Анализ программы по русскому языку для первого отделения
Введение
Предметом специальной методики русского языка является процесс обучения русскому языку детей с тяжелыми нарушениями речи.
Объектом специальной методики русского языка являются педагогические условия (методы и приемы коррекционной работы), обеспечивающие эффективность усвоения знаний по русскому языку учащимися специальной коррекционной школы V вида.
В школу для детей с тяжелыми нарушениями речи зачисляют детей достигших семилетнего возраста и на основании решения ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) определяют отделение для обучения.
РЕЧЕВАЯ ШКОЛА ó ШКОЛА V ВИДА ó ШКОЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ)
Отделение 2 отделение
Зачисляются дети с: Зачисляются дети с:
ринолалией заикание чистой формы (без ОНР)
дизартрией
алалией сопровождаются ОНР
афозией
дисграфией переводят из обычной школы
дислалией когда выявляется диагноз
Наполняемость классов: 12 человек.
В условиях школы-интерната осуществляется комплексный подход к коррекции речевых нарушений: логопед
невролог (психоневролог)
врач ЛФК
психолог
муз. работник
воспитатель.
Проводятся физиопроцедуры и массаж.
Учащиеся второго отделения обучаются по программе общеобразовательной школы.
Учащиеся первого отделения обучаются по специальной коррекционной программе, разработанной сотрудниками кафедры логопедии НИИ дефектологии (г. Москва, последняя редакция 1987 года)
Сроки обучения:
Первое отделение – 10 лет на овладение 9-летней программы;
второе отделение – 9 лет.
До распада СССР было 70 речевых школ. В Москве пять речевых школ. Одна из них работает только по второму отделению.
Учебник «Логопедия». Глава «Организация логопедической помощи в России».
Анализ программы по русскому языку для первого отделения.
I. Обучение грамоте.
Цель: формирование элементарных навыков чтения и письма.
II. Формирование произношения.
Цель: развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Уроки произношения: в 1 классе – 2 раза в неделю,
во 2 классе – 1 раз в неделю.
III. Развитие речи.
Цель: формирование навыков связного монологического высказывания (устного и письменного). Расширение словарного запаса.
Уроки развития речи: с 1 по 3 класс – 5 раз в неделю
в 4 классе – 4 раза в неделю.
IV. Обучение грамматике, орфографии и правописанию.
Цель: формирование навыков относительной грамотности (правильное применение орфографических правил, предусмотренных рамками школьной программы.
Уроки русского языка со 2 класса
V. Обучение чтению и развитию речи.
Цель: формирование навыков слитного чтения (беглое, правильное, выразительное, осознанное), воспитание нравственных качеств личности на прочитанном материале.
Уроки чтения со 2 класса.
VI. Индивидуальные занятия.
Цель: коррекция индивидуальных речевых дефектов учащихся. (с 1 по 10 класс).
I-й раздел программы
Задачи и содержание раздела обучения грамоте.
Прежде чем приступать к обучению детей, имеющих ОНР необходимо уесть положения, выдвинутые методистами: Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер, Г.К. Колповской и др.:
1. изучение звуков близких по акустико-артикуляторным признакам должно быть раздвинуто во времени;
2. обучение грамоте должно проводиться только на материале правильно произносимых звуков;
3. весь лексический материал, выносимый на уроки грамоты должен быть знаком детям по слоговой структуре и семантике;
4. индивидуальные занятия, уроки произношения, уроки развития речи должны предшествовать урокам грамоты;
5. последовательность изучения звуков определяется онтогенетическим признаком (гласные м, н, п, б, т, к)
звук индивидуальные занятия
слоговая структура уроки произношения
слова развитие речи
уроки обучения грамоте
Обучение грамоте в речевой школе делится на два периода:
I. добукварный (от 1,5 до 3 месяцев, в зависимости от тяжести дефекта)
II. букварный (до конца первого года)
Задачи и содержание добукварного периода.
I. Коррекция дефектов произношения.
В речевой школе нет ставки освобожденного логопеда. Коррекцию речевых дефектов в начальных классах осуществляет учитель, который работает на классе, в старших классах – учитель русского языка и литературы, так как он должен иметь обязательную квалификацию «учитель логопед».
