Карта индивидуального психологического развития детей, поступающих в школу, и младших школьников

Фамилия и имя ребенка _________________________________________________________________

Возраст ребенка (к моменту первого обследования) _________________________________________

Группа д/с или класс ___________________________________________________________________

Общая ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний     Отношение к обучению в школе     Внимание Память  
проду-ктивность и устой-чиво-сть   расп-реде-ление   перек-люче-ние   объем   зрительная слуховая опосред-ствованная динамика процесса заучивания      
объем     опе-рати-вная     объем     оп-ера-тив-ная        
про-дукти-вность ди-на-мич-но-сть  
 
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
Воображение Мышление Речь  
речевое «Вер-бальная фантазия» художественно-плоскостн. «Рисунок» художе-ствен-но-объемн. «Скуль-птура» определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий формиро-вание понятий умение считать в уме наглядно-действенное «Кубик Рубика» наглядно-образное «Матрица Равена» определение понятий  
 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
Речь Мотивация Личностные черты (по тесту Р. Кеттела)  
пассивный словарный запас     актив-ный слова-рный запас мотивация достижения успехов     I II III IV V VI VII VIII IX X XI  
экс-тра-вер-сия уве-рен-ность в себе спо-койс-твие неза-виси-мость бла-гора-зумие доб-росо-вест- ность сме-лость прак-тич-ность опти-мизм само-конт-роль нево-зму-ти-мость  
 
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
Индивидуальные межличностные особенности ребенка (по мнениям родителей, учителей и воспитателей)  
общи-тель-ность орга-низа-тор-ские спосо-бности взаимо-отно-шения с детьми альт-руизм эмпа-тия агре-ссив-ность бес-по-мощ-ность обид-чиво-сть спра-вед-ли-вость прав-диво-сть веж-ли-вость пос-лу-ша-ние са-мо-стоя-тель-но-сть нас-той-чи-вость тру-до-лю-бие уверен-ность в себе  
 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                                                                                 

Таблица 21

Психолого-педагогическне выводы и практические рекомендации

Фамилия и имя ребенка: _______________________________________________________________

Дата заполнения: _____

Дата обсле-дования ребенка     Наиболее развитые психологические свойства Наименее развитые психологические свойства Другие особен-ности     Общие психолого-педагоги-ческие рекомендации     Специальные психолого-педагогические рекомендации     Примечания: кому и когда зги рекомендации даны; отметка об их реализации    
наиме-нование пока-затель наиме-нование пока-затель
 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Практические задания

1. Определить готовность к обучению в школе двух детей — ребенка шестилетнего и ребенка семилетнего возраста — по обшей ориентации в мире, отношению к школе и запасу бытовых знаний.

2. Определить готовность к обучению в школе двух детей — ребенка шестилетнего и ребенка семилетнего возраста — по развитию внимания.

3. Определить готовность двух детей — шестилетнего и семилетнего возраста — по уровню развития памяти к обучению в школе.

4. Определить готовность к обучению в школе одного ребенка шести- или семилетнего возраста по воображению.

5. Определить готовность к обучению в школе двух детей — шестилетнего и семилетнего ребенка — по уровню развития мышления.

6. Определить готовность к обучению в школе любого ребенка по уровню развития речи.

7. Исследовать индивидуальные, личностные особенности ребенка, обучающегося в III или IV классах начальной школы, по детскому варианту теста Кеттела.

8. Исследовать личностные особенности ребенка V класса с помощью детского варианта теста Кеттела.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела: методические рекомендации / Сост. Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева. — Л., 1985.

2. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся: учебное пособие. — Новосибирск, 1990.

3. Вопросы педагогической психодиагностики. — Таллинн. 1976. — 156с.

4. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. — М., 1992. — 256 с.

5. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. — М., 1985. — 80 с. (Психологическая диагностика в школе: 68—80.)

6. Детской апперцепции тест. Тематической апперцепции тест. — М., 1993. - 73с.

7. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — Киев, 1988.

8. Зак А. З.Как определить уровень развития мышления школьника. - М., 1982. - 96с. (Требования к заданиям для определения уровня развития теоретического мышления (младшие школьники): 33—37. Как установить степень сформированности теоретического мышления: 37—73. Как определить уровень развития мышления в начале обучения: 77—87.)

9. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983. —312 с. (Исследования интеллекта: 145 — 155.)

10. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984. -216с. (Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141 — 167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167 — 173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173 — 186.)

11. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В. В. Гришин, П. В. Мушин.- М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6—38, Исследование психических процессов, внимания и компонентов учебной деятельности: 38—51.)

12. Психодиагностика и школа. — Таллинн, 1980.

13. Психодиагностическая работа в начальной школе. — Ч. I. Определение готовности к обучению в школе. — С.-П., 1994. — 78 с.

14. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант. - С.-П., 1993. - 57с.

15. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я.Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988. — 206 с. (Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов: 12—38. Методы изучения нравственной воспитанности школьников: 43-79. Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 79—97. Изучение потребностей, интересов и склонностей учащихся: 97—113. Изучение ученических коллективов: 146—172. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе: 172—178. Изучение положения школьника в системе межличностных отношений: 178-192.)

16. Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. — М., 1981. — 67 с.

Наши рекомендации