Карта индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника

Фамилия, имя______________________________________________________________________

Класс (группа)____________________________________

Возраст (на момент проведения первого обследования)__________________________________

Внимание Память
К ольца Ланд распре- ольта зрительная слуховая опосред­ствован-ная Динамика процесса заучивания
продуктив- переклю- объём объём опера- объём опера-
ность и устойчи­вость деление чение     тивная   тивная продуктив­ность за­учивания динамич­ность за­учивания
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
      |            

NataHaus.ru – знание без границ

Таблица 24 (продолжение)

Мышление Воображение и речь Личность    
«Логико-коли­чественные от­ношения» Тест Айзенка Тест Беннета «Вербальная фантазия» «Активный словарный запас» тип темпера­мента акцентуации характера    
математи­ческое мышление лингвисти­ческое мышление техническое мышление  
гипер-тимность цикло -идность    
Логика мышления  
   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Карта индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника - student2.ru NataHaus.ru – знание без границ

Таблица 24 (продолжение)

Личность
Акцентуации характера Тревожность (по Спилбергеру) Агрессивность
астено- невро- тичность сенси- тив- ность псих- -астенич- ность шизоид-носгь эпилеп- тоид- носгь истеро-ид-ность неустой­чивость конформ­ность ситуаци­онная личностная
20
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Карта индивидуального психологического развития подростка и старшего школьника - student2.ru NataHaus.ru – знание без границ

Таблица 24 (продолжение)

Личность Межличностные отношения
Мотивация дости­жения успехов Социометрический статус «Социально-психологическая самоаттестация группы принадлежности»
стремле­ние к успеху боязнь неудачи по вы­борам по откло­нениям ответ­ствен-ность коллек­тивизм спло­чён-ность кон­такт-ность откры­тость органи­зован-ность инфор­мирован-ность общий пока­затель уровня развития
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

NataHaus.ru – знание без границ

Часть I. Психологическая диагностика

ковые номера тех суждений методики СПСК, которые входят в каждую подшкалу. Им на рельефе соответствуют 70 мелких сек­торов, по 10 в каждом большом секторе. На верхнем радиусе релье­фа нанесена оценочная шкала, используемая в методике. Имею­щиеся на нем цифры от 0 до 6, идущие от центра к периферии, соответствуют минимальной и максимальной оценке, которую может получить любой вид изучаемых отношений. Через пунк­ты этой шкалы, соответствующие целым значениям оценок, про­ведены концентрические окружности, которых на рельефе так­же 6. В самом центре рельефа представлены 7 подшкал методи­ки с их порядковыми цифровыми обозначениями и место для выставления общей оценки группы как коллектива (централь­ный малый круг рельефа).

В центральный малый круг рельефа (см. рис. 68 для приме­ра) записывается общая оценка уровня развития в группе всей системы изученных отношений. В расположенные близко к цент­ру рельефа малые сектора, следующие сразу после номеров под-шкал, вносятся средние оценки отношений, соответствующих от­дельным подшкалам методики, причем порядковая нумерация этих оценок соответствует порядку следования слева направо подшкал в бланке испытуемого (табл. 23). Оценки, полученные по 70 частным суждениям, отмечаются в виде точек в 70 малых секторах рельефа, обозначенных сверху цифрами, соответствую­щими порядковым номерам суждений. Точка ставится в середи­не малого сектора в том месте по вертикали, которое на задан­ной оценочной шкале соответствует данной оценке. В заключе­ние все точки соединяются между собой ломаной кривой, как это показано на рис. 68. Она и представляет собой графический рельеф группы.

Таким образом, о группе, результаты исследования которой по методике СПСК представлены на рис. 68, можно сказать сле­дующее. Общий уровень ее развития как коллектива характери­зуется величиной 3,5 балла. По подшкалам данная группа полу­чила, соответственно, следующие оценки: 1. Ответственность — 4,1 балла. 2. Коллективизм — 3,7 балла. 3. Сплоченность — 3,4 бал­ла. 4. Контактность — 3,6 балла. 5. Открытость — 2,7 балла. 6. Ор­ганизованность — 2,8 балла. 7. Информированность — 4,4 балла.