Коррекция дефектов произношения является необходимым условием в системе обучения русскому языку детей с речевой патологией, поскольку дефекты устной речи могут отражаться на письме.
Людмила Федоровна Спирова провела анализ состояния устной речи учащихся речевых школ и сопоставила полученные данные с имеющимися у этих детей нарушениями письма.
Автором были выделены четыре группы учащихся:
1) нарушение устной речи и письма полностью совпадают (наиболее частотный вариант);
2) нарушение устной речи и нарушение письма не тождественны;
3) нарушение устной речи, но нет нарушений письма;
4) нет нарушения устной речи, но имеются нарушения письма.
II. Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
До 60-х гг. 20-го века в методике русского языка понятием «звуковой анализ» обозначали два положения:
1) под звуковым анализом понимали умение различать звуки родного языка;
2) под звуковым анализом понимали умение определять последовательность звуков.
Поскольку первое положение характеризует устную речь, а второе относится к письменной речи, в методике существовала путаница.
Д.Б. Эльконин развел эти два понятия. Первое положение определил как естественный звуковой анализ и назвал его фонематический слух.
Фонематический слух – способность различать звуки родного языка в потоке речи (в норме к 1,7 мес.) в различном линейном порядке (например сон –нос), в словах близких по звучанию, но разные по смыслу (паронимы).
Второе положение – искусственный звуковой анализ: фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие - искусственный звуковой анализ, который самостоятельно не формируется, но лежит в основе овладения грамотой.
Д.Б. Эльконин выделил три интеллектуальных операции, характеризующие фонематическое восприятие:
1) умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
2) умение определять местоположение звука в слове;
3) умение определять последовательность звуков в слове и их количество.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ = ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ + ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
естественный искусственный
звуковой звуковой
анализ анализ
к 1,7 мес с 5 лет
На сегодняшний день в методике коррекционного обучения нет единой программы по формированию фонематического восприятия, поэтому часто используется адаптированная модель Д.Б. Эльконина.
Методика формирования фонематического восприятия по Д.Б. Эльконину
I. Знакомство с фонетической системой языка.
Материализованной опорой на этом этапе являются особые графические схемы, фишки черного цвета и особый прием проговаривания слов, который Д.Б. Эльконин назвал «интонированным проговариванием», а Б.М. Гриншпун – «акцентированным проговариванием».
с – с – с – ок
? с – о – о – о – к
? со – к
?
II. Знакомство с гласными фонемами.
Прежде чем вводить обозначение гласного звука, необходимо сформировать у детей ориентировку на гласные.
Гласные – это не те звуки, которые тянутся, а те, которые поются. (ритмика, муз. занятия).
Материализованной опорой будут являться те же схемы, тот же прием проговаривания и фишки красного цвета для обозначения гласных звуков.
Т.е., теперь для обозначения гласных звуков используется не черные, а красные фишки.
III. Знакомство с согласными фонемами.
На этом этапе дети знакомятся с двумя фонетическими противопоставлениями.
1) противопоставление по твердости – мягкости
ЛУК ЛЮК
? ?
Используя прием интонированного проговаривания дети определяют гласные в этих словах.
«Одинаково или по-разному звучат первые звуки?»:
Л - Л - Л - УК
Л’ - Л’ - Л’ - УК
Твердый звук обозначается желтым цветом, мягкий звук – зеленым.
2) противопоставление по звонкости – глухости.
Основным приемом является тактильно-вибрационный контроль. (Рука на горло: если ощущается дрожь, то звук звонкий, если нет – глухой).
Гласные - (красный круг)
Согласные
,
(желтый круг) (зеленый круг)
Белый треугольник обозначает звонкость согласного. Вместо него можно использовать значок колокольчика.
IV. Трансформация
Трансформация – изменение звуковой оболочки слова через систему гласных или согласных фонем (но не всех, а по одной):
ЛАК – МАК – РАК
ЛАК – ЛУК – ЛИК
Очень полезно детям предлагать тонкие случаи трансформации, в ходе которой образуются сочетания, не имеющие семантической вариативности в языке (реально не существующие).
