Карта индивидуального психологического развития детей, поступающих в школу, и младших школьников
Фамилия и имя ребенка _________________________________________________________________
Возраст ребенка (к моменту первого обследования) _________________________________________
Группа д/с или класс ___________________________________________________________________
Общая ориентация в окружающем мире и запас бытовых знаний | Отношение к обучению в школе | Внимание | Память | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
проду-ктивность и устой-чиво-сть | расп-реде-ление | перек-люче-ние | объем | зрительная | слуховая | опосред-ствованная | динамика процесса заучивания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
объем | опе-рати-вная | объем | оп-ера-тив-ная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
про-дукти-вность | ди-на-мич-но-сть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воображение | Мышление | Речь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
речевое «Вер-бальная фантазия» | художественно-плоскостн. «Рисунок» | художе-ствен-но-объемн. «Скуль-птура» | определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий | формиро-вание понятий | умение считать в уме | наглядно-действенное «Кубик Рубика» | наглядно-образное «Матрица Равена» | определение понятий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речь | Мотивация | Личностные черты (по тесту Р. Кеттела) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
пассивный словарный запас | актив-ный слова-рный запас | мотивация достижения успехов | I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
экс-тра-вер-сия | уве-рен-ность в себе | спо-койс-твие | неза-виси-мость | бла-гора-зумие | доб-росо-вест- ность | сме-лость | прак-тич-ность | опти-мизм | само-конт-роль | нево-зму-ти-мость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индивидуальные межличностные особенности ребенка (по мнениям родителей, учителей и воспитателей) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
общи-тель-ность | орга-низа-тор-ские спосо-бности | взаимо-отно-шения с детьми | альт-руизм | эмпа-тия | агре-ссив-ность | бес-по-мощ-ность | обид-чиво-сть | спра-вед-ли-вость | прав-диво-сть | веж-ли-вость | пос-лу-ша-ние | са-мо-стоя-тель-но-сть | нас-той-чи-вость | тру-до-лю-бие | уверен-ность в себе | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 21
Психолого-педагогическне выводы и практические рекомендации
Фамилия и имя ребенка: _______________________________________________________________
Дата заполнения: _____
Дата обсле-дования ребенка | Наиболее развитые психологические свойства | Наименее развитые психологические свойства | Другие особен-ности | Общие психолого-педагоги-ческие рекомендации | Специальные психолого-педагогические рекомендации | Примечания: кому и когда зги рекомендации даны; отметка об их реализации | ||
наиме-нование | пока-затель | наиме-нование | пока-затель | |||||
Практические задания
1. Определить готовность к обучению в школе двух детей — ребенка шестилетнего и ребенка семилетнего возраста — по обшей ориентации в мире, отношению к школе и запасу бытовых знаний.
2. Определить готовность к обучению в школе двух детей — ребенка шестилетнего и ребенка семилетнего возраста — по развитию внимания.
3. Определить готовность двух детей — шестилетнего и семилетнего возраста — по уровню развития памяти к обучению в школе.
4. Определить готовность к обучению в школе одного ребенка шести- или семилетнего возраста по воображению.
5. Определить готовность к обучению в школе двух детей — шестилетнего и семилетнего ребенка — по уровню развития мышления.
6. Определить готовность к обучению в школе любого ребенка по уровню развития речи.
7. Исследовать индивидуальные, личностные особенности ребенка, обучающегося в III или IV классах начальной школы, по детскому варианту теста Кеттела.
8. Исследовать личностные особенности ребенка V класса с помощью детского варианта теста Кеттела.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела: методические рекомендации / Сост. Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева. — Л., 1985.
2. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся: учебное пособие. — Новосибирск, 1990.
3. Вопросы педагогической психодиагностики. — Таллинн. 1976. — 156с.
4. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е. С. Романова, О. Ф. Потемкина. — М., 1992. — 256 с.
5. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. — М., 1985. — 80 с. (Психологическая диагностика в школе: 68—80.)
6. Детской апперцепции тест. Тематической апперцепции тест. — М., 1993. - 73с.
7. Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — Киев, 1988.
8. Зак А. З.Как определить уровень развития мышления школьника. - М., 1982. - 96с. (Требования к заданиям для определения уровня развития теоретического мышления (младшие школьники): 33—37. Как установить степень сформированности теоретического мышления: 37—73. Как определить уровень развития мышления в начале обучения: 77—87.)
9. Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983. —312 с. (Исследования интеллекта: 145 — 155.)
10. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. — Л., 1984. -216с. (Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141 — 167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167 — 173. Некоторые методические подходы к исследованию свойств личности: 173 — 186.)
11. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / Сост. В. В. Гришин, П. В. Мушин.- М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особенностей личности: 6—38, Исследование психических процессов, внимания и компонентов учебной деятельности: 38—51.)
12. Психодиагностика и школа. — Таллинн, 1980.
13. Психодиагностическая работа в начальной школе. — Ч. I. Определение готовности к обучению в школе. — С.-П., 1994. — 78 с.
14. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера. Адаптированный вариант. - С.-П., 1993. - 57с.
15. Фридман Л. М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я.Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1988. — 206 с. (Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов: 12—38. Методы изучения нравственной воспитанности школьников: 43-79. Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 79—97. Изучение потребностей, интересов и склонностей учащихся: 97—113. Изучение ученических коллективов: 146—172. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе: 172—178. Изучение положения школьника в системе межличностных отношений: 178-192.)
16. Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. — М., 1981. — 67 с.