Государственная социальная помощь малоимущим семьям

Согласно подпункту 24 части второй статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, семей с детьми, в том числе многодетных семей, одиноких родителей, а также малоимущих граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают социальную помощь малоимущим гражданам с учетом среднедушевого дохода семьи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Малоимущим гражданам социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат и натуральной помощи.

По данным Росстата, на конец 2015 года численность малоимущих граждан, получающих регулярную денежную выплату, увеличилась и составила 1 731,7 тыс. человек (2014 г. - 1 646,2 тыс. человек; 2013 г. – 1 880,3 тыс. человек), единовременную денежную выплату – увеличилась и составила 1 286,1 тыс. человек (2014 г. - 1 272,6 тыс. человек; 2013 г. - 1 264,3 тыс. человек).

Размеры указанных выплат в 2015 году уменьшились: средний размер регулярной денежной выплаты малоимущим гражданам составил 679 рублей (в 2014 году – 849 рублей, в 2013 году – 779 рублей) в месяц на одного члена малоимущей семьи, а средний размер единовременной денежной выплаты – 3 141 рубль на одного члена малоимущей семьи (в 2014 году – 3 159 рублей, в 2013 году – 3 023 рубля).

Гражданам с низкими доходами предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По состоянию на конец 2014 года число семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уменьшилось до 3,39 млн. (на конец 2013 года -– 3,55 млн. семей, на конец 2012 года – 3,76 млн. семей). Среднемесячный размер субсидии на семью в 2014 году вырос и достиг 1 157 рублей (в 2013 году – 1 096 рублей, в 2012 году – 1 013 рублей).

На конец 2015 года число семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – 3,5 млн., среднемесячный размер субсидии на семью в 2015 году составил 1 241 рубль.

В регионах расширяется практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, стимулирующей малоимущих граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации.

В 2015 году в целом по Российской Федерации с гражданами было заключено 47,1 тыс. социальных контрактов или на 24,6% больше, чем в 2013 году. С малообеспеченными семьями, имеющими детей в возрасте до 16 лет, заключено 34,7 тыс. социальных контрактов, что составило 73,8% от общего числа социальных контрактов в целом по Российской Федерации (в 2013 году - 29,2 тыс. или 77,2% от числа социальных контрактов).

В 2015 году с учетом всех членов семей с детьми социальным контрактом было охвачено 142,5 тыс. человек или в 2,2 раза больше, чем в 2013 году. Наиболее высокий охват малообеспеченных граждан социальным контрактом отмечается в Калининградской, Кировской, Курской и Пензенской областях – 100%, Алтайском крае – 57,6%, Удмуртской Республике – 54,3%, Пермском крае – 47,4%.

Средний размер единовременной денежной выплаты получателям помощи в рамках социального контракта по субъектам Российской Федерации составил 36,4 тыс. рублей.

В ряде регионов средний размер единовременной выплаты существенно выше: в Республике Коми – 134,3 тыс. рублей, Ямало-Ненецком автономном округе – 115,5 тыс. рублей, Республике Саха (Якутия) – 115,4 тыс. рублей, Камчатском крае – 110,0 тыс. рублей, Калининградской области – 87,0 тыс. рублей, Тверской области – 83,2 тыс. рублей, Краснодарском крае – 82,0 тыс. рублей.

В рамках социального контракта в 2015 году 55,1 тыс. человек из малообеспеченных семей с детьми вели личное подсобное хозяйство, 25,8 тыс. человек получили социальные услуги, 3,7 тыс. граждан органами службы занятости населения оказано содействие в поиске работы, 2,0 тыс. семей занимались индивидуальной трудовой деятельностью, 0,7 тыс. человек прошли профессиональное обучение.

Среди регионов, в которых наиболее число семей, занимающихся в рамках социального контракта личным подсобным хозяйством: Республика Тыва, Вологодская область, Забайкальский край, Тюменская, Оренбургская, Новосибирская, Самарская области, Республика Саха (Якутия).

Данная технология является эффективной формой социальной поддержки малоимущих семей.

Среднедушевой доход получателей помощи из числа малообеспеченных семей с детьми по окончании социального контракта в целом по Российской Федерации в 2015 году увеличился в 1,4 раза. В отдельных субъектах Российской Федерации увеличение среднедушевого дохода значительно выше: в Республике Кабардино-Балкария – 3,8 раза, Тульской области – 3,0 раза, Пензенской области – 2,7 раза, Орловской области – 2,5 раза, Республике Татарстан и Республике Мордовия – 2,2 раза, Ленинградской области – 2,1 раза. Применение технологии социального контракта способствует трудоустройству незанятых трудоспособных членов малообеспеченных семей, повышает социальную ответственность граждан при выполнении ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста из числа малообеспеченных семей с детьми в общей численности граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, составила в Камчатском крае, Смоленской области и Республике Мэрий Эл – 100%, Республике Коми – 66,7%, Ямало-Ненецком автономном округе – 42,9%, Тульской области – 41,2%, Мурманской области – 34,4%, Астраханской области – 32,5 процента.

Из общего числа семей с детьми, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта в целом по Российской Федерации в 2015 году 31% семей с детьми преодолели трудную жизненную ситуацию, 41% семей с детьми вышли из бедности.

Доля граждан из числа малообеспеченных семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта составила в Орловской, Самарской и Курганской областях, Республиках Мэрий Эл и Хакасия, Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области, Камчатском крае – 100%, Тюменской области – 95,5 процентов.

Органами власти субъектов Российской Федерации принимаются дополнительные меры, направленные на стимулирование оказания малоимущим семьям государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В числе таких мер:

активизация действий неработающих граждан трудоспособного возраста по поиску работы и трудоустройству. Так, в Мурманской области при заключении социального контракта обязательно предусматривается трудоустройство неработающих членов семьи трудоспособного возраста. В Республике Коми в рамках социального контракта реализуются меры по вовлечению в сферу трудовой деятельности длительно неработающих трудоспособных граждан;

содействие в организации предпринимательской деятельности. При этом приоритет отдается социально-ориентированным видам деятельности (парикмахерские услуги, автомастерские, ремонтно-строительные услуги, торговля детскими товарами, фермерские хозяйства по выращиванию плодоовощной продукции) (Калининградская область);

создание условий родителям для воспитания и образования детей, расширяются различные формы дополнительного образования детей, организуется проведение медицинского обследования детей по медицинским показаниям, предоставление им социальных услуг в учреждениях социального обслуживания (Республика Саха (Якутия), Камчатский и Приморский края, Тульская область.);

поддержка молодых семей при получении ими профессионального образования. Например, предоставляются денежные выплаты на оплату последнего года обучения граждан, относящихся к категории молодых семей, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;

предоставление весомой единовременной денежной выплаты на развитие ЛПХ малообеспеченным семьям, проживающим в сельской местности, имеющим пятерых и более детей;

увеличение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В 2015 году объем расходов на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по сравнению с 2014 годом увеличены в Московской области в 4,8 раза, Липецкой области – в 3 раза, Забайкальском крае – в 2,9 раза, Санкт-Петербурге – в 1,9 раза, в Самарской и Саратовской областях – в 1,5 раза, Оренбургской области – в 1,3 раза, Ивановской области – в 1,2 раза.

С принятием Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ, касающегося совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости, социальная поддержка граждан становится более адресной.

Субъекты Российской Федерации устанавливают дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий населения исходя из принципа нуждаемости. Средства, высвобождающиеся в результате применения критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, должны направляться на цели социальной защиты наиболее нуждающихся групп населения субъекта Российской Федерации.

Минтруд России подготавливает методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.

Наши рекомендации