Если ребенок овладел этапом трансформации, можно говорить о том, что у него сформировано фонематическое восприятие, а значит можно переходить
к букварному периоду.
III. Формирование операций лексико-синтаксического анализа.
Лексико-синтаксический анализ предполагает формирование у детей таких операций:
- умение определять количество слов в предложении;
- умение определять место слова в предложении;
- умение определять первое слово в предложении, т.к. по правилам русского синтаксиса первым словом обычно задается тема речевого высказывания.
Овладение операциями лексико-синтаксического анализа в речевой школе осуществляется поэтапно, в соответствии с десятью моделями предложений, которыми должны овладеть дети:
1) S – предикат (П).
Какое действие?
Обрабатывая эту модель, расширяем глагольный словарь учащихся и работаем над развитием синонимии.
2) S – П – О действия
Вторая модель представляет собой проблему: каким словом-действием можно соединить эти картинки, чтобы получить предложение. При смене слова необходимо менять и стрелку (они должны быть черными).
Важно отработать данную модель, так как на ее основе будет происходить ознакомление с последующими моделями.
3) S – П – Од
Появляется новый значок: (желтый треугольник), который обозначает слова-признаки.
4) S – П – Од
При отработке 3, 4 модели проводится работа по расширению словаря признаков.
5) S – П – Од
Расширяется структура предложения.
6) S – П – Од
Появляется значок предлога: (красный круг)
7)
8) Одновременное сочетание различных маркеров у разных слов.
9)
10) Расширение структуры предложения при сочетании двух маркеров у одного слова:
Впервые такие модели были предложены Р.И. Лалаевой, затем использованы С.Б. Яковлевым в коррекции аграмматической дисграфии.
Предлоги по И.Н. Садовниковой:
«В»
«НА»
«НАД»
«ЧЕРЕЗ» «Нарушение письменной речи у младших школьников и их коррекция» (И.Н. Садовникова)
IV. Формирование оптико-пространственной ориентировки.
Последовательность работы (этапы):
I. Уточнение понятий о латерализации (ориентировка в схеме собственного тела).
(Уточняем где правые/левые рука, глаз, ухо и т.д)
II. Ориентировка в помещении (связываем со схемой тела.
III. Ориентировка с поворотом на 180 градусов. (нужно показать, что не пространство меняется вокруг ребенка, а он меняет свое положение в пространстве. То, что было слева, теперь справа. Полезно проводить такие упражнения: определение правой/левой варежки (перчатки, валенка, следа), находящейся напротив.
IV. Ориентировка на листе бумаги.
(Уточнить понятия «угол листа», ввести двойное обозначение – «правый верхний угол», «центр листа» (способ определения центра листа: соединить правый край с левым, и еще раз свернуть, соединив верхнюю и нижнюю стороны)
V. Ориентировка на клетке.
Клетка является маленькой копией листа. Сначала уточняем понятие «клетка» и учим обозначать центр клетки.
VI. Ориентировка на листе бумаги в линейку.
Последовательность рисования:
1 над строкой;
2 в строке;
3 под строкой.
VII. Уточнение значений предлогов.
Сначала уточняем значение простых предлогов: на, в, с, под, над.
Затем сложных: через, между, около.
Составных: из-за, из-под.
Для уточнения значения предлогов используются фишки – маркеры И.Н. Садовниковой.
V. Формирование графо-моторных навыков и подготовка руки к письму.
Последовательность работы:
1. Знакомство с направлениями штриховки.
а) д)
б)
е)
в)
ж)
г)
2. Знакомство с видами штриховки:
сплошная
параллельная
частая
параллельная
редкая
пунктирная
Полезно штриховать графические изображения с использованием разных видов и направлений штриховок:
3. Знакомство с трафаретом и шаблоном.
В работе с шаблоном сначала фиксируем границы. Необходимо объяснить, что трафарет – это внутренний контур, а шаблон – внешний.
4. Рисование изогнутых и ломаных линий:
5. Подготовка руки к письму.
