают значительно чаще медицинские кабинеты, значительно чаще госпитализируются и проводят длительное время в санаториях. Таким образом, лечение алкоголизма и борьба с ним являются положительным моментом также в предупреждении детской депривации.
____________
б) Социальная и экономическая помощь касается прежде всего семей с низким культурно-бытовым уровнем, в которых ребенок страдает более всего от недостатка медицинской помощи и воспитательного руководства, или семей, где ребенка перегружают различными трудовыми заданиями. Особую проблему до сих нор представляют семьи слабоумных лиц, требующие не только помощи в сложных жизненных ситуациях, но по существу и постоянного руководства.
В несколько ином направлении проводится социальная помощь неполным семьям, в особенности одиноким матерям. В настоящее время является скорее правилом, чем исключением, что в учреждения для грудных детей принимаются вместе с детьми и их матери, которым нельзя гарантировать надлежащее обеспечение в собственной семье; они остаются в учреждениях и дольше, чем это требуется для кормления ребенка. Данный путь предупреждения депривации ребенка основывается на том принципе, что во всех случаях, где мать представляет приемлемо уравновешенную личность и где существует надежда, что между ней и ребенком сформируется нормальная эмоциональная связь, предпочтительнее такую мать от ребенка не отрывать.
Если такой надежды не имеется, то лучше данную связь не поддерживать искусственно на уровне «прозябания» и обеспечить ребенку гармоничную среду развития в замещающей семье. Такое решение требует, разумеется, квалифицированной психологической диагностики, специализированной в данной области.
То же относится и к воспитательным учреждениям для молодых матерей, которые из-за тунеядства или асоциального поведения попалив конфликт с законом и во время отбывания наказания не были отделены от своих детей. Наоборот, в таких случаях можно использовать повышенную восприимчивость подобных женщин после рождения ребенка, а также в первые эмоциональные фазы совместной жизни с ним для психотерапевтического воздействия и перевоспитания их позиций и ценностей.
в) Социально-психологическая и воспитательная помощь касается в первую очередь неполных семей с особым учетом причин данной неполноты — развод, распад, смерть и т. д.), семей, недавно дополненных или установленных лишь позднее и т. д.
Мы уже указывали несколько раз, что причиной психической депривации у детей бывают незрелые или «психопатические» личности родителей, самих страдавших в детстве депривацией. И хотя хорошо известно, что личность взрослого человека все еще доступна значительной реэдукации, предпочтительнее, конечно, пресечь подобную цепь неблагоприятных причин и следствий возможно раньше. Законодательные мероприятия, позволяющие прерывание нежелательной беременности, имеют значение при предупреждении детской депривации в том смысле, что детям, которые рождаются, остается определенная гарантия желанности (хотя и не всегда). Однако мы полагаем, что подобное мероприятие отрицательного, редуцирующего характера является недостаточным, и необходимо осуществлять активное воспитательное воздействие, которое сможет подчеркнуть, что при отведении материнского чувства и других родительских ценностей на задний план страдают не только дети, но и сами родители.
Индекс разводимости в Чехословакии довольно высок — на 100 заключаемых браков в 1971 году приходилось 25,7 разводов, а в 1979 году это число уже составляло 31,0. О проблемах детей из разведенных семей было уже много написано. Однако, с нашей точки зрения надо уделять внимание не только семьям, которые распадаются, но и семьям, которые снова возникают.
К требовательной роли нового отца или матери новые члены семейств бывают недостаточно подготовлены, и даже редко когда они осознают сложность своего положения. Кроме того, позиции окружения, занимаемые к ним, до сих пор обременены старыми предрассудками о мачехах и отчимах.
Ребенок, при любых доводах его «нежеланное», всегда находится в опасности, что его будут отвергать, обеднять в отношении сенсорных и эмоциональных стимулов. Практически это относится и к детям незамужних матерей. Хотя юридическое положение одиноких матерей вполне выровнялось и отношение общественности к ним в последнее время глубоко изменилось, сущность психологической проблематики осталась в значительной мере той же. Проявляется это, кроме прочего, и в повышенной заболеваемости рассматриваемых детей, и в повышенных требованиях к профессиональной медицинско-социальной помощи (Дуновски, Зеленкова, 1977). Ребенок, приносящий матери неприятные жизненные переживания, находится с самого начала в совершенно другой ситуации, чем ребенок, который наполнял мать со времени беременности удовлетворением и само существование которого мать расценивает как возрастание своей общественной ценности. Кроме того, важным фактом здесь остается и то, что внебрачные дети, составляющие столь значительный процент воспитанников наших детских домов, в большой мере являются детьми слабо умных, психопатических или даже психотических матерей, далее матерей- правонарушительниц или асоциальных в других отношениях.