NataHaus.ru – знание без границ

_____ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Выводы об уровне развития

Решение вопроса о том, на каком уровне социально-психо­логического развития как коллектив находится исследованная группа, принимается на основе сравнения полученных средних ее оценок с теми, которые представлены ниже.

5,0 баллов и выше— почти идеальный уровень развития груп­пы как коллектива.

От 4,5 до 4,9 балла— очень высокий уровень развития груп­пы как коллектива.

От 4,0 до 4,4 балла— высокий уровень развития группы как коллектива.

От 3,0 до 3,9 балла— средний уровень развития группы как коллектива.

От 2,5 до 2,9 балла— низкий уровень развития группы как коллектива.

Меньше 2,4 балла— очень низкий уровень развития группы как коллектива.

Пользуясь этой оценочной шкалой, мы можем сделать вывод о том, что та группа, социально-психологический рельеф кото­рой показан на рис. 68, как коллектив находится на среднем уров­не развития.

Замечание.Этой же оценочной шкалой можно пользоваться для выяснения того, на каком уровне развития в данной группе находятся частные виды отношений, отра­женные в 70 рабочих суждениях, а также отношения, представленные в 7 подшкалах. Можно оценивать уровень развития каждого из них в отдельности.

Контрольные вопросы

1. Чем в психодиагностическом плане отличаются дети под­росткового возраста от младших школьников?

2. Каковы особенности психодиагностики подростков в от­личие от взрослых людей?

NataHaus.ru – знание без границ

Часть I. Психологическая диагностика

3. Психологические свойства старших школьников, которые необходимо иметь в виду, проводя их психодиагностику.

4. Какими методами можно пользоваться для психодиагнос­тики познавательных процессов у подростков и старших школьников?

5. В чем заключаются особенности психодиагностики мыш­ления у подростков и старших школьников?

6. Как оценивать параметры внимания с помощью цифро­вых таблиц?

7. Расскажите о методике «Логико-количественные отношения».

8. Расскажите о структуре, задачах к процедуре применения интеллектуального теста Айзенка.

9. Что представляет собой тест Беннета для оценки техни­ческого мышления и как он применяется?

10. С помощью какой методики определяется тип темпера­мента подростка и старшего школьника?

11. Что представляет собой методика выявления акцентуа­ций характера А. Личко?

12. Как определяется тревожность?

13. Расскажите о проективной методике оценки мотивации достижения успехов по Д. Макклелланду, Дж. Аткинсо-ну и др. (методика типа ТАТ).

14. Каким образом тест Розенцвейга применяется для оцен­ки агрессивности?

15. Что представляет собой и как применяется на практике социометрическая методика?

16. Что такое методика социально-психологической самоат­тестации группы как коллектива (СПСК), каковы ее за­дачи и какие данные получаются с ее помощью?

Практические задания

1. Провести обследование подростка или старшего школьни­ка с помощью методики «Логико-количественные отношения» и теста Айзенка. Оценить уровень общего интеллектуального раз­вития.

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 5.. Методы психодиагностики подростков и юношей

2. Исследовать особенности математического, лингвистичес­кого и технического мышления подростка или старшего школь­ника при помощи теста Беннета и соответствующих субтестов теста Айзенка.

3. Определить тип темперамента какого-либо подростка или старшего школьника по методике В.М. Русалова.

4. Исследовать проявления акцентуаций характера у подро­стка при помощи методики А.Е. Личко.

5. Оценить степень собственной тревожности при помощи ме­тодики Спилбергера.

6. Оценить и сравнить степень агрессивности двух старших школьников посредством теста Розенцвейга.

7. Определить силу мотивации достижения успехов у двух-трех старших школьников.

8. Провести социометрическое обследование какого-либо класса или студенческой группы при помощи социометрической методики. Построить коллективную социограмму-мишень. Вы­явить лидера в группе.

9. Провести обследование группы подростков или старших школьников при помощи методики самоаттестации группы как коллектива.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1 . Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.,

1982. - 200 с.