Упражнения:
- пальчиковая гимнастика;
- пальчиковый театр;
- кукольный театр;
- теневой театр;
- игры с пуговицами;
- шнуровки;
- «Золушка» (разбирать крупу двумя руками и одновременно двумя руками складывать разную крупу в разные баночки);
- работа на печатной машинке.
6. Развитие психических функций (являются базой речи).
Восприятие
Формирование зрительного восприятия (гнозиса) осуществляется на индивидуальных занятиях. Аналогичные задания можно использовать на уроках грамоты в добукварный период во время физ.минуток. Для обследования зрительного восприятия традиционно используют альбом, в котором изображены четыре предмета, предъявленные в разных условиях.
1й лист: изображения четырех предметов в реальном цвете (этот лист предъявляют ребенку последним).
2й лист: изображены те же предметы, но изображение контурное.
3й лист: точечное изображение предметов.
4й лист: пунктирное изображение.
5й лист: черный контур предмета «зашумлен» (узнавание предмета в условиях «зашумления»:
6й лист: цветное «зашумление» черного контура предмета:
7й лист: силуэтное изображение предмета:
Мышление
Необходимо формировать ряд интеллектуальных операций и форм мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация (пирамида, матрешка), умозаключение.
Задания на выявление уровня аналитико-синтетической деятельности:
«Четвертый лишний» (радио, письмо, гитара, телефон)
Тесты на выявление уровня умения классифицировать:
1. предметы:
материалом к тесту являются 18 карт, на которых изображены предметы, относящиеся к двум лексическим темам, частотно смешиваемых детьми. Инструкция: «Разложи подходящее с подходящим».
В ходе обследования можно выявить детей с вялотекущей шизофренией, они детализируют свой ответ, неправильно выполняя задание при этом.
2. фигуры:
материалом к тесту является сводная таблица, разделенная на 24 части и 24 отдельные карты, на которых изображены (наклеены или нарисованы) геометрические фигуры, отличающиеся между собой по трем признакам (форма, цвет, величина)
форма | величина | цвет |
большой | красный | |
маленький | синий | |
зеленый | ||
желтый |
Сводная таблица (24 квадрата)
| |||||||||
Ребенок должен на столе разложить так же, как в таблице.
Память
Формула нормы объема памяти:
зрительной:
V = возраст + 2
слуховой:
V = возраст – 2
Для развития зрительной памяти используют игры типа «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Для развития слуховой памяти используется адаптированный тест А.Р. Лурия «Методика десяти слов». Предлагаем 10 разных слов. В норме ребенок после трехкратного повтора может последовательно назвать все слова. Адаптированный вариант – ребенок может называть слова в любой последовательности.
Время воспроизведения | игла | костер | идти | и т.д. | ||||||
сразу | + | - | + | - | ||||||
Через 0,5 ч. | - | + | + | - | ||||||
Через 1 ч. | + | + | - | + |
Анализ результатов позволил А.Р. Лурия выделить некоторые группы детей:
|
|
слов
кол-во раз
Задачи и содержание работы в букварный период
Письмо является сложным психофизиологическим процессом. С т. зр. психологии письмо – средство кодировки информации, зашифрованной в знаковой системе того или иного языка. С т. зр. физиологии процесс письма осуществляется работой четырех анализаторных систем:
речеслуховой анализатор – фонема;
речедвигательный анализатор – артикулема;
зрительный анализатор – графема;
двигательный анализатор – кинема.
А.Р. Лурия: «Письмо – установление связей между словом слышимым и произносимым, между словом видимым и записываемым».
Л.С. Выготский выделил дв уровня в формировании навыка письма:
1. Элементарное письмо (ребенок учится писать буквы, слоги, слова и предложения);
2. Интеллектуальное письмо (формирование самостоятельной письменной речи)
Для детей с нормальным и нарушенным речевым развитием самым сложным является уровень элементарного письма
Формирование графо-моторных навыков букварный период является основной задачей на этом этапе.
Этапы формирования навыков письма:
1. Подготовительный
Цель: развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия.
