Мотивация и стиль руководства
В корнях графов мы видим три проблемы, которые можно объединить под этим названием:
22 «Отношение к сотрудникам на фирме такое: "хочешь - работай, хочешь -уходи". Такое чувство, что фирма не дорожит кадрами, а удерживают их лишь высокие заработки».
11 "Авторитарность генерального директора иногда подавляет инициативу сотрудников".
312 "Пора совершенствовать мотивацию: заработная плата, достигнув некоторого уровня, перестает мотивировать на дополнительную активность".
А "демотивирующий стиль руководства"4 раза отмечается среди управленческих ошибок и 5 раз - уже как организационная патология. Это значит, что в отношениях руководства-подчинения указания работникам на их упущения явно преобладают над оценкой их достижений.
Анализ приказов по фирме со 2 августа 1999 г. по середину июня 2001 г. подтвердил эту неприятную особенность корпоративной культуры "XL": негативные и1 позитивные воздействия в приказах соотносятся 6 к 1. При этом разнообразие наказаний необычно велико: "предупредить" -13, "штраф" -40, "замечание" -2, "вы-
г
говор" - 3, "указать" - 1, "уволить" - 1. Штрафы - самый многочисленный вид санкций - вообще не предусмотрены трудовым законодательством, т. е. незаконны.
Как известно, поощрение за положительное эффективнее, чем наказание за отрицательное. Демотивированные работники обычно ориентируются на минимальное исполнение обязанностей и заданий, если они не прямо связаны с их личным заработком, и уклоняются от всяких забот за этим пределом. Организация теряет энергетику, растет ее инерционность.
Для решения проблем мотивации и оценки персонала могут быть предложены специальные технологии. Хорошим примером таковых может служить мотивирующая оценка персонала(МОТ), гибко и точно ориентирующая работников на цели фирмы.
Анализ показывает, что фирма "XL" сейчас находится на новой стадии своего развития, требующей серьезного пересмотра прежних методов работы с персоналом. Помимо мотивации это относится и к планированию карьеры перспективных сотрудников (проблема № 27: "Перспективным сотрудникам трудно сделать карьеру на фирме. В будущем это может привести к их уходу").
Понятно, что в иерархической структуре чем выше, тем меньше руководящих постов. Именно для преодоления подобных ограничений используются разные варианты внедолжностной карьеры,к чему и следует приступить.
Еще одна задача - развитие командности, корпоративного духа на фирме (проблемы № 5 "Конфликтность в коллективе вследствие конкуренции из-за клиентов", № 12 "На фирме нет слаженной управленческой команды, а отсюда и ошибки на рынке", № 342 "Ведущие сотрудники не участвуют в решениях о реорганизации, отчего страдают сами эти решения и много нервозности среди сотрудников", № 36 "Некоторые наши продавцы наработали свои интересные методики, но у нас нет практики взаимообогащения, что приводит к общей упущенной выгоде"). На фирме действительно нет полноценной управленческой команды, хотя опыт огромного числа фирм показывает насущную необходимость в ней в условиях укрупнения бизнеса. Существуют специальные технологии коман-дообразования.
VI. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ
Несмотря на нынешнее экономическое благополучие "XL", ему все больше угрожают две растущие опасности:
1. Усиление рисков от просчетов в действиях на рынке.Такие риски всегда возрастают при больших объемах закупок и продаж, особенно же при крупных вложениях в производство. Обострение этих рисков возникает от несоответствия прежних способов поведения на рынке этим объемам и неизбежному росту конкуренции.
i 2. Снижение управляемостифирмы по нескольким важнейшим параметрам: - рассогласование целей на уровне подразделений и работников; ~ слабая мотивированность сотрудников по отношению ко всему, что прямо
не сводится к заработку;
~ низкая осуществляемость управленческих решений (сейчас она оценивается руководителями подразделений на уровне 50-70% от всего объема решений).
Иначе говоря, фирма "XL" сейчас подошла к рубежу, за которым рост без Развитиястановится деструктивным.