(Социометрический тест: 182-192.)

2. АйзенкГ. Проверьте свои способности. М., 1972.

3. Берулава Г.А. Психодиагностика умственного развития уча­щихся: учебное пособие. Новосибирск, 1990.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психоло­гической диагностике. Киев, 1989. — 199 с.

5. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С. Романова, О.Ф. Потемкина. М., 1992. - 256 с.

6. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учеб­но-воспитательном процессе. М., 1990. — 64 с. (Исследование типологических и характерологических особен­ностей личности: 6-38. Исследование психических процессов,

NataHaus.ru – знание без границ

Часть I. Психологическая диагностика

внимания и компонентов учебной деятельности: 38-51. Диагнос­тика развития эмоционально-волевой сферы личности: 51-58. Исследование межличностных отношений: 58-64.)

7. Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. М., 1985. — 80 с. (Психологическая диагностика в школе: 68-80.)

8. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологи­ческой диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. — 312 с. . [Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков: 81 -102. Личностный опросник Бехтеревского ин­ститута (ЛОБИ): 102-115. Исследования интеллекта: 145-155].

9. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.-216 с.

(Психодиагностические исследования свойств темперамента: 141-167. Психодиагностические исследования индивидуальных особенностей мотивационной сферы и характера: 167-173. Не­которые методические подходы к исследованию свойств личнос­ти: 173-186).

10. Методики психодиагностики в спорте / Марищук В.Л., Блу-дов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. М., 1984. — 191 с.

11. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Сто­лица. М., 1987. - 304 с.

12. Практикум по психодиагностике: учебно-методическое по­собие... Балашов, 1992.

13. Практикум по психодиагностике: дифференциальная психо­метрия. М., 1984. - 151 с.

14. Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.

15. Психодиагностические материалы по изучению личности школьника. Минск, 1989.

[Школьный тест умственного развития (ШТУР): 10-29. Тест-опросник родительского отношения: 80-86. Тест-опросник са­моотношения: 87-94. Тест-опросник уровня субъективного конт­роля: 94-99]. '

1 6 . Психологическая диагностика: проблемы и исследования/ Под ред. Е.М. Гуревича. М., 1981. - 232 с. [Интеллектуальные тесты: 49-79. Диагностирование специаль ных способностей и профессиональных достижений: 79-95. Оп росники в психологической диагностике личности: 95-107. Диа-

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

гностика структуры личности (к работам Р.Кеттела): 107-119. Психологическое диагностирование межличностных отношений: 167-197).

17. Тест умственных способностей. Ярославль, 1993.

18. Фридман Л.М., Пушкина ТА., Каплунович И.Я. Изучение лич­ности учащегося и ученических коллективов. М, 1988. — 206 с. (Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов: 12-38. Методы изучения нравственной воспитанности школьников: 43-79. Установление уровня развития познавательных возможностей и способностей учащихся: 79-97. Изучение потребностей, интересов и склоннос­тей учащихся: 97-113. Изучение ученических коллективов: 146-172. Изучение структуры межличностных отношений в ученическом коллективе: 172-178. Изучение положения школьника в систе­ме межличностных отношений: 178-192).

19. ЦветковаЛ.С, Ахутина Т.В., ПылаеваН.М. Методика оцен­ки речи при афазии. М., 1981. — 67 с.

20. Школьный тест умственного развития. М., 1988.

ГЛАВА 6.

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Краткое содержание

Психология и психодиагностика взрослых людей.Отличие психологи­ческих проблем, характерных для жизни взрослых людей, от проблем, свойст­венных детству, отрочеству и ранней юности. Соотношение жизненных перс­пектив: прошлого, настоящего и будущего — в детстве и взрослости. Разли­чия в психологических установках на самопознание у детей и у взрослых лю­дей. Мотивационные и эмоциональные особенности взрослости. Выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых людей.