2. Аналитический
Цель: научить писать элементы буквы и буквы по этим элементам.
На первом уроке учитель предлагает детям рассмотреть таблицу с образцами печатного и рукописного текста.
Затем рассматриваем и сопоставляем. Буквы анализируем попарно. Выясняем количество элементов, последовательность элементов, обращаем внимание на расположение буквы и способ ее написания.
В современной методике существует несколько способов обучения написанию букв:
1) кинетический
Сначала изучается написание легких букв, которые состоят из одинаковых элементов (о, с, и, ш, л, м, п, т, г), затем другие.
Недостаток: последовательность изучения букв не соответствует последовательности в букваре.
2) ритмический
Под счет или заданный ритм. Ранее считалось, что счет нужно вести так: раз и, два и. Затем пересмотрели буквы, проанализировали элементы, входящие в их состав, счет стали вести так: и раз, и два.
3) копировальный
Копирование буквы с помощью кальки, по полиэтилену, по карандашной обводке.
Недостаток: ребенок не ориентируется в расположении буквы на листе; ребенок может обводить в любом направлении (калька, полиэтилен).
Лучше использовать копирование по букве, написанной учителем. Обязательно нужно прописывать несколько букв.
4) тактильный
Ведется с использованием трафаретов и шаблонов букв, вырезанных из наждачной бумаги.
Недостаток: занимает много времени.
Последовательность работы при написании буквы:
а) показ укрупненного образца написания буквы на доске;
б) прописание буквы в воздухе;
в) прописание буквы детьми в тетради пол контролем учителя;
г) самостоятельная работа в тетради.
3. Аналитико-синтетический
Цель: научить писать слоги и слова, состоящие из этих слогов.
Наибольшая трудность: соединения букв. В методике различают три вида соединений: верхнее (он, ос, ох), нижнее (ам), среднее (ра, но).
Перед написанием слогов учитель должен показать образец на доске, затем дети прописывают слог в воздухе, далее приступают к самостоятельной работе.
Нельзя предлагать детям записи слов без предварительного разбора соединений букв в нем.
4. Синтетический
Цель: научить формулировать свои мысли в устной речи и переводить их на письмо.
На этом этапе техника письма не вызывает у детей трудностей.
При обучении письму необходимо соблюдать ряд требований:
а) письмо под углом 65 градусов;
б) безнажимность;
в) безотрывность (является спорным)
г) высота заглавных букв должна равняться двойной ширине букв. Исключения: Т, Ж, Щ, Ш, Ф, Х, М.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ГРАМОТЫ В ДОБУКВАРНЫЙ И БУКВАРНЙ ПЕРИОД
В добукварный период уроки грамот по своей структуре схожи с уроком произношения, но отличаются поставленными задачами.
Основная цель уроков грамоты – развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
Основная цель уроков произношения – развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Примерная схема урока грамоты в добукарный период:
1) уточнение акустико-артикуляционных характеристик звука.
На этом этапе дети должны уметь рассказать как работают органы артикуляции в момент произнесения звука и должны уметь дать характеристику изучаемого звука.
2) выполнение различного рода лексических упражнений с целью развития фонематического слуха:
повторение слоговых рядов на материале правильно произносимых звуков (ба – па – ба); работа со словами – паронимами; работа с предметными картинками (покажи, где удочка, а где уточка; подбери слово, которое звучит похоже).
3) Выполнение различного рода лексических упражнений с целью формирования фонематического восприятия: услышал звук – хлопни, определение местоположения звука в слове, определение последовательности, количества звуков.
К концу этого этапа дети составляю схему слова из цветных фишек с изучаемым звуком.
4) Формирование навыков языкового анализа и синтеза. Используются упражнения на формирование навыков слогового анализа. Далее переходим к лексико-синтетическому анализу.
5) подготовка руки к письму. Этот этап является обязательным в структуре урока грамоты (штриховка, обводка, написание элементов букв)
В букварный период выделяют несколько типов урока грамоты:
Урок по типу письма
Цель: формирование элементарных навыков письма.
