Факторы, способствующие выравниванию напряжения
- Предоставление партнеру возможности выговориться.
- Вербализация эмоционального состояния:
– своего состояния;
– состояния партнера.
Результат вербализации – освобождение от негативной эмоции, осознание своего состояния, экономия энергии.
- Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, положения, единство целей и др.).
- Проявление интереса к проблемам партнера.
- Подчеркивание значимости партнера в Ваших глазах.
- В случае неправоты – немедленное признание ее.
- Предложение совместного поиска выхода из сложившейся ситуации или конкретного выхода из сложившейся ситуации.
- Обращение к фактам.
- Техника сочувствия и психологической поддержки.
Методика конструктивного спора, стиль спора
- Конкретность: в споре имеется предмет; нападение или защита сводится к конкретному поведению ”здесь и теперь”.
- Вовлеченность: обе стороны увлечены; наносят и получают сильные удары.
- Коммуникации: ясная, открытая; каждый говорит за себя; думает, что говорит, его можно понять и ответить ему, хорошая “обратная связь”.
- Корректность или “честная игра”: не допускать удары ниже пояса; принимается во внимание, сколько партнер может вынести.
Методика конструктивного спора, результат спора
- Информативность: что-то узнал или получил: научился чему-то новому (способу отстаивать свое мнение).
- Отреагирование: исчезла напряженность; уменьшилась злобность; выяснены претензии.
- Сближение: спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров, есть ощущение, что так и должно быть; сохраняют свое достоинство.
- Улучшение: устранение проблемы, разрешение ситуации; оправдания, извинения; планы на будущее.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Расскажите о факторах, способствующих выравниванию напряжения при разговоре.
2. Что такое конструктивный спор?
3. Какие вы знаете стили спора?
Коммуникации как источник конфликта
Коммуникация – информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия.
Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения. Особую печать несет вертикальный конфликт (как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель – подчиненный, работодатель – работник). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.
Рассмотрим причины, по которым может возникнуть коммуникативный конфликт, к ним относятся факторы, способствующие возникновению напряжения в разговоре, деструктивность стиля спора и, как следствие этого, негативные результаты спора, наконец, коммуникационные техники, ведущие к возникновению конфликта.
Факторы, способствующие возникновению напряжения
При разговоре
- Перебивание партнера.
- Принижение партнера, негативная оценка его личности.
- Подчеркивание разницы между собой и партнером.
- Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
- Резкое убыстрение темпа беседы.
- Избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером.
- Обвинения, угрозы, наказания.
- Принижение проблемы.