Изучение познавательных процессов у студентов, учителей н родите­лей.Необходимость и возможность ограничения и изменения методик пси-

NataHaus.ru – знание без границ

Часть I. Психологическая диагностика

ностики внимания в студенческом и более старшем возрасте. Особенности пси­ходиагностики памяти и мышления взрослых. Методика «Корректурная проба», оценка с ее помощью продуктивности и устойчивости, распределения и переключения внимания. Психодиагностика динамики процесса заучивания. Методика «Педагогические ситуации», ее применение для оценивания педаго­гических способностей.

Изучение личности взрослого человека.Особенности психолого-педа­гогической диагностики личности. Основные блоки методик, предназначенных для педагогической психодиагностики личности. Методика оценки самочувствия человека. Методика выяснения степени одиночества. Определение смысла существования человека. Методика оценки свободы выбора. Психодиагностика наличия конфликта в половой сфере. Выяснение враждебности настроя, расхождение между реальным и идеальным Я. Оценка свободы воли. Диагностика чувства беспомощности, неприкаянности (бездомности). Психодиагностика педагогически важных черт характера человека: оптимизма, объективности, независимости и силы воли. Определение способов разрешения человеком жизненных проблем: уровня субъективного контроля (УСК), выхода из трудных жизненных ситуаций, чувства юмора. Оценка педагогически значимых мотивов поведения: аффилиации (мотива установления, сохранения и укрепления дружеских связей с окружающими людьми) и мотива достижения успехов.

Методы педагогического изучения межличностных отношений взрослых людей.Психологические особенности педагогических межличностных отно­шений. Психодиагностика родительских установок (отношения взрослых к детям). Определение степени удовлетворенности браком. Выяснение склонности и оценка способности быть лидером.

ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИКА ВЗРОСЛЫХ

В реальной жизни человека нередко возникает насущная не­обходимость проведения психодиагностики не только детей раз­ного возраста, но и взрослых людей. Поводы для этого могут быть самые различные: обращение взрослого человека к профессио­нальному психологу за помощью, поступление на учебу, прием на работу, конкурсный отбор на занятие той или иной должнос­ти, определение профпригодности человека и просто психоло­гическое самопознание — изучение человеком самого себя. В этой книге нас, естественно, интересуют не все перечисленные слу­чаи жизни, а так называемые педагогические ситуации, связан­ные со сферой образования: обучением и воспитанием детей, пе­дагогическим общением, руководством детскими и педагогически -

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

ми коллективами. Активными участниками таких ситуаций, главными исполнителями наиболее важных профессиональных ролей в них являются студенты педагогических учебных заведе­ний, учителя, воспитатели, руководители системы образования, родители.

Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики. Они же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в педагогической деятельности и от которых напрямую зависит ее успешность.

Отбирая методы психодиагностики, изложенные в этой главе, мы прежде всего учитывали образовательные роли, выполняемые взрослыми людьми, всеми студентами высших педагогических учебных заведений, учителями, воспитателями и родителями. Еще до подробного рассмотрения этих методов целесообразно поставить и обсудить общие вопросы, связанные с пси­ходиагностикой взрослых людей.

Психологические проблемы, характерные для большинства взрослых людей, заметно отличаются от аналогичных проблем, свойственных детству и юности. Дошкольные, младшие школь­ные годы, отрочество и ранняя юность — это четыре периода че­ловеческой жизни, которые отличаются психологическим отсут­ствием для детей и молодых людей прошлого, которое необхо­димо оценивать, планируя настоящее и будущее; не существует для них и будущего, которое обязательно необходимо соотносить с настоящим; не существует настоящего, тесным образом связанного с прошлым и с будущим. Три названные составляю­щие человеческой жизни в сознании ребенка, подростка или юно­ши существуют раздельно, каждая как бы сама по себе. Мысли о будущем представляются в основном мечтами, фантазиями и гре­зами, несбыточными и оторванными от жизни зачастую именно потому, что они никак не соотносятся в сознании ребенка с его прошлым и настоящим. То, к чему ребенок стремится в своих мечтах, мало обосновано опытом его прошлой жизни; настоящее, со своей стороны, настолько увлекает детей, что они совершенно забывают, а порой и просто не подозревают о том, что оно есть путь к будущему. Живя мечтами о будущем, даже юноши, не го-