В речевой школе существуют определенные правила: весь лексический материал, который дети будут записывать должен быть предварительно ими проанализирован и прочитан, поэтому и на таком уроке дети будут заниматься чтением.
1/3 урока – звуковой анализ, чтение
2/3 урока – письмо
Урок по типу чтения
Цель: формирование элементарных навыков чтения в соответствии с правилами.
1/3 урока – письмо
2/3 урока – звуковой анализ, обучение чтению
Комбинированный урок
Цель: формирование элементарных навыков чтения и письма.
1/2 урока - звуковой анализ, обучение чтению
1/2 урока – обучение письму
Примерная схема комбинированного урока:
1) Составление схемы звукового анализа данного слова после предварительного произнесения.
2) Выкладывание детьми под цветные фишки соответствующих букв.
3) Чтение получившегося слога или слова.
4) Показ образца написания данного слова учителем на доске с подробным разбором соединений.
5) Прописывание учащимися слова в воздухе.
6) Прописывание слова в тетради.
7) Прочитывание рукописного текста.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ
В специальную школу V вида поступают дети, в структуре дефекта которых имеются нарушения произносительной стороны речи.
Наиболее частотными нарушениями звукопроизношения являются сигматизм – парасигматизм, ротацизм – параротацизм, ламбдацизм – параламбдацизм, дефекты озвончения, смягчения.
В современной логопедии существует несколько классификаций этапов коррекционной работы по устранению нарушений звукопроизношения.
1я классификация (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина):
1 этап. Подготовительный.
2 этап. Постановка.
3 этап. Автоматизация в слогах.
4 этап. Автоматизация в словах.
5 этап. Автоматизация в предложениях.
6 этап. Автоматизация в связной речи.
7 этап. Дифференциация.
2я классификация (Р.И. Лалаева, М.Ф. Фомичева):
1 этап. Подготовительный.
2 этап. Постановка.
3 этап. Автоматизация.
4 этап. Дифференциация.
3я классификация (Б.М. Гриншпун):
Данная классфикация является наиболее приемлемой в системе коррекционного обучения учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
1 этап. Подготовительный.
Задачи обучения:
а) развитие слухового внимания и слуховой памяти;
б) развитие фонематического слуха и восприятия;
в) развитие речевого дыхания (диафрагмального);
г) развитие мелодико-интонационной стороны речи;
д) подготовка органов артикуляции;
е) развитие мелкой моторики;
ж) развитие ВПФ;
з) развитие графо-моторных навыков.
2 этап. Формирование первичных произносительных умений и навыков.
Задачи обучения:
а) постановка звуков (вызывание звуков, отсутствующих в речи);
б) автоматизация (введение поставленного звука в речь)
О.В. Правдина выделила уровни нарушения звукопроизношения:
· Ребенок не может самостоятельно произнести звук, не может повторить его за логопедом.
· Ребенок правильно произносит звук изолированно, иногда правильно произносит его в слогах или словах простой слоговой структуры, но в слогах и словах сложной слоговой структуры звук произнести не может.
· Ребенок самостоятельно правильно произносит звук в слогах и словах, но в потоке спонтанной речи заменяет его другим, правильно произносимым звуком.
в) различение звуков близких по акустико-артикуляционным признакам.
3 этап.Формирование коммуникативных умений и навыков.
Б.М. Гиншпун предположил, что в самостоятельной речи ребенок часто произносит звуки неправильно потому, что частотность распределения отдельных звуков в самостоятельной речи не соответствует той частотности, которая наблюдается в специально подобранном материале (максимальная насыщенность звуком).
Задача: формирование навыка самоконтроля за правильным произношением.
Приемы:
· составление рассказов по картинке, по серии картин;
· работа с деформированным текстом;
· придумывание начала, середины или конца рассказа;
· пересказ.
В речевой школе работа по формированию произношения проводится на двух видах занятий:
1. Индивидуальное
2. Уроки произношения
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
В 1-ом классе на индивидуальных занятиях выделяют такие разделы:
1) развитие слухового внимания и памяти;
2) развитие фонематического слуха и восприятия;
3) подготовка органов артикуляции к постановке звуков.