NataHaus.ru – знание без границ

Часть I. Психологическая диагностика

воря уже о детях и подростках, мало думают и делают в настоя­щем для того, чтобы будущее стало реальностью. Отсюда — тра­диционная и много веков из поколения в поколения воспроиз­водящаяся проблема малой эффективности попыток убеждения детей в том,,что, например, в школе необходимо хорошо учиться для того, чтобы подготовить свое будущее, что именно для этого в детстве надо стараться всеми возможными способами приоб­ретать как можно больше разнообразных знаний, умений и на­выков, которые могут понадобиться в будущем. И — столь же традиционное непонимание этого со стороны детей, по крайней мере до тех пор, пока они сами не повзрослеют.

Психология взрослых людей — иная. У них прошлое, настоя­щее и будущее друг без друга уже практически не существуют, чем старше становится человек, тем теснее они переплетаются между собой. Свое будущее взрослый человек строит, ориенти­руясь на прошлый опыт, и, делая из него разумные выводы, при­нимает решение о том, как жить дальше. Настоящее он также соизмеряет с прошлым и, в свою очередь, использует для того, чтобы лучше подготовиться к будущему.

Взрослых людей волнуют в самопознании другие проблемы, чем детей, подростков и юношей. Если дети и подростки в ос­новном интересуются своими физическими, волевыми качест­вами, а юноши еще и моральными, то взрослых в самопознании в основном занимают деловые характеристики, и в первую оче­редь — те, которые связаны со способностями, проявляются в личном и деловом общении с людьми и вызывают с их стороны определенные реакции. Если главный вопрос в детской самооцен­ке формулируется так: «Каков я в сравнении с моим же идеа­лом?», то основная самооценочная проблема для взрослых зву­чит несколько иначе: «Каков я на самом деле и почему люди от­носятся ко мне именно так?»

Существенно различаются мотивация и эмоции взрослых и детей. Система интересов взрослых людей в основном концент­рируется вокруг двух вопросов: обеспечение материального бла­гополучия и достижение морального удовлетворения от жизни. Последнее многие из взрослых людей получают или за счет за­бот о семье, о близких людях, или за счет трудовой деятельнос-

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

ти. В особенности, это относится к людям так называемых твор­ческих профессий, для которых труд зачастую является целью и смыслом их жизни. Мотивация поведения детей главным обра­зом связана с удовлетворением сиюминутных потребностей, а у более старших из них — также с авторитетом и общением со свер­стниками.

Эмоции радости и грусти доминируют в детстве и в то же вре­мя являются в этом возрасте преходящими, почти не оставляя следов в детской душе. Они вызываются главным образом сию­минутными радостями жизни. Детству почти не свойственны та­кие тяжелые человеческие чувства, как одиночество, фрустра­ция, разочарование в жизни, устойчиво плохое самочувствие и настроение. У большинства нормальных, здоровых детей доми­нируют стенические эмоции, в то время как у многих взрослых людей — астенические. Если ребенок является не вполне эмоци­онально уравновешенным, постоянно улыбается и веселится без особых для этого поводов, то это считается вполне нормальным явлением для детства. Но если подобным образом постоянно ве­дет себя взрослый, то его мы воспринимаем как странного челове­ка. Если, напротив, ребенок неизменно печален, грустен, находится в подавленном настроении или просто в течение длительного вре­мени не проявляет никаких стенических эмоций, то у взрослых людей это вызывает обоснованное беспокойство. В то же время постоянное спокойствие, регулярные жалобы на плохое настро­ение и состояние здоровья для взрослых людей считаются нор­мальным явлением. Сделаем из сказанного некоторые выводы для выбора предмета и методов психодиагностики взрослых лю­дей. Во-первых, эти методы в основном должны быть личностно и социально-психологически ориентированными, таккак интел­лектуальное развитие к началу взрослости уже практически за­вершено, а личностное и межличностное еще долгое время про­должаются. Что же касается интеллектуального потенциала в пе­риод взрослости, то речь идет о сохранении общих и в дальней­шем развитии специальных способностей. Поэтому применение общих тестов, направленных на психодиагностику познаватель­ных процессов, должно давать полезную информацию о том, со­храняются ли с возрастом и, если да, то в какой степени те при­родные качества ума, которые у ребенка имелись в детстве.

NataHaus.ru – знание без границ

Часть I. Психологическая диагностика

Специальные способности в зрелом возрасте представляют интерес для психодиагностики прежде всего с точки зрения их соответствия требованиям той или иной профессии, и такая пси­ходиагностика проводится, как правило, при профотборе.

Во-вторых, взрослые люди с гораздо меньшей готовностью участвуют в психодиагностике, чем дети. Это обусловлено заня­тостью взрослых и наличием у них большего количества разно­образных комплексов, чем у детей. Поэтому тесты, предназна­ченные для взрослых людей, должны быть жизненно значимы­ми для них и не отнимать слишком много времени. Кроме того, эти тесты не должны касаться тех сторон души человека, кото­рые он хотел бы скрыть от посторонних людей. Ребенка можно заставить принять участие в исследовании, но со взрослым че­ловеком это делать ни по правовым, ни по моральным сообра­жениям нельзя.

В-третьих, дети с большой готовностью, искренним желани­ем участвуют в групповых обследованиях, испытывая вместе с тем значительные психологические трудности при индивидуаль­ном тестировании и самотестировании. Взрослые, напротив, чаще всего предпочитают индивидуальное тестирование, самотести­рование. Поэтому тесты для взрослых должны выбираться и со­ставляться таким образом, чтобы испытуемый мог без особых усилий отвечать на имеющиеся в них вопросы самостоятельно.

В связи с обсуждаемым вопросом коснемся психодиагности­ки людей студенческого возраста. Поскольку многие студенты колледжей, институтов и вузов, особенно на первых курсах выс­ших учебных заведений, еще сохраняют в себе какие-то детские и юношеские черты, то их тестирование должно проводиться с учетом правил, применимых как для детей раннего юношеского возраста, так и для-взрослых людей. Человек в этом возрасте еще не обладает теми многочисленными комплексами, которые, как мы уже говорили, обычно свойственны взрослым людям, и поэто­му тестирование студентов может быть психологически более от­крытым, чем обследование взрослых людей. Это касается как вы­бора предмета и методов исследования, так и определения под­ходящей обстановки для проведения психодиагностического об­следования.

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 6. Методы психодиагностики студентов, учителей и родителей

ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У СТУДЕНТОВ, УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Для исследования познавательных процессов в студенческом и более старшем возрасте можно использовать те же самые ме­тодики, которые были подробно описаны в предыдущей главе. Однако число их в данном случае можно существенно сократить за счет исключения, например, тех методик, с помощью которых оценивается объем зрительной и слуховой кратковременной и оперативной памяти. Указанные особенности данных видов па­мяти у взрослых людей, как правило, изменяются мало, во вся­ком случае — не улучшаются, если для этого не проводится спе­циальных упражнений. Да и сами такие упражнения вряд ли в состоянии существенно улучшать или долгое время поддержи­вать на высоком уровне кратковременную и оперативную память, так как, во-первых, оба вида памяти с возрастом ухудшаются по естественным причинам; во-вторых — потому, что они, как не­продуктивные (имеется в виду непроизвольная, непосредствен­ная и механическая кратковременная и оперативная память) мало используются в жизни взрослым человеком. Гораздо большая на­грузка приходится на долговременную память, а также на про­извольную, логическую и опосредованную кратковременную и оперативную память.

В связи со сказанным для оценки состояния памяти взрос­лого человека вполне достаточно получить данные о динамике процесса заучивания, в который фактически одновременно вклю­чены все основные виды памяти и ее процессы.

Примерно то же самое можно сказать и о внимании. В сту­денческом и в более старшем возрасте нет, как правило, особой необходимости вновь повторно возвращаться к психодиагности­ке объема внимания и отдельно оценивать такие свойства вни­мания, как распределение и переключение. Гораздо ва<

Наши рекомендации