В современной логопедии существует две классификации артикуляционных упражнений:
1. По наличию движений (Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина):
артикуляционные упражнения
статические динамические
(удержание артикуляционной (переключение с одного
позы) артикуляционного уклада на другой)
общие специальные общие специальные
2. По применению (М.Ф. Фомичева)
артикуляционные упражнения
общие специальные
(всем) (для конкретного звука)
статические динамические статические динамические
4 этап.Постановка звуков.
В речевой школе постановка звуков осуществляется общепринятыми в логопедии способами.
1) имитативный (как комар, насос и т.д.);
2) механический; Ф.Ф. Рау
3) смешанный;
4) от звука близкого по артикуляции ( [ц] от [с] );
5) от базового звука в данной группе
|
(ТШ’) (Ш’)
Ц З
(тс)
С’ З’
6) использование приемов логоритмики.
5 этап.Автоматизация.
- в слогах (в прямых и обратных без стечения, затем со стечением)
для «ринолаликов» специальные интервокальные слоги:
-ара-
-оро-
- в словах, в соответствии с 13-ю классами слоговых структур разработанных А.К. Марковой;
- в предложениях;
- в связной речи.
6 этап. Развитие ВПФ, которые являются базой речи.
Во втором классе на индивидуальные занятия выносится:
1. дифференциация звуков;
2. дифференциация букв;
3. предупреждение и коррекция дисграфии, дислексии, дизорфографии.
В речевой школе индивидуальные занятия проводятся на протяжении всего периода обучения ребенка. К концу первого года обучения, с учетом требований программы, у всех учащихся класса должно быть сформировано правильное звукопроизношение.
Поскольку нарушение звукопроизношение, как правило, обусловлено генезом органического характера нередки случаи, когда этап автоматизации растягивается на несколько месяцев или лет (при дизартрии, и моторной алалии)
В речевой школе осуществляется работа только по постановке звуков (индивидуально), вся остальная работа проходит в подгруппах. Каждый ребенок должен посетить индивидуальные занятия не менее трех раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 40 минут (подгруппа), если постановка звука, то 20-25 минут.
Структура урока произношения
Впервые структура урока произношения предложена Г.А. Каше, в связи с подготовкой к обучению грамоте детей с нарушением речи.
В структуре урока условно можно выделить четыре этапа:
1. Артикуляционная гимнастика (5-7 минут).
Проводится с использованием индивидуальных зеркал и стерильных марлевых салфеток. Обязателен показ выполнения учителем. Упражнения выполняются под счет.
2. Изучение нового звука (7-10 минут).
Дети дают характеристику изучаемому звуку, проводятся упражнения на развитие фонематического слуха и восприятия. Отрабатываются навыки звукового анализа.
3. Автоматизация звука.
Используются лексические упражнения на уровне слогов, слов, предложений, текстов с изучаемым звуком.
4. Формирование навыков языкового анализа и синтеза. Составление предложений, составление схем каждому предложению в тексте
Темы уроков произношения будут определяться не только программными темами, но и последовательностью тем, выносимых на уроки грамоты. Уроки произношения опережают уроки грамматики.
Индивидуальные занятия – уроки произношения – уроки грамоты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В программе речевой школы в работе по развитию речи выделены такие разделы:
1. работа над словом;
2. работа над предложением;
3. работа над связной речью;
4. работа над лексико-грамматическим строем речи.
В исследованиях С.Р. Левиной был проанализирован словарный запас учащихся, поступающих в первый класс речевой школы.
С точки зрения критериев количественного анализа словарный запас детей имеющих ОНР к семи годам не достигает уровня даже низкой возрастной нормы.
К шести годам норма - от 3,5 до 4,5 тысяч слов. У детей с ОНР к семи годам от 1,5 до 2 тысяч слов.
С точки зрения качественного анализа словарный состав учащихся отличается номинативностью, меньшим использованием глагольной лексики в самостоятельной речи. Почти не пользуются прилагательные и наречия. На всех этапах обучения самым сложным является словарная работа.
В речевой школе словарная работа проводится на всех уроках.
ЭТАПЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ: